Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:37, дипломная работа
Целью работы является анализ коммуникационной политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачи работы:
- изучить коммуникационную политику предприятия как элемент комплекса маркетинга;
- рассмотреть коммуникационную стратегию предприятия;
-определить основны разработки бюджета коммуникационной стратегии;
- дать характеристику производственно-сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………...
3
1 Роль коммуникационной политики в деятельности предприятия………..
5
1.1 Коммуникационная политика как элемент комплекса маркетинга…….
5
1.2 Коммуникационная стратегия предприятия……………………………...
19
1.3 Разработка бюджета коммуникационной стратегии…………………….
24
2 Анализ состояния коммуникационной политики предприятия…………
36
2.1 Характеристика производственно – сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия………………………………………………………...
36
2.2 Анализ коммуникационной политики предприятия……………………
50
2.3 Рост и эффективность коммуникационной политики предприятия……
56
3 Совершенствование коммуникационной политики предприятия………...
60
3.1 Стимулирование прямых продаж…………………………………………
60
3.2 Рекламная кампания РУП «БЗТДиА»…………………………………….
62
3.3 Методы стимулирования персонала, посредников, покупателей………
64
3.4 PR и пресс-релиз, как методы совершенствования коммуникационной политики………………………………………………………………………..
71
Заключение…………………………………………………………………….
77
Список использованных источников…………………………………..........
81
РУП «БЗТДиА» специализируется на выпуске деталей, узлов и агрегатов на трактора для РУП «МТЗ» и РУП «ММЗ», запасных частей для тракторов «Беларус» для свободной реализации.
Стратегия развития РУП «БЗТДиА» направлена на повышение эффективности производства, упрочение финансового положения за счет наращивания объемов производства и реализации, освоения новых видов узлов и деталей, внедрения прогрессивных энергосберегающих технологий. Завод также выпускает товары народного потребления - в основном садово-огородный инвентарь.
В 2007 году предприятие освоило производство трактора «Беларус-320» и коммунальных машин на базе этого трактора.
В 2008 году РУП «БЗТДиА» освоил производство трактора «Беларус-422.1».
В 2009 году начато производство тракторов «Беларус - 321», «Беларус-320.4», «Беларус- 622». В 2009 году производство тракторов составило 1 078 штук, в 2010 году планируется выпустить 1 800 штук.
В структуре выпускаемой продукции в 2009 году кооперированные поставки составили 21,0%, запасные части -65,3%, тракторы- 12,6%, потребительские товары-0,3%, прочая продукция-0,8%.
В 2010 году объем производства продукции в фактических ценах составит 307 800 млн. р., в сопоставимых ценах 305950 млн. р. Соотношение между запасами готовой продукции и среднемесячным объемом производства в фактических ценах в 2010 году составит 100,0%.
Рассмотрим и проанализируем основные технико – экономические показатели предприятия, представленные в таблице 1.
Таблица 1 Технико-экономические показатели РУП «БЗТДиА»
Наименование реквизита |
Ед изм |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год (прогноз) |
Объем производства продукции без налогов из выручки: |
|||||
В фактических ценах отчетного года |
Млн. р. |
162563 |
261982 |
256487 |
307800 |
В сопоставимых ценах |
Млн. р. |
146453 |
283286 |
254958 |
305950 |
В % к соответствующему периоду прошлого года |
% |
110,0 |
124,1 |
90,0 |
120,0 |
Соотношение темпов роста выручки от реализации продукции, товаров, работ и темпов роста объемов производства промышленной продукции (в процентах) |
% |
76,8 |
89,8 |
97,9 |
101,0 |
Объем отгруженной продукции |
Млн. р. |
162075 |
250874 |
239046 |
299448 |
Соотношение между отгруженной и произведенной продукцией |
% |
99,7 |
95,8 |
93,2 |
97,3 |
Запасы готовой продукции |
Млн. р. |
12342 |
15238 |
17298 |
25650 |
Объем производства ТНП тыс.руб. |
Млн. р. |
586 |
788 |
939 |
958 |
Сальдо внешней торговли |
Тыс. долл. |
5320 |
8366 |
11065 |
14736 |
Темп роста сальдо |
% |
54,3 |
64,8 |
132,3 |
133,2 |
Объем экспорта товаров и услуг |
Тыс. долл. |
19360 |
32988 |
21293 |
28746 |
Темп роста экспорта |
% |
89,5 |
135,8 |
64,5 |
135,0 |
Объем импорта товаров и услуг |
Тыс. долл. |
14340 |
24622 |
10228 |
11967 |
Темп роста импорта |
% |
73,5 |
216,4 |
41,5 |
117,0 |
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) |
Млн. р. |
187760 |
289766 |
281426 |
350890 |
Прибыль от реализации продукции |
Млн. р. |
16636 |
23077 |
24600 |
25415 |
Чистая прибыль |
Млн. р. |
3 |
13664 |
1 |
15125 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
0,3 |
10,3 |
0,1 |
9,0 |
Примечание – Источник: данные предприятия.
Представим все приведенные выше технико-экономические показатели предприятия на диаграммах (рисунок 5,6,7).
Рисунок 5 Динамика показателей товарооборота
Примечание - Источник: данные предприятия.
Объем производства продукции в 2008 году увеличился на 124,1% к 2007 году, однако в 2009 наблюдается падение до 90 % (к 2008 году). При этом соотношение между отгруженной и произведенной продукцией начиная с 2007 года по 2009 года уменьшается, что говорит об уменьшении реализации произведенной продукции. Соответственно, это привело к росту запасов, которые в 2008 году увеличились – на 98 млн. р., а в 2009 году – 151 млн. р.
Рисунок 6 Динамика показателей импорта и экспорта
Примечание - Источник: данные предприятия.
В 2009 году в результате снижения спроса на внутренних и внешних рынках, падения курса российского рубля по отношению к доллару США, обесценения национальных валют в основных странах-импортерах продукции завода (Украина, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Польша, Казахстан, Узбекистан) предприятие не смогло выйти на заданный уровень темпов роста товарной продукции, экспорта, рентабельности реализованной продукции, объема инвестиций в основной капитал.
Рисунок 7 Динамика показателей прибыли
Примечание - Источник: данные предприятия.
При уменьшении товарооборота, реализации продукции, как следствие падает показатель прибыли от реализации продукции, чистой прибыли и соответственно рентабельности реализованной продукции.
К основным достижениям РУП «БЗТДиА» за последние годы следует отнести обновление номенклатуры выпускаемой продукции с повышением её технического уровня, постоянную работу по её модернизации. Освоение в 2009 году производства тракторов «Беларус - 321», «Беларус -320.4».
На предприятии ежегодно совершенствуются технологические процессы, создаются условия для технического перевооружения. С целью увеличения объемов реализации тракторов за счет расширения спектра навесного и прицепного оборудования к выпускаемой технике в 2009 году освоено производство полуприцепа. Расширяется внешнеэкономическая деятельность. Основным экспортером продукции является Россия, куда поставляется 65,0% всего экспорта, также продукция экспортируется в Украину, Молдову, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Литву, Латвию, Эстонию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Германию, Сербию, Нидерланды, Пакистан, Египет, Вьетнам, Грецию.
В 2009 году РУП «БЗТДиА» вышло на новые рынки сбыта Испании, Италии, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Венесуэлы. Благодаря поиску новых клиентов на рынках Республики Азербайджан и Чехии экспорт продукции в эти страны за 2009 года увеличился на 39,5% и 89,2% к соответственному периоду прошлого года. В текущем периоде созданы сборочные производства тракторов «Беларус -320/422/622» и других машин на их базе с рядом российских организаций путем создания совместных предприятий при условии предоставления 51 % акций РУП «БЗТДиА». Это следующие производства:
Кроме того, завод вышел на новые рынки сбыта. Так, продукция предприятия в 2009 году была реализована в такие страны, как Испания, Таджикистан, Италия, Грузия, Хорватия, в которые в 2008 году экспорт не осуществлялся. Экспорт продукции предприятия за январь-сентябрь 2009 года составил 14,2 млн. долларов США, в том числе по странам таблица 2:
Таблица 2 Экспорт РУП «БЗТДиА»
Название страны |
Объем экспорта, тыс. долл. США |
Темп роста, % | ||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2009г. к 2008г. | |||
Россия |
6500 |
9308 |
16462,8 |
56,5 | ||
Украина |
850 |
1074,1 |
3570,8 |
30,1 | ||
Молдова |
57,6 |
101,6 |
181,9 |
55,9 | ||
Венгрия |
102,3 |
686,1 |
1031,5 |
66,5 | ||
Польша |
250,6 |
306,2 |
654,2 |
46,8 | ||
Литва |
402,3 |
380,8 |
1328,7 |
28,7 | ||
Латвия |
156,8 |
107,3 |
267,1 |
40,2 | ||
Эстония |
45 |
53 |
233,5 |
22,7 | ||
Германия |
108,3 |
197 |
236,8 |
83,2 | ||
Испания |
0 |
20,4 |
0 |
|||
Вьетнам |
0 |
56,2 |
85,9 |
65,4 | ||
Пакистан |
320,6 |
252,4 |
584,2 |
43,2 | ||
Египет |
0 |
257,3 |
303,5 |
84,8 | ||
Казахстан |
420,8 |
560,8 |
1144,2 |
49 | ||
Болгария |
15,6 |
72,7 |
304 |
23,9 | ||
Белиз |
98,7 |
128,4 |
124,3 |
103,3 | ||
Чехия |
32,5 |
65,1 |
34,4 |
189,2 | ||
Армения |
0 |
70,3 |
0 |
|||
Канада |
0 |
2,3 |
0 |
|||
Италия |
0 |
9 |
0 |
|||
Грузия |
0 |
8,5 |
0 |
|||
Хорватия |
0 |
3,4 |
0 |
|||
ИТОГО: |
9361,1 |
14181,8 |
27228,9 |
52,1 |
Примечание - Источник: данные предприятия.
Анализ стратегий конкурентов. Все конкуренты разделены на две стратегические группы: ЗАО «МТЗ» г. Москва, ЗАО «Питербурский тракторный завод» и «Belarus Traktor» Венгрия, следуют сходным стратегиям на данном целевом рынке. Они производят полный ассортимент изделий по средним ценам, сопровождая их хорошим обслуживанием. Ориентируются на долговременное получение прибыли.
Остальные конкуренты объединены в другую стратегическую группу, деятельность которой нацелена на получение максимальной краткосрочной прибыли, их ассортимент органичен и низкий уровень обслуживания.
Рынок сбыта тракторных запчастей весьма обширен - он охватывает не только РБ, но и РФ, страны дальнего и Ближнего зарубежья. РУП БЗ ТДиА около 60% продукции отгружает Минскому тракторному и Моторному заводам. Остальная продукция - главным образом - запчасти, поставляется в свободную реализацию.
Рынки стран СНГ всегда являлись приоритетными для продукции завода, в настоящее время продолжается ориентация главным образом на рынки Российской Федерации.
В настоящее
время реализация запчастей
РУП БЗ ТДиА не имен собственной товаропроводящей сети.
Изучалась возможность ее создания, однако узкая номенклатура производимых запчастей, отсутствие готовой техники определяет экономическую нецелесообразность ее создания.
Валютные поступления из зарубежа увеличиваются не значительно. Основной приток валюты приходится на страны СНГ в особенности на Российскую Федерацию. Остальные страны входящие в СНГ без России, обеспечивают стабильный и небольшой приток валютных средств.
Таким образом, видно, что большинство экспортной продукции отгружается в Российскую Федерацию, которая формирует целевой сегмент рынка сбыта предприятия.
Сегментирование рынка считается на заводе ТДиА одним из основных направлений маркетинга. Оно позволяет на первое место поставить покупателя, который помогает максимизировать ресурсы и подчеркивает сильные стороны предприятия по сравнению с конкурентами.
На предприятии в качестве переменной для сегментирования используют географическую территорию.
Для этого все рынки сбыта поделены на сегменты, представленные в таблице 3.
Таблица 3 Сегменты рынков сбыта РУП «БЗТДиА»
Показатель |
Всего, тыс.долл. |
В том числе | |||
Зарубежье |
СНГ всего |
В том числе | |||
РФ |
СНГ(без РФ) | ||||
2007 | |||||
Факт |
9979,4 |
2563,2 |
7416,2 |
5871,4 |
1544,8 |
Динамика к предыдущему году,% |
103,5 |
128,8 |
96,9 |
84,4 |
220,7 |
2008 | |||||
Факт |
13970 |
3150 |
10820 |
9070 |
1750 |
Динамика к предыдущему году,% |
140,0 |
122,9 |
145,9 |
154,5 |
113,3 |
2009 | |||||
Факт |
16066 |
3626 |
12440 |
10430 |
2010 |
Динамика к предыдущему году,% |
115,0 |
115,1 |
115,0 |
115,0 |
114,9 |
Примечание - Источник: данные предприятия.
Как видно из таблицы сегментации по географическому признаку подлежат только экспортные рынки. Рынки РБ сегментируются с помощью кластерного анализа. Кластеры потребителей формируются объединением в группу тех, кто дает сходные ответы на заданные вопросы. Покупатели объединены в кластеры по интенсивности потребления.
Как было отмечено выше, РУП «БЗТДиА» имеет множество конкурентов. При их анализе можно выделить конкурентов нескольких категорий. Во-первых, это производители, продукция которых присутствует практически во всех странах-потребителях. Затем следуют конкуренты регионального масштаба. Далее – которые представляют свою продукцию в основном только на внутреннем рынке.
Рассмотрим конкурентов мирового масштаба. Несмотря на то, что в основном их продукция по качеству и цене значительно превосходит товары РУП «БЗТДиА», они являются потенциальными конкурентами, которые могут вытеснить РУП «БЗТДиА», с рынков либо предоставлением более выгодных условий оплаты для потребителя, либо по причине значительного отставания РУП «БЗТДиА», в удовлетворении нужд потребителя. Обладая значительными финансовыми ресурсами, они могут при благоприятной конъюнктуре рынка опередить РУП «БЗТДиА», в завоевании рыночных сегментов участием в правительственных программах, инвестируя средства в производство в стране, используя стратегию кооперации с местными заводами. На сегодня в мире наметилось несколько крупнейших фирм, которым принадлежит большая часть мирового рынка тракторов. Фирменную структуру продаж на мировом рынке сельскохозяйственного оборудования в 2009 году характеризовалась следующим соотношением: Deere (США) - 16 %, Case (США) - 8 %, New Holland (Италия) - 8 %, AGCO (США) - 7 %, Clas (Германия) - 3 %, прочие - 58%.