Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа
Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.
Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61
10 Изменение технологии, ухудшение качества продукции и производительности оборудования, связанного с проектом, специфические риски технологии, закладываемой в проект, ошибки в проектно-сметной документации.
11 Правовые нарушения, связанные с лицензиями, патентным правом, невыполнением контрактов, судебными процессами с внешними партнерами, внутренними судебными процессами и др.
12 Прямой ущерб имуществу (транспорт, оборудование, материалы, имущество подрядчиков).
13 Косвенные потери (демонтаж и передислокация поврежденного имущества, перестановка оборудования, потери арендной прибыли, нарушение запланированного ритма деятельности, увеличение необходимого финансирования).
14 Региональные обстоятельства, связанные со спецификой политических, природных, экономических и иных условий региона [3, с. 107].
Классификация рисков приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Риск в инвестиционной деятельности
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3, с. 107].
Снижение и устранение инвестиционных рисков осуществляется при помощи различных механизмов нейтрализации (рисунок 1.3)
Рисунок 1.3 – Механизмы нейтрализации инвестиционных рисков
Примечание – Источник: [3, с. 108].
Инвестиционную политику можно охарактеризовать как систему мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики [27, с. 98]. Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет большое влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она является основой для формирования инвестиционного климата страны. Инвестиционная политика осуществляется посредством следующих принципов:
- последовательной децентрализации инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- государственной поддержки предприятий за счет централизованных инвестиций;
- размещения ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с государственными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
- усиления государственного контроля над целевым расходованием средств государственного бюджета;
- совершенствования нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций;
- значительного расширения практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов [3, с. 108].
Следует отметить, что при разработке инвестиционной политики важно обращать внимание на ситуацию на мировом рынке. Даже действенные и продуманные шаги по привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику, созданию благоприятного инвестиционного климата и снижению рисков инвестирования могут не иметь должного действия при нестабильной ситуации на внешних рынках и общем снижении мировых потоков инвестиций.
Так, по данным ЮНКТАД, в 2008 г. волна роста потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которая началась в 2004 г., пошла на спад. В 2007 г. объем ПИИ достиг своего исторического максимума в 1,9 трлн. долл. Вследствие негативного воздействия мирового финансового и экономического кризиса потоки ПИИ снизились на 15 % в 2008 г. и продолжали снижаться в 2009 и 2010 гг.
Падение мировых потоков ПИИ в 2008-2010 гг. произошло под воздействием двух основных факторов, которые повлияли на внутренние и на мировые потоки инвестиций. Во-первых, снизилась способность фирм к инвестированию в результате сокращения доступа к финансовым ресурсам. Во-вторых, на склонность к инвестированию негативно повлияли экономические прогнозы, особенно в развитых странах, которые пережили наиболее сильную рецессию со времен окончания Второй мировой войны.
Воздействие этих факторов усугубляется тем, что под воздействием высокого уровня риска компании значительно снижают свои расходы и пересматривают инвестиционные программы, чтобы быть более устойчивыми к дальнейшему ухудшению экономической среды. Три основных типа потоков ПИИ (поиски рынка, эффективности и ресурсов) будут подвергаться воздействию этих факторов с некоторыми различиями и особенностями на международном уровне.
Снижение потоков мировых ПИИ особенно сильно повлияло на сделки по слияниям и поглощениям на международном уровне, количество которых существенно снизилось в 2008-2010 гг. по сравнению с предыдущими годами. [69, с. 4].
Однако воздействие кризиса различается в зависимости от региона и сектора. Наиболее сильно снизились потоки ПИИ в развитые страны вследствие прогнозов низкой рыночной конъюнктуры.
Потоки ПИИ в развивающиеся страны в 2008-2010 гг. росли, но в значительно меньшей степени, чем в предыдущие периоды.
Следует отметить, что наиболее сильно снизились потоки ПИИ в финансовую сферу, в автомобилестроение, строительство, промышленность строительных материалов и производство некоторых потребительских товаров. Однако последствия экономического кризиса быстро распространяются и на другие секторы, начиная с добывающей промышленности и заканчивая фармацевтикой [69, с. 4].
Очевидно, что ведущую роль в восстановлении благоприятных условий инвестирования и роста потоков ПИИ будет играть политика правительств развитых стран. Структурные реформы должны быть направлены на стабилизацию мировой финансовой системы, на стимулирование внутренних и внешних инвестиций и инноваций [69, с. 5].
Таким образом, совместные усилия государств по преодолению негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и создание благоприятных условий для инвестирования на международном уровне положительно отразятся на инвестиционном климате каждого отдельного государства и будут способствовать росту его инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала.
Под инвестиционным потенциалом страны или региона понимаются объективные предпосылки для инвестиций, т.е. насыщенность территории факторами производства, которые могут быть выражены количественно [27, с. 98].
Инвестиционный потенциал страны обусловлен:
- развитием отдельных секторов и отраслей экономики;
- наличием действенной системы управления инвестициями;
- стабильностью законодательства;
- развитием страхования инвестиционных рисков;
- характером инвестиционного сотрудничества;
- наличием специальных банковских фондов и трастов;
- стабильностью и конвертируемостью национальной валюты;
- наличием специализированной инфраструктуры.
Инвестиционный потенциал страны складывается из состояния отдельных накопленных факторов производства или частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, производственного, инфраструктурного, потребительского, трудового, институционального, финансового, инновационного [Там же, с. 98].
Очевидно, что иностранный инвестор даже при высокой доходности того или иного инвестиционного проекта заинтересуется им лишь в случае благоприятного инвестиционного климата, который принято оценивать следующей системой количественных показателей: объем ВВП; динамика годовых финансово-экономических показателей; объем потребления, объем капиталовложений, объем экспорта товаров и услуг; объем импорта товаров и услуг; динамика годовых показателей по отраслям (промышленность, услуги, сельское хозяйство); общий внешний долг; резервы; основные торговые партнеры и др.
Так, для сравнения стран и регионов по инвестиционной привлекательности введен территориальный индекс скорости окупаемости инвестиций региона Iои. Выражение для показателя получено как отношение скорости окупаемости инвестиций в одном регионе к скорости окупаемости инвестиций в другом (стране, области и т.д.). При этом под скоростью окупаемости инвестиций (Si) понимается отношение совокупного объема инвестиций по всем проектам, реализованным за определенный период времени к данному моменту времени в регионе (Vi) к сумме их сроков окупаемости (Ti) (формула (1)).
Данная система показателей постоянно совершенствуется и оптимизируется.
Процесс активизации инвестиционной деятельности невозможен без систематизации и анализа факторов, оказывающих на нее влияние.
Различают следующие группы факторов: объективные и субъективные; макроэкономические и микроэкономические.
К объективным относят те факторы, которые не зависят от деятельности государства в целом и предприятия в частности. К ним можно отнести, например, финансовые кризисы, стихийные бедствия и т.п.
В свою очередь субъективные факторы полностью зависят от деятельности государства и отдельных субъектов хозяйствования [20, с. 13]. В их числе можно назвать, например, уровень менеджмента в управлении как предприятиями, так и государством; выбор предприятием научно-технической, инвестиционной и финансовой политики и т.д.
Кроме того, на инвестиционную деятельность влияют различные факторы как на микро-, так и на макроуровнях.
К микроэкономической группе факторов можно отнести следующие:
1) Размеры (масштабы) организации. Они самым непосредственным образом влияют на объем инвестиционной деятельности, так как крупные предприятия при прочих равных условиях располагают более значительными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малыми.
2) Финансовое состояние
3) Применяемые способы
4) Научно-техническая политика организации. Содержание научно-технической политики организации определяет уровень ее конкурентоспособности. Отсутствие стратегии научно-технического развития, финансирование капитальных вложений по остаточному принципу приводит к снижению уровня конкурентоспособности и в перспективе — к утрате рынков сбыта продукции.
5) Организационно-правовая форма хозяйствования. Она также влияет на инвестиционную деятельность предприятия. Кредиторы склонны более доверять заемщикам с такой организационно-правовой формой хозяйствования, которая предполагает полную (неограниченную) ответственность собственников предприятия-должника по своим обязательствам. Например, к таким организациям относятся полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные).
К обществам с ограниченной ответственностью кредиторы относятся с определенными опасениями в силу невысокой степени ответственности учредителей (в пределах своего вклада) по своим обязательствам, что, естественно, влияет на возможности и масштабы их инвестиционной деятельности.
К макроэкономической группе факторов можно отнести следующие:
1) Состояние и динамику развития экономики страны. Это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования, в осуществлении инвестиционной деятельности.
Состояние экономики страны определяет динамика ВВП, ВНП, национальный доход, объем государственного бюджета и уровень его дефицита, уровень инфляции, объем и структура экспортно-импортных операций и др. От величины этих макроэкономических показателей зависят возможности не только государства и его субъектов, но и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования.
Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования имеющегося потенциала и темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста инвестиций.
2) Уровень инфляции самым существенным образом влияет на активность инвестиционной деятельности в стране. При этом следует иметь в виду, что с уровнем и динамикой инфляции тесно связаны уровень и динамика ставки рефинансирования Центральным банком коммерческих банков. В свою очередь имеется непосредственная связь между ставкой рефинансирования и средней ставкой по коммерческим кредитам.
3) Привлечение иностранного капитала является важным условием стимулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционная активность иностранных инвесторов часто сдерживается неблагоприятной системой законов, норм, регулирующих хозяйственную деятельность, а также политической и социальной напряженностью в стране. Среди основных негативных факторов иностранные инвесторы выделяют:
- высокий уровень коррумпированности;
- отсутствие гарантий безопасности;
- нестабильность налогового законодательства;
- несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам [20, с. 16].
Стремление ослабить негативное воздействие перечисленных факторов на приток иностранных инвестиций обусловило введение ряда гарантий, льгот и преференций для зарубежных инвесторов.
В современных условиях налоговый пресс во многих странах с формирующейся рыночной экономикой, особенно для промышленных предприятий, таков, что у них во многих случаях не остается достаточных средств для развития и модернизации производства. Совершенствование налоговой системы видится в оптимизации налоговых ставок, а также сокращении количества налогов на всех уровнях.