Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:28, дипломная работа
Рыночный спрос – это общий объём потребительских покупок конкретной марки товара или совокупности марок товара на конкретном рынке за определенный период времени.
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………...........
3
1 Спрос как объект анализа …………………………………....
5
1.1 Сущность рыночного спроса и его виды…………………………. 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование рыночного спроса………... 8
1.3 Методики расчета величины рыночного спроса…………………… 11
2 Анализ спроса на чай на рынке г. Хабаровска…………........
20
2.1 Методика проведения исследования спроса чая г. Хабаровска…… 20
2.2 Результаты исследования спроса чая г. Хабаровска……………….. 26
2.3 Выводы и рекомендации ………………………...…………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………...
45
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………........ 47
Более детально структура спроса представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Подробная структура спроса на рынке чая, проценты
Рисунок 2 показывает, что в большей степени спросом пользуется традиционный черный чай. Это связано с тем, что этот чай имеет более глубокие корни по сравнению с другими видами чая. В России черный чай пьют с медом, добавляют лимон, что неприемлемо к другим видам чая. Второе место занимает зеленый чай. Возможно, это связано с модой, а также с тем, что зеленый чай обладает большим количеством целебных свойств. Сейчас популярными становятся ароматизированные и травяные чаи, но они пока занимают незначительную долю в общей структуре спроса. Последнее место принадлежит белым и красным видам чая, т.к. они еще слабо представлены в России.
В результате исследования была получена информация относительно марок, которые являются наиболее предпочтительными для потребителей (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура спроса на различные марки чая, проценты
Как видно, по рейтингу наиболее покупаемых марок чая лидируют три бренда: «Ahmad», «Greenfield» и «Lipton». Все перечисленные марки являются представителями среднего ценового сегмента. Чаи «Майский чай», «Akbar» и «Принцесса Нури» также принадлежат к маркам среднего ценового сегмента. Можно сделать вывод, что жители г. Хабаровска при выборе чая стараются ориентироваться больше на его качество, чем на цену.
Далее, в таблице 2, представлена структура спроса чая в зависимости от количества членов в домохозяйстве.
Таблица 2 – Структура потребления чая в разрезе категорий потребителей
Состав домохозяйства, чел. |
Весовой чай, проценты |
Фасованный чай, проценты |
Пакетированный чай, проценты |
1 |
6 |
8 |
45 |
2 |
9 |
10 |
27 |
3 |
17 |
21 |
13 |
4 |
29 |
29 |
11 |
4 и более |
39 |
32 |
4 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Из таблицы 2 видно, что одинокие люди предпочитают покупать пакетированный чай, так как потребляют его в достаточно небольших количествах и время заваривания для них является одним из ключевых критериев выбора. Для домохозяйств, в состав которых входит более двух человек, покупать пакетированный чай становится неэкономично, и они переключаются на весовой и фасованный чаи.
В результате исследования также была выявлена зависимость спроса на определенный вид чая от возраста потребителей. Ниже, в таблице 3, представлена обнаруженная взаимосвязь.
Таблица 3 – Структура спроса на чай
Возрастной интервал, лет (года) |
Весовой чай, проценты |
Фасованный чай, проценты |
Пакетированный чай, проценты |
15-24 |
7 |
25 |
68 |
25-34 |
11 |
29 |
60 |
35-44 |
12 |
47 |
41 |
45-54 |
17 |
50 |
33 |
Старше 65 |
8 |
32 |
62 |
Используя полученные результаты
можно сделать следующие
Далее, на рисунке 4, представлена структура спроса чая в зависимости от страны происхождения.
Рисунок 4 – Структура спроса чая в зависимости от страны происхождения
По рисунку 4 видно, что
жители г. Хабаровска отдают предпочтение
в большей степени индийскому
и цейлонскому чаям. Это объясняется
тем, что первые чаи, которые начала
импортировать Россия, были из Индии
и о. Цейлона, соответственно именно
эти чаи первыми появились
на прилавках магазинов и
Структура спроса на чай в зависимости ценового сегмента выглядит следующим образом (рисунок 5):
Рисунок 5 – Структура спроса чая в зависимости ценового сегмента
Рисунок 5 позволяет сделать вывод, что в г. Хабаровске спросом больше всего пользуются чаи среднего ценового сегмента. 63 респондента из ста опрошенных отметили, что отдают предпочтение данному чаю. 24 респондента приобретают чаи из экономичного ценового сегмента и 13 опрошенных – чаи из премиального ценового сегмента. Это говорит о том, что в целом люди ценят хороший качественный чай, придают значение его выбору и готовы потратить больше денег, чтобы получить отличное качество.
Далее была рассчитана потенциальная емкость рынка в натуральном и в стоимостном выражении.
Найти потенциальную емкость рынка в натуральном выражении не составило большого труда. Согласно статистике объем среднедушевого потребления чая в России составляет 1,2 кг. в год [31]. Предположим, что в г. Хабаровске потребление чая находится на этом же уровне. Размер генеральной совокупности – 490 548 человек. Воспользовавшись формулой 3, получим, что потенциальная емкость рынка в натуральном выражении равна 588 658 кг.
Для того, чтобы рассчитать
потенциальную емкость рынка
в стоимостном выражении
Затем была рассчитана текущая емкость рынка в натуральном и в стоимостном выражении.
Для расчета была использована формула 14:
(14)
Последовательно были найдены все показатели, необходимые для определения емкости рынка.
Первое, было найдено общее потребление чая посетителями организаций общественного питания г. Хабаровска. За число человек, посещающих такие организации, была взята численность генеральной совокупности (490 548 человек). Согласно результатам анкеты жители г. Хабаровска посещают организации общественного питания со следующей частотой:
Затем была вычислена средняя частота посещения в расчете на одного человека. Она составила 4 раза в месяц или 48 раз в год.
Средний объем одного заказа
чая в организациях общественного
питания был рассчитан
Средний объем заказа чая в расчете на одного человека составил примерно 7 гр.
Подставив полученные значения в формулу получим, что общее потребление чая в организациях общественного питания г. Хабаровска равно 164 824 кг в год.
Далее были произведены расчеты по каждой категории чая (пакетированный, весовой, фасованный).
Пакетированный. Согласно анкете пакетированный чай приобретают 62 человека. Проецируя это число на генеральную совокупность, получим, что пакетированный чай в г. Хабаровске потребляют 304 140 человек. Среднее количество членов домохозяйств, предпочитающих данный вид чая, равно 2. Затем были рассчитаны средние значения частоты покупки и объема потребления. Ниже представлены результаты анкеты по объему покупки пакетированного чая:
Средняя объем покупки пакетированного чая составил 45 пакетиков или 90 гр. (вес одного пакетика равен примерно двум гр.)
Также были проанализированы следующие результаты анкеты по частоте покупки пакетированного чая:
Средняя частота покупки чая составила 1 раз месяц.
Используя полученные результаты, была вычислена емкость рынка пакетированного чая г. Хабаровска, которая составила 164 236 кг.
Весовой. Согласно анкете весовой чай приобретают 12 человек. Проецируя это число на генеральную совокупность, получим, что весовой чай в г. Хабаровске потребляют 58 866 человек. Среднее количество членов домохозяйств, предпочитающих данный вид чая, равно 3. Затем были рассчитаны средние значения частоты покупки и объема потребления. Ниже представлены результаты анкеты по частоте покупки весового чая:
Средняя частота покупки чая составила 1 раз месяц.
Результаты анкеты дали следующие результаты относительно объема покупок весового чая:
Средний объем покупки весового чая составил 225 гр.
Используя полученные результаты, была вычислена емкость рынка весового чая г. Хабаровска, которая составила 52 979 кг.
Фасованный. Согласно анкете фасованный чай приобретают 44 человека. Проецируя это число на генеральную совокупность, получим, что фасованный чай в г. Хабаровске потребляют 215 841 человек. Среднее количество членов домохозяйств, предпочитающих данный вид чая, равно 3. Затем были рассчитаны средние значения частоты покупки и объема потребления. Ниже представлены результаты анкеты по объему покупки весового чая:
Информация о работе Исследование спроса на рынке чая г. Хабаровска