Комплекс маркетинга товара производственного предприятия ЗАО «Агрокомплекс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка теоретических аспектов формирования комплекса маркетинга товара на предприятии.
Рассмотрены теоретические вопросы формирования комплекса маркетинга товара производственного предприятия. Раскрыты особенности товар как важнейшего элемента комплекса маркетинга. Дана характеристика ЗАО «Агрокомплекс». Проанализированы экономические показатели и элементы комплекса маркетинга товара ЗАО «Агрокомплекс». Проведен АВС- и XYZ-анализы. Предложены рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга товара для повышения эффективности функционирования производственного предприятия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 5
1 Теоретические аспекты формирования комплекса маркетинга товара производственного предприятия………...
6
1.1 Сущность комплекс маркетинга и его составляющих……….. 6
1.2 Формирование комплекса маркетинга товара в системе
управления производственным предприятием ……………….
9
1.3 Товар как важнейший элемент комплекса маркетинга……… 12
2 Оценка деятельности ЗАО «Агрокомплекс» и анализ элементов комплекса маркетинга товара………………………
17
2.1 Оценка коммерческой деятельности предприятия…………… 17
2.2 Экономический анализ деятельности производственного
предприятия…………………………………………………….
22
2.3 Анализ товарной политики как основного элемента
комплекса маркетинга…………………………………………..
25
2.4 Анализ ценовой, сбытовой и коммуникационной политик….. 37
3 Разработка мероприятий по совершенствованию комплекса маркетинга товара ЗАО «Агрокомплекс»……………………..
40
3.1 Описание и обоснование мероприятий………………………... 40
3.2 Расчет затрат на реализацию предложений………………….... 43
3.3 Оценка предлагаемого экономического эффекта от
реализации мероприятий………………………………………
45
Заключение………………………………………………………………… 47
Список использованных источников…………………………………….. 48

Файлы: 1 файл

Leshin_V_S.doc

— 813.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Оценка коммерческой  деятельности предприятия  

 

ЗАО «Агрокомплекс» - крупнейший сельхозтоваропроизводитель юга России, в Краснодарском крае занимает лидирующее место.

ЗАО фирма «Агрокомплекс» создан в 1993 г. путем объединения комбикормового завода и комплекса по откорму КРС.

Сегодня в состав ЗАО  фирма «Агрокомплекс» входит более 30-ти подразделений, в том числе 8 сельскохозяйственных предприятий (площадь  сельхозугодий составляет 83 000 га, 23 400 голов КРС, 23 500 голов свиней), 10 птицеводческих фабрик (среднегодовое поголовье птицы 2 400 тысяч голов), расположенные в Выселковском, Павловском, Кореновском, Усть-Лабинском, Славянском, Староминском районах Краснодарского края, в г.Краснодаре. Коллектив фирмы насчитывает более 8 500 тысяч тружеников.

Сегодня многоотраслевое  хозяйство включает в себя производство хранение и переработку растениеводческой  продукции, садоводство, овощеводство, переработку и консервацию плодов и овощей, производство мясных и  молочных продуктов, комбикормов, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.

Продукция фирмы ЗАО  «Агрокомплекс» это:

1) молочная продукция;

2) мясо и мясопродукты;

3) колбаса;

4) полуфабрикаты;

5) птица;

6) яйцо;

7) рис;

8) кондитерские изделия;

9) хлебобулочные изделия;

10) консервация;

11) сад;

12) прочее.

Комбикормовый завод  «Агрокомплекса» в год вырабатывает более 170 тыс. тонн высококачественных комбикормов. Мельничный комбинат фирмы производит в год до 30 тысяч тонн муки, 200 тонн макаронных изделий. Кондитерский цех способен вырабатывать 230 тонн кондитерской продукции. Крупозавод производит 3000 тонн круп восьми наименований. Маслозаводы фирмы производят в год 10 000 тонн растительного масла. Молочные заводы перерабатывают 35 000 тонн молока, производят 200 тонн сливочного масла, 1000 тонн сыров, 15000 тонн цельномолочной продукции. Эта продукция неоднократно завоевывала на Всероссийских выставках-конкурсах золотые, серебряные и бронзовые медали. Продукцию мясокомбината фирмы «Агрокомплекс» знают далеко за пределами Краснодарского края благодаря высокому качеству изделий. Сырьем для мясокомбината является скот, свиньи и птица, выращенные только на предприятиях фирмы. Мясокомбинат вырабатывает в сутки 40 тонн более ста тринадцати видов колбасных изделий, четыре тонны полуфабрикатов 11 видов.

Производственный процесс  изготовления продукции контролируется опытными технологами и мастерами. Сегодня технологи уже готовятся  к вступлению в ВТО, утверждаются нормативные документы в соответствии с европейскими стандартами качества и производства. Колбасы, сосиски, пельмени и другие виды продукции неоднократно становились обладателями премий в номинации «100 лучших товаров России».

Ежегодно 10000 тонн фруктов  и ягод производит специализированное предприятие «Выселковское». 80 наименований консервной продукции из экологически чистого сырья пользуются популярностью у покупателей.

На рынке мяса птицы  Краснодарского края доля «Агрокомплекса»  составляет 30%, доля в производстве яиц - 25%.

Мощное вспомогательное  производство включает в себя железнодорожный цех, станцию технического обслуживания, биолабораторию, нефтехозяйство. В состав фирмы входят два элеватора. Предприятие имеет в своем составе автохозяйство с общим количеством автомашин - 900 единиц, машинотракторный парк фирмы насчитывает более 800 единиц техники.

Предприятие располагает  собственной сетью розничной  торговли, которая насчитывает 168 торговых точек. Продукция фирмы реализуется  на территории Краснодарского края, Ростовской области, оптовая торговля осуществляется по всей России.

Личными достижениями фирмы  являются: 1-е место в независимом  рейтинге «КЛУБ «АГРО-300» среди  предприятий Краснодарского края, 1-е  место в клубе «Зерно-100», 1-е  место в клубе «Молоко-100», 2-е  место в клубе «Мясо КРС-100».

Высшим органом управления ЗАО «Агрокомплекс» является Общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью Общества между Общими собраниями акционеров осуществляет Совет директоров. Единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный директор. В его компетенции находятся все вопросы текущей деятельности ЗАО «Агрокомплекс», за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания предприятия.

Годовое Общее собрание акционеров должно быть проведено в  период с 1 марта по 30 июня в год, следующий за отчетным финансовым годом. На годовом Общем собрании акционеров решаются вопросы об избрании Совета директоров, Ревизионной комиссии (Ревизора), утверждении аудитора Общества, рассматривается представляемый Советом директоров годовой отчет Общества и другие документы.

Структура управления «Агрокомплека» выражается в том, что при каждом производственном секторе созданы специализированные, по выполняемым функциям отделы (рисунок. 2.1).

                  

 

Рисунок 2.1 - Функционально-линейная модель организационной структуры ЗАО «Агрокомплекс»

 

К ограниченной структуре ЗАО «Агрокомплекс» выделяются подразделения, выполняющие определенный круг функций. Каждое подразделение (сектор сбыта, производственный сектор, технический сектор) выделено и в организационном плане, обладает в некоторой мере административно-хозяйственной самостоятельностью, то есть имеет право принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции, определенной для каждого подразделения генеральным директором.

Во главе каждого  подразделения стоит начальник (коммерческий директор – сектор сбыта; начальник  цеха – производственный сектор; технический  директор – технический сектор).

Все подразделения делятся  на осуществляющие непосредственно свою деятельность отделы, ради которой они создаются. Все эти отделы выполнения функции основного производства, управления, обслуживания, сбыта и т. п.

Организация процессов  управления ЗАО «Агрокомплекс» построена на сочетании двух принципов построения управленческих структур: линейной и функциональной.

Линейная структура  управления «Агрокомплекса»: нижестоящее звено (подразделение, работник) полностью подчиняется вышестоящему руководителю. При генеральном директоре «Агрокомплекса» создан аппарат из его заместителей (руководителей структурных секторов), подготавливающих проекты решений, что требует от генерального директора высокого профессионализма при процессе принятия решения.

Однако генеральный  директор во избежание негативных последствий  излагает концентрации права принятия решений, делегирует значительную часть полномочий нижестоящим руководителям подразделений «Агрокомплекса» (сохраняя при этом за собой право контроля и оценки качества, принимаемых низшим звеном, управленческих решений, что сохраняет в структуре управления предприятия основные черты линейной структуры).

Анализ структуры отделов  подразделений производится с учетом порученных им обязанностей. В итоге, производственный сектор, имеет отделы занимающиеся выпуском продукции, осваивающие  новые технологии и т. д. отделы технического сектора занимаются организацией деятельности «Агрокомплекса», а также обслуживают фирму и т. д. Сбытовой сектор организует реализацию продукции оптом и в розницу, координирует работу филиалов, магазинов и др.

 Все сектора «Агрокомплекса» при выполнении своих функций нацелены на достижение общей цели – эффективная работа предприятия, поэтому их деятельность взаимозависима.

Очень важно учитывать  при выстраивании организационной  структуры предприятия, чтобы деятельность отделов секторов не дублировала друг друга, поскольку это сопровождается дополнительными затратами рабочего времени и затрудняет процесс принятия решений.

При анализе деятельности организационной структуры ЗАО «Агрокомплекс»» выяснилось, что несколько специалистов производственного сектора выполняют функции сбытового сектора, что недопустимо. Привлекает внимание тот факт, что при таком большом объеме выпуска продукции «Агрокомплекс» не имеет отдела маркетинговой деятельности. Функции отдела маркетинга выполняют специалисты разных отделов сбытового сектора. Данная ситуация не позволяет выработать эффективную маркетинговую стратегию, для повышения объема продаж, выпускаемой продукции.

В целом же организационная  структура ЗАО «Агрокомплекс» соответствует специфике предприятия, его целям и решению стоящих перед ним задач. Разделение секторов и отделов соответствующей предприятию спецификой. Однако, сбытовой сектор ЗАО «Агрокомплекс» нуждается в некоторой реорганизации, конкретизации функций своих отделов.

 

2.2 Экономический анализ деятельности производственного

      предприятия

 

Экономический анализ является непременным условием рационального  управления деятельностью производственного  предприятия. Его результаты используются для регулирования и оптимизации хозяйственных процессов в организациях на основе выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства, своевременного контроля над выполнением планов и договорных обязательств. Вне зависимости от того, какую сторону деятельности предполагается оценить, необходимым элементом информации для анализа является бухгалтерская отчетность, которая позволяет раскрыть, уточнить все данные бухгалтерского учета.

Динамика    экономических    показателей    деятельности ЗАО  «Агрокомплекс» за 2009-2011 гг. представлена в таблице 2.1.

 

 

Т а б л и ц а 2.1 – Динамика экономических показателей деятельности

                              ЗАО «Агрокомплекс»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение  
(+/-)

Темп роста %

Объем производства продукции (тыс. руб.)

920277

1334304

1650472

730195

179.3

Выручка от реализации

(тыс. руб.)

1216422

1977021

2583625

136703

212.4

Себестоимость от реализации (тыс. руб.)

1039151

1456041

1933878

894727

186.1

Прибыль от реализации

177271

520980

649747

472476

366,5

Затраты на 1 руб.реализованной продукции (тыс. руб.)

3

0.24

0.45

-2.55

15

Рентабельность  продукции( %)


7.15

17.15

28.10

20.95

393

Среднесписочная численность, (чел.)

7705

8296

8285

580

107.5

Фонд оплаты труда

125042

182044

272443

147401

217.9

Производительнность труда (тыс. руб.)

18405

116016

201785

1838

109

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (тыс. руб\мес)

728862

1001433

1478654

749792

202.8

Фондоотдача,(руб/руб)

2.03

0.24

0.34

4.92

34.2

Фондоемкость,(руб./руб.)

0.85

0.24

0.34

-0.51

40

Среднесписочная з/плата,(руб.)

7.28

9.61

11.55

4.27

58.69


 

Из таблицы 2.1 следует, что среднегодовая стоимость  основных фондов, в 2011 г. увеличивается  по сравнению с 2009 г. в 2 раза и на 47,6% по сравнению с 2010 г. Среднегодовая  стоимость основных фондов сельскохозяйственного назначения выросла по сравнению с 2009 г. на 93,6%, а по сравнению с 2010 г. на 41,2%, это произошло как в результате приобретения новой техники, так и в результате переоценки.

За анализируемый период выросли и фонды оплаты труда. В 2011 г. они составили 272443 тыс. руб., что на 49,6% больше, чем в 2009г.

В целом можно отметить, что ЗАО  фирма «Агрокомплекс» обладает достаточным  потенциалом для достижения высоких  финансовых результатов.

Эффективность использования ресурсов предприятия показывают результаты деятельности, так как задачей предприятия является максимальная прибыль при ограниченных ресурсах, то они характеризуют, насколько успешным было ведение хозяйственной деятельности.

Анализируя результаты деятельности фирмы за 3 года, необходимо отметить, что в 2011 г. значительно  увеличилась выручка от реализации продукции, по сравнению с 2009 годом  в 2 раза, а с 2010 на 30,6%

Себестоимость реализации продукции также растет, так в 2011 г. она оказалась выше, чем в 2009 г. на 86,1% и на 32,8% больше, чем в 2010 г. Это произошло в результате повышения цен на корма, семена, горюче смазочные материалы и т.д.

На рисунке 2.2 представлена динамика объема производства, выручка от реализации и себестоимость от реализации ЗАО «Агрокомплекс»

 

Рисунок 2.2 – Динамика объема производства, выручка от реализации и себестоимость от реализации за период 2009-2011 гг.

 

Показанная на рисунке  динамика показателей является положительной  для ЗАО «Агрокомплекс».

В условиях рыночных отношений, расширения экономической самостоятельности  предприятий, показатели рентабельности – важнейшие обобщающие показатели производственно-экономической эффективности  деятельности предприятий всех форм собственности. Они характеризуют доходность, прибыльность, полученную за определенный период хозяйственной деятельности. В ЗАО фирме «Агрокомплекс» этот показатель имеет тенденцию к увеличению.

Проанализировав основные показатели деятельности ЗАО фирмы  «Агрокомплекс», можно сказать, что уровень доходов опережает уровень затрат. Это объясняется тем, что в фирме «Агрокомплекс» заканчиваются интеграционные процессы, в результате которых в состав фирмы вступали убыточные хозяйства. На развитие их производственной базы расходуются дополнительные ресурсы.

Информация о работе Комплекс маркетинга товара производственного предприятия ЗАО «Агрокомплекс»