Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:28, дипломная работа
Рыночный спрос – это общий объём потребительских покупок конкретной марки товара или совокупности марок товара на конкретном рынке за определенный период времени.
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………...........
3
1 Спрос как объект анализа …………………………………....
5
1.1 Сущность рыночного спроса и его виды…………………………. 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование рыночного спроса………... 8
1.3 Методики расчета величины рыночного спроса…………………… 11
2 Анализ спроса на чай на рынке г. Хабаровска…………........
20
2.1 Методика проведения исследования спроса чая г. Хабаровска…… 20
2.2 Результаты исследования спроса чая г. Хабаровска……………….. 26
2.3 Выводы и рекомендации ………………………...…………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………...
45
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………........ 47
Средний объем покупки фасованного чая составил 172 гр. А средняя частота покупки данного вида чая равна средней частоте покупке чая из двух других категорий, а именно 1 раз в месяц.
Используя полученные результаты, была вычислена емкость рынка фасованного чая г. Хабаровска, которая составила 148 499 кг.
Используя найденные показатели
емкости рынка пакетированного
чая, весового чая, фасованного чая,
а также показатель общего потребления
чая в организациях общественного
питания, была вычислена текущая
емкость рынка чая г. Хабаровска,
которая в натуральном
Если сравнить данный показатель со средним по России (1,2 кг.), можно сделать вывод о том, что чай в г. Хабаровске пьют в меньших объемах. В первую очередь, это связано с тем, что в расчет показателя среднедушевого потребления чая в России приняты показатели таких республик, как Татарстан, Башкирия и ряда других. А в этих республиках чай является традиционным напитком и его употребляют гораздо в больших объемах, чем в среднем по России. Также причинами этого может быть и то, что предпочтения потребителей не полностью сформировались, и что на рынке чая г. Хабаровска представлено не все многообразие сортов чая.
Для расчета текущей емкости рынка в стоимостном выражении был использована уже известная средняя стоимость одного килограмма чая (использовалась при расчете потенциальной емкости рынка в стоимостном выражении), а именно 245 рублей. Умножив данную цену на общее потребление чая в г. Хабаровске получим, что текущая емкость рынка в стоимостном выражении равна 129 982 тыс. рублей.
Ниже на диаграмме представлена структура потребления чая в натуральном выражении (рисунок 6).
Рисунок 6 – Структура потребления чая в натуральном выражении
По словам Рамаза Чантурии, генерального директора российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе»), рынок чая за последние семь лет в целом сохраняет стабильность. Это говорит о явной приверженности потребителей к продукту, не зависящей, по большому счету, даже от всеобщих экономических проблем.
В начале 1990-х годов потребление
чая резко уменьшилось –
В количественном выражении рынок практически не растет, увеличение продаж идет лишь в денежном выражении. Среди качественных изменений – растущий спрос потребителей на пакетированный чай. Это подтверждают результаты опроса (рисунок 1). Из ста опрошенных 62 человека приобретают именно пакетированный чай.
Многими аналитиками прогнозируется,
что в 2013 г. не произойдет серьезных
изменений спроса на чай. По их мнению,
дальнейшее развитие рынка чая будет
характеризоваться
Елена Холупко, директор по маркетингу компании «Орими Трэйд», отмечает, что ежегодно происходит сокращение потребления чая экономичного сегмента, увеличивается спрос на чай в премиальном сегменте. Потребление чая среднего ценового сегмента останется стабильным. Результаты опроса подтверждают эти выводы (рисунок 5). Также она отмечает рост популярности пакетированного чая (доля данного сегмента растет быстрыми темпами), развитие отдельных сегментов рынка - в частности, зеленого чая, ароматизированного чая (черного и зеленого), фруктовых и травяных чаев.
По прогнозам экспертов, темп прироста в ближайшем будущем для сегмента зеленого чая составит порядка 5%, для травяных и фруктовых чаев - 7%, а для белых, красных и прочих видов чая - 3%. Наибольшие перспективы для развития в среднесрочной перспективе, по мнению экспертов, имеет сегмент фруктового и травяного чая, поскольку его позиционируют в качестве полезного для здоровья и организма в целом напитка. Маркетинговая стратегия для товаров данного сегмента, как и для сегмента зеленого чая, в основном построена на тренде здорового образа жизни.
Неослабевающей популярностью все больше и больше пользуются дорогие марки. По словам эксперта по рынку чая компании «Nielsen Россия» Константина Локтева, в кризис тенденция к приобретению дорогих брендов несколько ослабла, но заметного сокращения доли таких продуктов не наблюдается. С коллегой солидарен коммерческий директор группы чайных компаний «Сапсан» Антон Кудрейко: «Кризис значительно снизил покупательную способность населения, объемы традиционного спроса на чайную продукцию упали, и до восстановления докризисных объемов еще далеко, но нас радует, что значительного провала в недорогие чаи экономкласса не произошло».
Прогноз, конечно, привлекателен, но необходимо учитывать и действие различных факторов, которые могут повлиять как на изменение емкости рынка чая в целом, так и ее структуру. Среди них наибольшее влияние оказывают:
Социально-культурные факторы. Темп жизни с каждым днем возрастает и человеку трудно успеть осуществить все, что он задумал. Чем меньше свободного времени имеет потребитель, тем выше спрос на продукты быстрого приготовления, при этом пакетированный чай является оптимальным решением. Этот чай помогает существенно сократить время, затрачиваемое на его приготовление. Он пользуется все большей популярностью, и его доля растет ежегодно.
Кроме того, в последнее время достаточно актуальна тенденция здорового образа жизни. С ней позиционируются зеленые и травяные чаи. Несмотря на то, что в общей структуре спроса они занимают незначительную часть, темпы роста данных сегментов увеличиваются быстрыми темпами.
Экономические факторы. К данной группе факторов относится проблема роста цен на чайную продукцию, с которой столкнулись российские компании за последние два года. Увеличивается стоимость сырья, увеличиваются затраты компаний на производство готового чая. Из-за засухи снизились урожаи как в традиционных странах-производителях — Китае и Индии, так и в новых чайных провинциях, например в Кении. Это привело к подорожанию сначала высококачественных чаев, затем к ним подтянулись и ординарные.
Также к экономическим факторам относится намерение некоторых международных корпораций выйти на чайный рынок России. В продаже появятся новые марки товаров, соответственно изменится структура спроса.
Грядущее вступление России в ВТО безусловно окажет влияние на спрос на рынке чая. Россия после вступления в ВТО снизит к 2015 году пошлины на ввоз чая. Импорт чая при вступлении в ВТО будет облагаться пошлиной в размере 20% (но не менее 0,5 евро за 1 кг.) против 20% (но не менее 0,8 евро за 1 кг.) в настоящее время. В 2013 году пошлина составит 18%, но не менее 0,45 евро за 1 кг, в 2014 - 16%, но не менее 0,39 евро, в 2015 году - 14%, но не менее 0,34 евро за 1 кг. С 2016 года пошлина должна снизиться до 12%, но не менее 0,34 евро за 1 кг.
Отдельным фактором, влияющим на спрос, можно выделить фактор сезонности. Чай пьют в любое время года, однако спрос на чай летом из-за жары уменьшается и население переходит на прохладительные напитки. В октябре-ноябре спрос стабилизируется, а в декабре достигает своего максимального значения. На новогодние праздники происходит ежегодный сезонный всплеск продаж и лучше всего раскупаются сорта в красочных подарочных упаковках.
3. Выводы и рекомендации
Опираясь на задачи, поставленные перед началом работы, и факты, полученные в ходе анализа данных, можно сделать следующие выводы.
Общее потребление чая домохозяйствами г. Хабаровска в домашних условиях в 2012 г. составило 365 714 кг. Также были учтены данные по потреблению чая в организациях общественного питания. Общее потребление чая посетителями организаций общественного питания в г. Хабаровске составляет 164 824 кг. в год.
Таким образом, суммарное потребление чая в домашних условиях и в организациях общественного питания населением г. Хабаровска составило 530 538 кг. в год. В среднем потребление на душу населения составляет 1,08 кг. в год с учетом потребления в организациях общественного питания. Сравнив эти данные со среднедушевым потреблением чая в России, можно сделать вывод о том, что хабаровчане пьют чай в меньшем объеме (среднедушевое потребление – 1,2 кг.).
Текущая емкость рынка чая г. Хабаровска в стоимостном выражении составила 129 982 тыс. рублей.
В результате исследования было выявлено, что наибольший процент потребления приходится на пакетированный чай, второе место занимает фасованный чай и на последнем месте – весовой чай. Самой перспективной и привлекательной категорией является пакетированный чай.
Также было выявлено, что наибольшим спросом пользуется традиционный черный чай, второе место занимает зеленый чай. Все большую популярность набирают фруктовые и травяные чаи.
Результаты исследования показали, что наибольшим спросом пользуются чай среднего ценового сегмента, экономсегмент сокращается, растет доля премиального сегмента. Наиболее предпочитаемые бренды: «Ahmad», «Greenfield» и «Lipton».
Также было обнаружено, что молодые люди в возрасте от 15-34 лет, а также люди старше 54 лет в большей степени предпочитают пакетированный чай. Люди в возрасте от 35-54 лет отдают предпочтение фасованному и весовому чаю.
Было выяснено, что Хабаровчане отдают предпочтение в большей степени индийскому и цейлонскому чаю. Меньшей популярностью пользуется китайский и российский чай.
Анализ структуры спроса
в разрезе категорий
В ходе исследования были проанализированы факторы, которые могут повлиять на потенциальный спрос и ёмкость рынка:
Управленческой проблемой данного исследования являлся вопрос, возникающий у организаций, занимающихся реализацией: какой товарный ассортимент предложить потребителям, чтобы максимально эффективно удовлетворить их потребности.
Полученные выводы позволили предложить таким организациям ряд рекомендаций:
После обработки и анализа данных были сделаны выводы, давшие ответы на все, интересующие вопросы. Таким образом, можно сказать, что цель и стоявшие задачи были достигнуты.
Результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы производителями и продавцами для повышения уровня конкурентоспособности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Исследование спроса на рынке чая г. Хабаровска