Исследование спроса на рынке чая г. Хабаровска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:28, дипломная работа

Описание работы

Рыночный спрос – это общий объём потребительских покупок конкретной марки товара или совокупности марок товара на конкретном рынке за определенный период времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………...........
3
1 Спрос как объект анализа …………………………………....
5
1.1 Сущность рыночного спроса и его виды…………………………. 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование рыночного спроса………... 8
1.3 Методики расчета величины рыночного спроса…………………… 11
2 Анализ спроса на чай на рынке г. Хабаровска…………........
20
2.1 Методика проведения исследования спроса чая г. Хабаровска…… 20
2.2 Результаты исследования спроса чая г. Хабаровска……………….. 26
2.3 Выводы и рекомендации ………………………...…………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………...
45
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………........ 47

Файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 169.96 Кб (Скачать файл)

Более детально структура  спроса представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Подробная  структура спроса на рынке чая, проценты

Рисунок 2 показывает, что в большей степени спросом пользуется традиционный черный чай. Это связано с тем, что этот чай имеет более глубокие корни по сравнению с другими видами чая. В России черный чай пьют с медом, добавляют лимон, что неприемлемо к другим видам чая. Второе место занимает зеленый чай. Возможно, это связано с модой, а также с тем, что зеленый чай обладает большим количеством целебных свойств. Сейчас популярными становятся ароматизированные и травяные чаи, но они пока занимают незначительную долю в общей структуре спроса. Последнее место принадлежит белым и красным видам чая, т.к. они еще слабо представлены в России.

В результате исследования была получена информация относительно марок, которые являются наиболее предпочтительными  для потребителей (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Структура  спроса на различные марки чая, проценты

Как видно, по рейтингу наиболее покупаемых марок чая лидируют три  бренда: «Ahmad», «Greenfield» и «Lipton». Все перечисленные марки являются представителями среднего ценового сегмента. Чаи «Майский чай», «Akbar» и «Принцесса Нури» также принадлежат к маркам среднего ценового сегмента. Можно сделать вывод, что жители г. Хабаровска при выборе чая стараются ориентироваться больше на его качество, чем на цену.

Далее, в таблице 2, представлена структура спроса чая в зависимости  от количества членов в домохозяйстве.

Таблица 2 – Структура  потребления чая в разрезе  категорий потребителей

Состав домохозяйства, чел.

Весовой чай, проценты

Фасованный чай, проценты

Пакетированный чай, проценты

1

6

8

45

2

9

10

27

3

17

21

13

4

29

29

11

4 и более

39

32

4

Итого

100

100

100


 

Из таблицы 2 видно, что  одинокие люди предпочитают покупать пакетированный чай, так как потребляют его в достаточно небольших количествах  и время заваривания для них  является одним из ключевых критериев  выбора. Для домохозяйств, в состав которых входит более двух человек, покупать пакетированный чай становится неэкономично, и они переключаются  на весовой и фасованный чаи.

В результате исследования также была выявлена зависимость  спроса на определенный вид чая от возраста потребителей. Ниже, в таблице 3, представлена обнаруженная взаимосвязь.

 

Таблица 3 – Структура  спроса на чай

Возрастной интервал, лет (года)

Весовой чай, проценты

Фасованный чай, проценты

Пакетированный чай, проценты

15-24

7

25

68

25-34

11

29

60

35-44

12

47

41

45-54

17

50

33

Старше 65

8

32

62


 

Используя полученные результаты можно сделать следующие выводы:

  • Молодые люди в возрасте от 15-34 лет в большей степени предпочитают пакетированный чай, т.к. в основном ведут активный образ жизни, постоянно находятся в движении, ценят время. А данный вид чая отвечает всем предъявленным требованиям. Он экономит время на заваривание, удобен в использовании.
  • Люди постарше, в возрасте от 35-54, как правило, ведут размеренный образ жизни, не торопятся. Они предпочитают весовые и фасованные чаи. Не смотря на то, что заваривание таких чаев занимает больше времени, чем заваривание пакетированного чая, этот чай обладает более натуральным совершенным качеством, более изысканным ароматом.
  • Люди старше 65 лет в основном уделяют достаточно мало времени выбору чая, они предпочитают фасованному и весовому чаю пакетированный чай. 

Далее, на рисунке 4, представлена структура спроса чая в зависимости  от страны происхождения.

 

Рисунок 4 – Структура спроса чая в зависимости от страны происхождения

По рисунку 4 видно, что  жители г. Хабаровска отдают предпочтение в большей степени индийскому и цейлонскому чаям. Это объясняется  тем, что первые чаи, которые начала импортировать Россия, были из Индии  и о. Цейлона, соответственно именно эти чаи первыми появились  на прилавках магазинов и завоевали  сердца потребителей. К тому же, данные чаи обладают наибольшей популярностью  благодаря признанному хорошему качеству. В последнее время все  больше пользуется спросом китайский  чай. Возможно, это связано с тем, что г. Хабаровск расположен относительно близко к Китаю, и именно поэтому  Китай притягивает Хабаровчан в  качестве места отдыха (относительно невысокая стоимость путевок). Там  же они и приобретают различные  сорта китайского чая в качестве подарков, а также для личного  пользования. Меньшей популярностью  пользуется российский чай, т.к. в России чай производят лишь в Краснодарском  крае в небольших объемах, и продается  он в основном на западе. Турецкий, африканский  и японский чаи занимают незначительную долю в структуре спроса чая в  зависимости от страны происхождения.

Структура спроса на чай  в зависимости ценового сегмента выглядит следующим образом (рисунок 5):

Рисунок 5 – Структура спроса чая в зависимости ценового сегмента

Рисунок 5 позволяет сделать  вывод, что в г. Хабаровске спросом  больше всего пользуются чаи среднего ценового сегмента. 63 респондента из ста опрошенных отметили, что отдают предпочтение данному чаю. 24 респондента  приобретают чаи из экономичного ценового сегмента и 13 опрошенных –  чаи из премиального ценового сегмента. Это говорит о том, что в  целом люди ценят хороший качественный чай, придают значение его выбору и готовы потратить больше денег, чтобы получить отличное качество.

Далее была рассчитана потенциальная  емкость рынка в натуральном  и в стоимостном выражении.

Найти потенциальную емкость  рынка в натуральном выражении  не составило большого труда. Согласно статистике объем среднедушевого потребления  чая в России составляет 1,2 кг. в  год [31]. Предположим, что в г. Хабаровске потребление чая находится на этом же уровне. Размер генеральной совокупности – 490 548 человек. Воспользовавшись формулой 3, получим, что потенциальная емкость рынка в натуральном выражении равна 588 658 кг.

Для того, чтобы рассчитать потенциальную емкость рынка  в стоимостном выражении пришлось обратиться к статистической информации [31]. В ней отмечено, что в 2011 г. объем рынка чая в России составил 1,5 млрд. долларов, а объем внутреннего потребления чая составил 180 тыс. тонн. Произведя необходимые вычисления и преобразования, получили среднюю стоимость одного кг. чая и она равна 245 руб. Умножив данное число на потенциальную емкость рынка в натуральном выражении, а именно на 588 658 кг., получим, что потенциальная емкость рынка чая в стоимостном выражении равна 144 221 210 руб.

 Затем была рассчитана текущая емкость рынка в натуральном и в стоимостном выражении.

Для расчета была использована формула 14:

                                    (14)

 

Последовательно были найдены  все показатели, необходимые для  определения емкости рынка.

Первое, было найдено общее  потребление чая посетителями организаций  общественного питания г. Хабаровска. За число человек, посещающих такие  организации, была взята численность  генеральной совокупности (490 548 человек). Согласно результатам анкеты жители г. Хабаровска посещают организации общественного питания со следующей частотой:

  • 1 раз в 3-4 мес.              – 31 человек
  • 1 раз в мес.                    – 16 человек
  • 1 раз в две недели         – 11 человек
  • 1 раз в неделю               – 15 человек
  • 2-3 раза в неделю          – 12 человек
  • Более 3 раз в неделю     – 15 человек

Затем была вычислена средняя  частота посещения в расчете  на одного человека. Она составила 4 раза в месяц или 48 раз в год.

Средний объем одного заказа чая в организациях общественного  питания был рассчитан аналогичным  способом. Ниже представлены результаты анкеты:

  • 100 мл. (2 гр.)                       – 5 человек
  • 150 мл. (3 гр.)                       – 4 человека
  • 200 мл. (4 гр.)                       – 21 человек
  • 300 мл. (6 гр.)                        – 14 человек
  • 400 мл. (8 гр.)                        – 10 человек
  • 500 мл. (10 гр.)                      – 35 человек
  • 700 мл. (14 гр.)                      – 3 человека
  • Не заказывают чай (0 гр.)     – 8 человек

Средний объем заказа чая  в расчете на одного человека составил примерно 7 гр.

Подставив полученные значения в формулу получим, что общее  потребление чая в организациях общественного питания г. Хабаровска равно 164 824 кг в год.

Далее были произведены расчеты  по каждой категории чая (пакетированный, весовой, фасованный).

Пакетированный. Согласно анкете пакетированный чай приобретают 62 человека. Проецируя это число на генеральную совокупность, получим, что пакетированный чай в г. Хабаровске потребляют 304 140 человек. Среднее количество членов домохозяйств, предпочитающих данный вид чая, равно 2. Затем были рассчитаны средние значения частоты покупки и объема потребления. Ниже представлены результаты анкеты по объему покупки пакетированного чая:

  • 20 пакетиков (40 гр.)               – 16 человек
  • 25 пакетиков (50 гр.)               – 23 человека
  • 50 пакетиков (100 гр.)             – 8 человек
  • 100 пакетиков (200 гр.)           – 15 человек

Средняя объем покупки  пакетированного чая составил 45 пакетиков или 90 гр. (вес одного пакетика равен примерно двум гр.)

Также были проанализированы следующие результаты анкеты по частоте  покупки пакетированного чая:

  • 1 раз в 2 недели                           – 19 человек
  • 1 раз в месяц                                – 25 человек
  • 1 раз в 2 месяца                           – 16 человек
  • Раз в неделю                                – 2 человека

Средняя частота покупки  чая составила 1 раз месяц.

Используя полученные результаты, была вычислена емкость рынка  пакетированного чая г. Хабаровска, которая составила 164 236 кг.

Весовой. Согласно анкете весовой чай приобретают 12 человек. Проецируя это число на генеральную совокупность, получим, что весовой чай в г. Хабаровске потребляют 58 866 человек. Среднее количество членов домохозяйств, предпочитающих данный вид чая, равно 3. Затем были рассчитаны средние значения частоты покупки и объема потребления. Ниже представлены результаты анкеты по частоте покупки весового чая:

  • 1 раз в 2 недели                           – 2 человека
  • 1 раз в месяц                                – 3человека
  • 1 раз в 2 месяца                           – 6 человек
  • Раз в неделю                                – 1человека

Средняя частота покупки  чая составила 1 раз месяц.

Результаты анкеты дали следующие  результаты относительно объема покупок  весового чая:

  • менее 50 гр.                                 – 1 человек
  • 50-100 гр.                                    – 2 человека
  • 100-200 гр.                                  – 4 человека
  • 400-500 гр.                                  – 3 человека
  • 500 гр. и более                            – 1 человек

Средний объем покупки весового чая составил 225 гр.

Используя полученные результаты, была вычислена емкость рынка  весового чая г. Хабаровска, которая  составила 52 979 кг.

Фасованный. Согласно анкете фасованный чай приобретают 44 человека. Проецируя это число на генеральную совокупность, получим, что фасованный чай в г. Хабаровске потребляют 215 841 человек. Среднее количество членов домохозяйств, предпочитающих данный вид чая, равно 3. Затем были рассчитаны средние значения частоты покупки и объема потребления. Ниже представлены результаты анкеты по объему покупки весового чая:

  • менее 50 гр.                                 – 3 человека
  • 50-100 гр.                                    – 14 человек
  • 100-200 гр.                                  – 17 человек
  • 200-300 гр.                                  – 3 человека
  • 300-400 гр.                                  – 4 человека
  • 400-500 гр.                                  – 2 человека
  • 500 гр. – 1 кг.                              – 1 человек

Информация о работе Исследование спроса на рынке чая г. Хабаровска