Исследование спроса на продукцию предприятия на примере супермаркета "Командор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в развитии теоретических и методологических аспектов исследования спроса, также исследовать потребительский спрос на продукцию предприятия ООО «Дуплет» и предложить мероприятия по росту потребительской удовлетворённости в продукции предприятия.

В исполнении поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач.

Во-первых, рассмотреть теоретические и методические основы изучения и прогнозирования спроса потребительских товаров.

Во-вторых, дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Дуплет» за 2009 - 2010 г.г.

В-третьих, провести анализ потребительского спроса на продукцию предприятия.

Содержание работы

Введение

1. Методические основы исследования спроса на продукцию предприятия

1.1 Направления исследования спроса на продукцию предприятия

1.2 Обобщающий анализ методик исследования спроса на продукцию предприятия

1.3 Информационно-методическое обеспечение этапов исследования спроса на продукцию предприятия

2. Организация процесса исследования спроса на продукцию предприятия

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Программа и этапы исследования спроса на продукцию предприятия

3. Результаты исследования спроса на продукцию предприятия

3.1 Результаты исследования спроса на существующий ассортимент супермаркета «Командор»

3.2 Результаты исследования спроса на продукцию собственного производства супермаркета «Командор»

3.3 Предложения и мероприятия по росту потребительской удовлетворенности в продукции предприятия

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 90.38 Кб (Скачать файл)

 

· сплошного количественно-суммового  учета продаж и остатков товаров;

 

· внеучетных источников информации за счет панельных опросов потребителей, экспертов и торговых корреспондентов;

 

· социологических опросов, ставящих своей целью получение  информации, необходимой для выявления  типологии потребителей и построения модели поведения;

 

· информационно-маркетинговых  центров различных видов и  форм.

 

В процессе исследования спроса использование экономико-математических методов начинается на этапе определения  необходимой численности выборки  для проведения выборочного обследования.

 

Различный характер спроса на отдельные товары определяется специфическими особенностями их потребительских  свойств и требует дифференцированного  подхода к их изучению.

 

Анализ потребительского спроса начинается с описательной модели конкретного товарного рынка, которая  содержит информацию о его качественном своеобразии. Разработке описательной модели предшествует анализ и количественная оценка присущих данному рынку тенденций  и причинно-следственных связей.

 

Конечной целью анализа  спроса является разработка прогнозов  емкости рынка. Для товаров длительного  пользования, например, означает определение  объема первичного спроса и спроса на замену.

 

Подходы к прогнозированию  спроса по отдельным компонентам  расчетным путем в условиях не насыщенности товарного предложения  часто являются затруднительными и  даже не реализуемыми. Это обстоятельство является причиной применения моделирования  спроса на основе уравнений множественной  регрессии с учетом действия специфических  факторов.

 

Поскольку конъюнктура конкретного  товарного рынка характеризуется  как общеэкономическими, так и  специфическими, только ей присущими  факторами, то центральной проблемой  создания методики анализа и прогнозирования  спроса является разработка потоварных моделей, в ходе которой предстоит учитывать множество переменных величин, а также факторов не поддающихся количественному измерению. Наиболее эффективным в выявлении этих факторов является метод проведения обследования или анкетирования на базе выборочной совокупности.

 

Для оценки правильности выдвинутых гипотез относительно связей, управляющих  конкретными экономическими явлениями  и процессами, используются коэффициенты оценки и проверки существенности взаимосвязи, т.е. коэффициенты корреляции, детерминации, аппарат эконометрического моделирования  и др.

 

Рынок требует от производителя  товаров и торговли глубоких знаний об адресате продукции: его социального, экономического и психологического портрета. Это требует применение специфических методов анализа  спроса - сегментация рынка.

 

Одним из недостатков коэффициентов  взаимосвязи и эконометрических моделей является тот факт, что  анализ приходится проводить на скудных  или недоброкачественных данных. Этот пробел могут частично восполнить имитационные модели. В процессе имитационного  моделирования некоторые факторы, а другие заданным образом изменяются, т.е. появляется возможность проведения контролируемых машинных экспериментов. В этом случае поиск решения осуществляется путем проигрывания средствами вычислительной техники различных вариантов моделирования экономической ситуации, удовлетворяющих ряду выбранных критериев эффективности.

 

Усиление роли микроэкономического  анализа предполагает использование  метода анализа кривых спроса и предложения. Статистические данные о рынке, являющиеся главным источником информации для  построения кривых спроса и предложения, имеют характер временных рядов: с одной стороны - цены товара, а  с другой - количества этого товара, проданного по данной цене. По нанесенным данным строится кривая определяющая экономическую зависимость.

 

Последующий анализ позволяет  определить эластичность или неэластичность спроса на различных ценовых интервалах. В этих целях 

 

Проигрывание различных  ситуаций установления начальной цены при различных объемах торговых сделок позволяет определить возможные  границы, в пределах которых может  быть установлена рыночная цена.

 

Реализация поставленных задач в анализе спроса с помощью  экономико-математических, экономико-статистических методов анализа, методов выборочного  сбора данных, их обработки и анализа  требует создания специализированных программных комплексов, АРМ специалистов по сбору оценке и анализу информации на предмет определения, изучения и  прогнозирования спроса.

 

Формирование рынка и  овладение методами его регулирования  ставят перед непосредственными  исполнителями задачи практического  внедрения маркетинговых исследований и обоснования принимаемых решений.

 

Принятие эффективных  и адекватных действительности управленческих решений во многом зависит от достоверности, своевременности и адекватности информации. Обеспечение управления качественной информации основывается на целесообразном и адекватном использовании  методов сбора, анализа и интерпретации  информации. Одним из важнейших разделов информационного обеспечения управления производством является маркетинговая  информация, как определяющая стратегию  развития предприятия.

 

1.3 Информационно-методическое  обеспечение этапов исследования  спроса на продукцию предприятия

 

Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для  анализа и прогнозирования маркетинговой  деятельности.

 

Принятие управленческих решений в маркетинге базируется на сути самого процесса управления, являющегося  информационным процессом. Правильность и ценность управленческих решений  в маркетинге в значительной мере зависит от информационного обеспечения  процесса управления, включающие следующие  стадии:

 

· формулировка целей и  установление приоритетов 

 

· получение информации об изучаемом объекте 

 

· переработка информации и принятие решения 

 

· выдача управленческих предписаний

 

· контроль за исполнением и оценка деятельности

 

· формирование новой информации.

 

Все стадии процесса управления маркетинговой деятельностью взаимосвязаны  и на каждой из них формируется  определённая информация, которая является основой для функционирования следующей  стадии. При этом процесс управления обязательно предполагает наличие  обратной связи, обеспечивающей передачу информации либо о реакции управляемого объекта на предыдущие управляющие  воздействия, либо об изменениях состояния  наблюдаемой системы.

 

Таким образом, информационное обеспечение есть процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей  в информации, основанной на применении специальных методов и средств  её получения, обработки, накопления и  выдачи в удобном для использования  виде.

 

 

Единство принципов маркетинговой  информации не противоречит возможной  ее дифференциации в соответствии с  объективными условиями маркетинга. Различаются следующие типы маркетинговой  информации.

 

По форме планирования маркетинга.

 

Оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования; ее разновидностью является предупреждающая, или сигнальная, информация, вид краткосрочного прогноза.

 

Стратегическая - используемая в стратегическом планировании (отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).

 

По месту сбора информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. К внешней относятся:

 

· информация, собираемая и  разрабатываемая Российским статистическим агентством и его местными органами, а также другими государственными и общественными организациями, в том числе официальные публикации;

 

· информация, собираемая и  разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями;

 

· информация, публикуемая  в СМИ;

 

· информация рекламного и  коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п.

 

В свою очередь внутренняя информация по времени использования  делится на первичную и вторичную.

 

Первичная информация собирается специально для конкретных маркетинговых  потребностей фирмы. К первичной  информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные  обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует.

 

Вторичная информация - это  уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных маркетинговых потребностей фирмы.

 

Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для  других целей (например, бухгалтерский  учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов государственной  статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой. Вся внешняя  информация для маркетинга фирмы  является вторичной. Иногда информация в маркетинге делится на кабинетные исследования, т.е. работа с уже кем-то собранными материалами, и на полевые  исследования, т.е. первичный сбор материала  для конкретного маркетингового исследования. Вся первичная информация собирается в форме полевого исследования. На рисунке 2 показано разделение маркетинговой информации на внешнюю и внутреннюю, а также на первичную и вторичную.

 

Большое значение имеет классификация  информации по ее назначению. Часть  информации представляет собой объект анализа: оценки рыночной ситуации, выявление  закономерностей и тенденций, разработка прогнозных моделей и т.п. Ее можно  назвать аналитической. К ней  примыкает рекомендательная информация, в частности предложенная консалтинговыми  фирмами. Сюда же относятся собранные  и разработанные фирмой или внешними информационными службами базы данных, прогнозы и сценарии. Особое место  занимает сигнальная информация. Она  по своему характеру предупреждает  о возможных сдвигах и изменениях. Создаваемый на основе такой информации мониторинг позволяет гибко реагировать  на ожидаемые смены курса рынка  и регулировать некоторые рыночные процессы. С ней связана регулирующая информация. Часть информации предприятия  заказывают специализированным маркетинговым  и консалтинговым фирмам.

 

Публикации

 

Материалы официальных ведомств

 

Рекламные материалы (в том  числе выставки, ярмарки) 

ВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Средства массовой информации

 

Научная информация

 

Слухи 

 

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ  

 

ПЕРВИЧНАЯ:

 

специальные обследования (полевые  исследования) 

ВТОРИЧНАЯ:

 

статистическая отчетность; бухгалтерский учет; планово-экономические  расчеты (кабинетные исследования)  

 

Регистры, бюллетени, справочники  предприятий  

 

 

 

Рисунок 2 - Типология маркетинговой  информации

 

Информация такого рода называется рекомендательной. Вспомогательным  и служебным целям, а также  целям маркетинг - менеджмента служит справочная и нормативная информация. Классификация информации по этим признакам  дана в таблице 1.

 

 Таблица 1 - Группировка  маркетинговой информации по  назначению

 

Тип информации 

Назначение 

Где представлена информация 

 

А 

Б 

В 

 

Справочная 

Вспомогательные, служебные  цели 

Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература 

 

Нормативная 

Различные нормы и нормативные  акты, управление 

Нормативные справочники, сборники законов и постановлений 

 

Аналитическая 

Выявление и моделирование  закономерностей, тенденций, взаимосвязей 

Динамические ряды, ряды распределения, группировки и т.п. 

 

Рекомендательная 

Консалтинговые цели, базы данных 

Рекомендации на основе заказных или спонтанных исследований, прогнозы и сценарии 

 

Сигнальная 

Мониторинг 

Расчеты и факты, краткосрочные  прогнозы и экстраполяция

 

И 

 

Регулирующая 

Контроллинг 

Информация об отклонениях  от плана

 

 

 

 

Информация различается  по регулярности ее поступления, сбора. Постоянная информация отражает неизменный характер некоторых рыночных явлений  и процессов (например, параметры  рыночной ситуации или основные параметры  деятельности предприятия). Часть постоянной информации поступает непрерывно, без  существенных промежутков. Другая часть - дискретная информация - собирается с  определенными промежутками во времени (например, товарные запасы регистрируются один раз в месяц).

Информация о работе Исследование спроса на продукцию предприятия на примере супермаркета "Командор"