Исследование спроса на рынке чая г. Хабаровска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:28, дипломная работа

Описание работы

Рыночный спрос – это общий объём потребительских покупок конкретной марки товара или совокупности марок товара на конкретном рынке за определенный период времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………...........
3
1 Спрос как объект анализа …………………………………....
5
1.1 Сущность рыночного спроса и его виды…………………………. 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование рыночного спроса………... 8
1.3 Методики расчета величины рыночного спроса…………………… 11
2 Анализ спроса на чай на рынке г. Хабаровска…………........
20
2.1 Методика проведения исследования спроса чая г. Хабаровска…… 20
2.2 Результаты исследования спроса чая г. Хабаровска……………….. 26
2.3 Выводы и рекомендации ………………………...…………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………...
45
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………........ 47

Файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 169.96 Кб (Скачать файл)

Средний объем покупки фасованного чая составил 172 гр. А средняя частота покупки данного вида чая равна средней частоте покупке чая из двух других категорий, а именно 1 раз в месяц.

Используя полученные результаты, была вычислена емкость рынка  фасованного чая г. Хабаровска, которая  составила 148 499 кг.

Используя найденные показатели емкости рынка пакетированного  чая, весового чая, фасованного чая, а также показатель общего потребления  чая в организациях общественного  питания, была вычислена текущая  емкость рынка чая г. Хабаровска, которая в натуральном выражении  составила 530 538 кг. Потребление чая на одного человека составило 1,08 кг.

Если сравнить данный показатель со средним по России (1,2 кг.), можно  сделать вывод о том, что чай  в г. Хабаровске пьют в меньших  объемах.  В первую очередь, это  связано с тем, что в расчет показателя среднедушевого потребления  чая в России приняты показатели таких республик, как Татарстан, Башкирия и ряда других. А в этих республиках чай является традиционным напитком и его употребляют гораздо  в больших объемах, чем в среднем  по России.  Также причинами этого  может быть и то, что предпочтения потребителей не полностью сформировались, и что на рынке чая г. Хабаровска представлено не все многообразие сортов чая.

Для расчета текущей емкости  рынка в стоимостном выражении  был использована уже известная  средняя стоимость одного килограмма чая (использовалась при расчете  потенциальной емкости рынка  в стоимостном выражении), а именно 245 рублей. Умножив данную цену на общее  потребление чая в г. Хабаровске получим, что текущая емкость  рынка в стоимостном выражении  равна 129 982 тыс. рублей.

Ниже на диаграмме представлена структура потребления чая в  натуральном выражении (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Структура  потребления чая в натуральном  выражении

 

По словам Рамаза Чантурии, генерального директора российской ассоциации производителей чая и  кофе («Росчайкофе»), рынок чая за последние семь лет в целом  сохраняет стабильность. Это говорит  о явной приверженности потребителей к продукту, не зависящей, по большому счету, даже от всеобщих экономических  проблем.

В начале 1990-х годов потребление  чая резко уменьшилось – практически  вдвое, чай стал вытесняться из рациона  другими напитками. Однако маркетинговые усилия компаний и развитие собственного фасовочного производства привели к постепенному восстановлению спроса, который в настоящее время в г. Хабаровске в натуральном выражении достигает 530 538 кг.

В количественном выражении  рынок практически не растет, увеличение продаж идет лишь в денежном выражении. Среди качественных изменений –  растущий спрос потребителей на пакетированный чай. Это подтверждают результаты опроса (рисунок 1). Из ста опрошенных 62 человека приобретают именно пакетированный чай.

Многими аналитиками прогнозируется, что в 2013 г. не произойдет серьезных  изменений спроса на чай. По их мнению, дальнейшее развитие рынка чая будет  характеризоваться среднегодовым  приростом объемов продаж на 2-2,5% и изменениями структуры. Рост объемов  будет происходить не в натуральном  выражении, а в стоимостном.

Елена Холупко,  директор по маркетингу компании «Орими Трэйд», отмечает, что ежегодно происходит сокращение потребления чая экономичного сегмента, увеличивается спрос на чай в премиальном сегменте. Потребление чая среднего ценового сегмента останется стабильным. Результаты опроса подтверждают эти выводы (рисунок 5). Также она отмечает рост популярности пакетированного чая (доля данного сегмента растет быстрыми темпами), развитие отдельных сегментов рынка - в частности, зеленого чая, ароматизированного чая (черного и зеленого), фруктовых и травяных чаев.

По прогнозам экспертов, темп прироста в ближайшем будущем  для сегмента зеленого чая составит порядка 5%, для травяных и фруктовых чаев - 7%, а для белых, красных и прочих видов чая - 3%. Наибольшие перспективы для развития в среднесрочной перспективе, по мнению экспертов, имеет сегмент фруктового и травяного чая, поскольку его позиционируют в качестве полезного для здоровья и организма в целом напитка. Маркетинговая стратегия для товаров данного сегмента, как и для сегмента зеленого чая, в основном построена на тренде здорового образа жизни. 

Неослабевающей популярностью  все больше и больше пользуются дорогие  марки. По словам эксперта по рынку  чая компании «Nielsen Россия» Константина Локтева, в кризис тенденция к приобретению дорогих брендов несколько ослабла, но заметного сокращения доли таких продуктов не наблюдается. С коллегой солидарен коммерческий директор группы чайных компаний «Сапсан» Антон Кудрейко: «Кризис значительно снизил покупательную способность населения, объемы традиционного спроса на чайную продукцию упали, и до восстановления докризисных объемов еще далеко, но нас радует, что значительного провала в недорогие чаи экономкласса не произошло».

Прогноз, конечно, привлекателен, но необходимо учитывать и действие различных факторов, которые могут  повлиять как на изменение емкости рынка чая в целом, так и ее структуру. Среди них наибольшее влияние оказывают:

Социально-культурные факторы. Темп жизни с каждым днем возрастает и человеку трудно успеть осуществить все, что он задумал. Чем меньше свободного времени имеет потребитель, тем выше спрос на продукты быстрого приготовления, при этом пакетированный чай является оптимальным решением. Этот чай помогает существенно сократить время, затрачиваемое на его приготовление. Он пользуется все большей популярностью, и его доля растет ежегодно.

Кроме того, в последнее  время достаточно актуальна тенденция  здорового образа жизни. С ней  позиционируются зеленые  и травяные чаи. Несмотря на то, что в общей  структуре спроса они занимают незначительную часть, темпы роста данных сегментов  увеличиваются быстрыми темпами.

Экономические факторы. К данной группе факторов относится проблема роста цен на чайную продукцию, с которой столкнулись российские компании за последние два года. Увеличивается стоимость сырья, увеличиваются затраты компаний на производство готового чая. Из-за засухи снизились урожаи как в традиционных странах-производителях — Китае и Индии, так и в новых чайных провинциях, например в Кении. Это привело к подорожанию сначала высококачественных чаев, затем к ним подтянулись и ординарные.

Также к экономическим  факторам относится намерение некоторых  международных корпораций выйти на чайный рынок России. В продаже появятся новые марки товаров, соответственно изменится структура спроса.

Грядущее вступление России в ВТО безусловно окажет влияние  на спрос на рынке чая. Россия после вступления в ВТО снизит к 2015 году пошлины на ввоз чая. Импорт чая при вступлении в ВТО будет облагаться пошлиной в размере 20% (но не менее 0,5 евро за 1 кг.) против 20% (но не менее 0,8 евро за 1 кг.) в настоящее время. В 2013 году пошлина составит 18%, но не менее 0,45 евро за 1 кг, в 2014 - 16%, но не менее 0,39 евро, в 2015 году - 14%, но не менее 0,34 евро за 1 кг. С 2016 года пошлина должна снизиться до 12%, но не менее 0,34 евро за 1 кг.

Отдельным фактором, влияющим на спрос, можно выделить фактор сезонности. Чай пьют в любое время года, однако спрос на чай летом из-за жары уменьшается и население переходит на прохладительные напитки. В октябре-ноябре спрос стабилизируется, а в декабре достигает своего максимального значения. На новогодние праздники происходит ежегодный сезонный всплеск продаж и лучше всего раскупаются сорта в красочных подарочных упаковках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выводы и рекомендации

Опираясь на задачи, поставленные перед началом работы, и факты, полученные в ходе анализа данных, можно сделать следующие выводы.

Общее потребление чая  домохозяйствами г. Хабаровска в  домашних условиях в 2012 г. составило 365 714 кг. Также были учтены данные по потреблению чая в организациях общественного питания. Общее потребление чая посетителями организаций общественного питания в г. Хабаровске составляет 164 824 кг. в год.

Таким образом, суммарное  потребление чая в домашних условиях и в организациях общественного  питания населением г. Хабаровска составило 530 538 кг. в год. В среднем потребление на душу населения составляет 1,08 кг. в год с учетом потребления в организациях общественного питания. Сравнив эти данные со среднедушевым потреблением чая в России, можно сделать вывод о том, что хабаровчане пьют чай в меньшем объеме (среднедушевое потребление – 1,2 кг.).

Текущая емкость рынка  чая г. Хабаровска в стоимостном выражении составила 129 982 тыс. рублей.

В результате исследования было выявлено, что наибольший процент  потребления приходится на пакетированный чай, второе место занимает фасованный чай и на последнем месте –  весовой чай. Самой перспективной  и привлекательной категорией является пакетированный чай.

Также было выявлено, что  наибольшим спросом пользуется традиционный черный чай, второе место занимает зеленый  чай. Все большую популярность набирают фруктовые и травяные чаи.

Результаты исследования показали, что наибольшим спросом  пользуются чай среднего ценового сегмента, экономсегмент сокращается, растет доля премиального сегмента. Наиболее предпочитаемые бренды: «Ahmad», «Greenfield» и «Lipton».

Также было обнаружено, что  молодые люди в возрасте от 15-34 лет, а также люди старше 54 лет в большей степени предпочитают пакетированный чай. Люди в возрасте от 35-54 лет отдают предпочтение фасованному и весовому чаю.

Было выяснено, что Хабаровчане  отдают предпочтение в большей степени  индийскому и цейлонскому чаю. Меньшей  популярностью пользуется китайский  и российский чай.

Анализ структуры спроса в разрезе категорий потребителей показал, что наиболее активные потребители  весового и фасованного чаев являются семьи, в составе которых 3 человека и более. В связи с этим можно  сделать вывод о том, что коммуникации производителей данных чаев должны быть направлены на этот сегмент. Пакетированного  чая больше всего потребляют одиночки, это вызвано тем, что они не желают тратить много времени  на заваривание чая.

В ходе исследования были проанализированы факторы, которые могут повлиять на потенциальный спрос и ёмкость  рынка:

  • Социально-культурные
  • Экономические
  • Фактор сезонности

Управленческой проблемой  данного исследования являлся вопрос, возникающий у организаций, занимающихся реализацией: какой товарный ассортимент  предложить потребителям, чтобы максимально  эффективно удовлетворить их потребности.

Полученные выводы позволили  предложить таким организациям ряд  рекомендаций:

  1. Иметь ассортимент чая в следующем процентном соотношении: пакетированный – 53%, фасованный – 37%, весовой – 10%.
  2. Черный чай должен составлять 61% от всего ассортимента, зеленый – 10%, белый – 6%, красный – 10%, ароматизированный – 9%, травяной – 8%.
  3. В ассортименте должны преобладать чаи среднего ценового сегмента. Марки, которые обязательно всегда должны быть в наличии: «Ahmad», «Greenfield» и «Lipton». Также следует иметь в ассортименте следующие марки: «Майский чай», «Akbar», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Беседа», «Gold Bond», «Лисма», «Tess», «Хэйлис».

После обработки и анализа данных были сделаны выводы, давшие ответы на все, интересующие вопросы. Таким  образом, можно сказать, что цель и стоявшие задачи были достигнуты.

Результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы производителями  и продавцами для повышения уровня конкурентоспособности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аакер Д. Маркетинговые исследования. СПб. : Питер, 2004. 560 с.
  2. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт : учеб. пособие . СПб. : Питер, 2006. 340 с.
  3. Беленко О. Ф. , Пиханова С. А. Маркетинговые исследования : учебное пособие. Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2004. 160 с.
  4. Беленко О.Ф. Исследование рынка : Текст лекций . Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2000. 58 с.
  5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование : Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа  М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2004. 130 с.
  6. Булатов А.С. Экономика: Учебник для вузов / Под ред. Булатова А.С. -4-е изд., перераб., доп.
  7. Ванчикова Е.Н. Маркетинговые исследования : Учебное пособие. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ , 2005. 85 с.
  8. Вечканов Г. С, Вечканова Г. Р. Микроэкономика : Пособие для подготовки к экзамену. СПб. : Питер, 2007. 68 с.
  9. Вывоз потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения в 2009 году : Бюлл. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистик по Хабаровскому краю . Хабаровск, 2010. 15 с.
  10. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика : В 2-х т. СПб. : Экономическая школа. 2006. 640 с.
  11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования : теория, методология и практика. М. : Издательство «Финпресс», 2007. 380 с.
  12. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. : пер.с англ. М. : Издательский дом «Вильямс», 2008. 394 с.
  13. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. СПб. : Питер, 2007. 812 с.
  14. Паспорт Хабаровского края. 1998 - 2009 годы : Стат. сб. Хабаровскстат - г. Хабаровск, 2010. 230 с.
  15. Розничная торговля и общественное питание в Хабаровском крае в 2005-2008 годах. Стат.сб. Хабаровскстат г. Хабаровск, 2009. 38 с.
  16. Розничная торговля и общественное питание в Хабаровском крае в 2005-2009 годах. Стат.сб. Хабаровскстат г. Хабаровск, 2010.
  17. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в крае : Стат. сб Хабаровскстат - г. Хабаровск, 2010. 34 с.
  18. Социально-экономическое положение Хабаровского края. 2010 год. : Докл. Хабаровскстат - г. Хабаровск, 2011. 23 с.
  19. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб. : Питер, 2007. 563 с.
  20. Чиповская И.С., Беспалова Н.В., Гопкало Е.Ю. Статистика национальной экономики : учеб. пособие Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2008. 113 с.
  21. Возрастно-половой состав населения Хабаровского края 2010: статистический сборник \  хабаровскстат. - Хабаровск, 2010
  22. Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
  23. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс», 2003.
  24. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: пер.с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008.
  25. http://www.habstat.ru/ - Государственный орган статистики по Хабаровскому краю
  26. http://www.expert.ru/
  27. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Исследование спроса на рынке чая г. Хабаровска