СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………...........
|
3 |
1 Спрос как объект анализа …………………………………....
|
5
|
1.1 Сущность рыночного
спроса и его виды…………………………. |
5 |
1.2 Факторы, влияющие на
формирование рыночного спроса………... |
8 |
1.3 Методики расчета величины
рыночного спроса…………………… |
11
|
2 Анализ спроса на чай на рынке г. Хабаровска…………........
|
20
|
2.1 Методика проведения исследования
спроса чая г. Хабаровска…… |
20 |
2.2 Результаты исследования
спроса чая г. Хабаровска……………….. |
26 |
2.3 Выводы и рекомендации
………………………...…………………...
|
42 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
………...
|
45 |
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………........ |
47 |
ВВЕДЕНИЕ
Спрос и предложение считаются
одними из важнейших категорий рыночной
экономики. Они способны дать как
глубокое представление об экономических
проблемах отдельно взятой страны,
так и о функционировании всей
экономической системы в целом.
Рыночный спрос – это
общий объём потребительских
покупок конкретной марки товара
или совокупности марок товара на
конкретном рынке за определенный период
времени.
В настоящее время исследование
спроса на рынке является актуальным,
т.к. спрос влияет на деятельность каждой
организации. Данные об объеме спроса
и его структуре могут использоваться
для обоснования планирования объема
продаж. Используя информацию о размере
спроса, компании планируют объемы закупок,
ассортимент товаров и т.д.
Знание спроса и умение
корректировать деятельность компании,
учитывая размер спроса и контролируемые
и неконтролируемые факторы, влияющие
на него, является гарантией успеха
организации.
Исследование спроса на рынке
чайной продукции г. Хабаровска также
является актуальным. Этот продукт актуален
и уникален всегда, т.к. вплоть до нашего
времени он приобретается практически
каждым и соответственно представляет
большой интерес для организаций, работающих
в данной отрасли.
Для того, чтобы приступить
к изучению потребительского спроса
на конкретном рынке, необходимо четко
понимать границы данного рынка.
В общем виде рынок чая и
чайной продукции делится на две
большие группы:
- натуральный чай;
- холодный чай и чайные напитки (чайная продукция).
Каждая из этих групп удовлетворяет
принципиально разные потребности.
Холодный чай является прекрасным средством
утоления жажды и приобретается
по большей части вне дома. Натуральный
же чай приобретается для того, чтобы
насладиться его вкусом и ароматом в комфортной
уютной обстановке. Соответственно проводить
исследование по двум группам нецелесообразно,
т.к. они абсолютно разные по своему назначению
и требуют отдельного изучения. К тому
же, по рынку всей чайной продукции не
представляется возможным найти статистические
данные. Поэтому в данном исследовании
товарные границы рынка чайной продукции
будут сужены до рынка чая.
Целью данной работы является
оценка состояния текущего спроса на
рынке чая г. Хабаровска и перспектив
его развития. Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
- Определить размер и структуру текущего спроса на рынке чая г. Хабаровска.
- Выявить динамику развития спроса на рынке чая г. Хабаровска.
- Определить потенциальный размер потребительского спроса на рынке чая г. Хабаровска.
- Выявить факторы, влияющие на спрос на рынке чая г. Хабаровска.
- Составить прогноз развития спроса на рынке чая г. Хабаровска.
Объектом исследования в данном
случае является рынок чая г. Хабаровска,
предметом – размер и структура спроса
на чай на рынке г. Хабаровска.
Методологическую базу данного
исследования составляют труды отечественных
и зарубежных учёных. Среди них: Котлер
Ф., Голубков Е.П., Черчилль Г.А., Орлов А.И
и др.
При выполнении работы использовались
общенаучные методы исследования и
методы статистического анализа.
1 Спрос как объект анализа
- Сущность рыночного спроса и его виды
Спрос является одним из
фундаментальных понятий рыночной
экономики. Спрос – это количество товара,
которое хотят и могут приобрести покупатели
за определенный период времени при всех
возможных ценах на этот товар [6]. Понятие
«спрос» отражает желание и возможность
приобрести товар. Соответственно,
если отсутствует одна из этих характеристик,
отсутствует и спрос.
Рыночный спрос – это
общий объем продаж на определенном
рынке (частном или совокупном) определенной
марки товара или совокупности марок
товара за определенный период времени.
Существует два вида рыночного спроса:
совокупный и спрос на товары компании
[3].
Совокупный спрос –
это общий объем покупок товаров,
совершаемый потребителями на конкретной
территории в определенный период времени
при сложившихся рыночных условиях.
Спрос на товары компании (селективный
спрос) – это часть совокупного
спроса, приходящаяся на товары конкретной
фирмы. Его можно рассчитать по ниже
приведенной формуле:
Qi=Qсов×Di ,
(1)
где Qi – объем продаж товара
компании в текущем периоде;
Qсов – совокупный объем
продаж данного товара в текущем периоде;
Di – доля рынка компании.
Различают 3 уровня рыночного
спроса: минимальный, текущий и потенциальный.
Минимальный спрос – базовый
объем потребления товаров, существующий
при отсутствии каких-либо усилий на
маркетинг.
Текущий спрос – объем
потребления конкретного товара
в конкретный период времени при
определенном уровне маркетинговых
затрат и условий
Потенциальный спрос –
предельный объем потребления, который
наблюдался бы при приближении маркетинговых
затрат к такой величине, при которой
их дальнейший рост не приводит к росту
спроса на товар [3].
Существуют следующие
виды спроса на рынке [3]:
- Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. Задача маркетинга – проанализировать почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
- Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа – изучением иностранного языка. Задача маркетинга – отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
- Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Задача маркетинга – оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
- Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации. Задача маркетинга – обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
- Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. Задача маркетинга – изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
- Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга – поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
- Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае «демаркетингом», - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг.
- Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий.
Проводятся кампании против
распространения сигарет, спиртных
напитков, наркотических средств, огнестрельного
оружия. Задача маркетинга – убедить
любителей чего-то отказаться от своих
привычек, распространяя устрашающие
сведения, резко поднимая цены и
ограничивая доступность товара.
- Факторы, влияющие на формирование рыночного спроса
На формирование рыночного
спроса оказывают воздействие две
группы факторов:
- контролируемые фирмой;
- неконтролируемые.
К контролируемым факторам
спроса относят инструменты операционного
маркетинга:
- товар или «решение» проблемы покупателя, т.е. набор создаваемых благ;
- цена – совокупность издержек, которые несет покупатель, чтобы воспользоваться благами выбираемого решения;
- место покупки – реализация товара в месте, наиболее удобном для покупателя;
- продвижение – все виды информации о достоинстве предлагаемого товара с целью стимулирования спроса.
К неконтролируемым факторам, влияющим
на состояние рыночного спроса, относят:
- потребители (характеристики, межличностное
влияние, процесс принятия решений, организации);
- независимые средства маркетинговой
информации (печать, телевидение, радио
и др.);
- технология (достижения, ограничения
по ресурсам);
- конкуренция (структура, стратегия маркетинга
конкурентов, взаимоотношения в каналах
сбыта и т.д.);
- экономическая обстановка (темпы роста,
издержки, уровень инфляции, безработица);
- законодательство;
- политическая обстановка.
Согласно другой классификации, факторы,
влияющие на формирование спроса, делят
на ценовые и неценовые факторы.
Главным фактором спроса является цена
товара, которая влияет на него в
соответствии с законом спроса. Закон
спроса – закон, в соответствии с
которым при увеличении цены на товар
спрос на этот товар снижается
при прочих неизменных факторах.
Неценовыми факторами спроса считают
факторы, влияющие на величину спроса,
и не связанные с ценой товара.
При изменении неценовых факторов изменяется
величина спроса при заданных величинах
цены.
К неценовым факторам относят:
- Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.
- Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
- Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду.
- Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.
- Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
- Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары.