Конкурентная борьба и основные методы ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции…………….12
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………………….17
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара и фирмы
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы………………………………………………………...27
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара…………………………………………………………………...31
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………………..34
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМ
3.1. Оценка конкурентоспособности товара…………………………….37
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы………………46
Заключение………………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 228.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «КОНКУРЕНТНАЯ  БОРЬБА И  ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Студент                                                                                                      Первухина Т.С.

специальность:

080100.62 «Экономика»

 гр.252

Руководитель работы                                                                               Силич О.А.

Работа защищена                                                                                       Оценка

 

 

 

Новосибирск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ

               ПРЕИМУЩЕСТВО 

1.1. Понятие  конкуренции, функции и виды конкуренции…………….12

1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………………….17

1.3. Виды  конкурентного преимущества………….…………………….23

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ

               ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара  и фирмы 

2.1. Теоретические  аспекты оценки конкурентоспособности          товара и фирмы………………………………………………………...27

2.2. Сравнительный  анализ методик оценки конкурентоспособности  товара…………………………………………………………………...31

2.3. Методические  подходы к оценке конкурентоспособности  фирмы…………………………………………………………………..34

Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМ

3.1. Оценка  конкурентоспособности товара…………………………….37

3.2. Расчет  показателей конкурентоспособности  фирмы………………46

Заключение………………………………………………………………….47

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………49

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой  микросреды фирмы. Наличие конкурирующих  фирм порождает такое явление  в экономике как конкурентная борьба, которая является одной из движущих сил развития экономики.

Конкурентная  борьба может быть определена, как  соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту  цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах рынка.

Конкурентная  борьба является стимулом для деятельности фирм. Конкурирующие фирмы должны исследовать информацию о своих  конкурентах, внедрять новые методы ведения конкурентной борьбы, переходить на самые эффективные технологии, иначе они просто могут быть ликвидированы  с рынка.

Но ни одна фирма не хочет оказаться в такой ситуации, поэтому я считаю тему конкурентной борьбы актуальной.

Целью работы является раскрытие  сущности конкурентной борьбы и методов  ее проведения.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;

2.Расчитать  конкурентоспособность продукции и фирмы.

Методическим основанием для выполнения курсовой работы являются труды: Л.В.Заруевой, Г.С.Вершининой, Ф.Котлера, М.Э.Портера и другие.

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

1.1 «Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции»

Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

Малые предприятия постоянно находятся  под ударом крупных компаний, что  местами напоминает настоящие боевые действия. Для того, чтобы выиграть это сражение, необходимо сосредоточить резервы и ресурсы в возможном месте прорыва (там, где товар или услуга имеют наилучшие перспективы успешных продаж) и заняться сбором разведывательной информации о противниках.

    • Конкуренты

Прямые конкуренты (также называются первостепенными конкурентами) – это все предприятия, которые предлагают потребителям аналогичные товары или услуги.

Потенциальный конкурент (второстепенный) – это предприятие, которое в будущем может начать предложение аналогичных товаров или услуг. В данный момент товар потенциального конкурента еще не является в точности таким же, как Ваш, однако он удовлетворяет аналогичные потребности. Например, все производители лимонада (прохладительный напиток) являются прямыми конкурентами, однако второстепенными конкурентами в этом случае также являются пивоваренные заводы и молочные комбинаты, т.к. они тоже предлагают потребителям товары, которые помогают удовлетворять физиологическую потребность в утолении жажды.

Конкуренты третьего уровня – это предприятия, которые предлагают товары, не являющиеся непосредственно Вашими конкурентами, однако которые могут составлять Вам конкуренцию при определенных технических условиях. В производстве лимонада такими являются, например, производители алкоголя – их продукцией можно утолять жажду, хотя обычно потребители этого не делают. В то же время производитель алкогольной продукции не будет испытывать трудностей при вхождении на рынок прохладительных напитков, т.к. имеющийся парк оборудования позволяет ему это сделать.

Информация, которую необходимо знать  о конкурентах:

    1. возможные стратегии, используемые конкурентами
    2. как конкуренты реагируют на новых игроков на рынке
    3. какие товары и услуги предлагают конкуренты
    4. какие качества имеют предлагаемые конкурентами товары или услуги
    5. чем конкуренты выделяются на общем фоне для потребителей (т.е. какие качества, в действительности приобретаемые потребителями, имеют товары и услуги конкурентов).

Формы конкуренции

    • предметная — конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
    • функциональная — конкуренция между товарами (объектами) - заменителями.

По степени  интенсивности конкуренция может  быть

привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли 
больше, чем в предыдущем сегменте;

умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

ожесточенной для объекта  конкуренции, когда субъект 
поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного 
сегмента;

ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект 
(конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из 
данного сегмента.

Функции конкуренции.

  1. Регулирующая функция воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно максимально отвечало потребностям покупателей. В условиях свободного рынка именно потребитель определяет, что производить, в каких количествах и по каким ценам производить продукцию.
  2. Функция размещения или аллакоционная функция. В условиях свободной конкуренции ресурсы и произведенные продукты в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу. Рабочая сила стекается в те районы, где обеспечивается большая прибыль. При нерациональном применении ресурсов предприятие в условиях конкуренции автоматически лишается самой основы для деятельности.
  3. Инновационная и адаптационная функция. Конкуренция ведет к тому, что производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда, эффективности производства. Инновации (вложение капитала в новое) являются жизненно необходимыми, так как производители вынуждены постоянно добиваться повышения отдачи от вложенных средств и одновременно приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей. Производитель, который не учитывает это, рано или поздно оказывается вне игры.
  4. Распределительная функция. Конкуренция проявляется в борьбе конкурентов друг с другом за получение наибольшей суммы материальных благ и услуг, произведенных в национальной экономике, притом на наиболее выгодных условиях. Конкуренция распределяет совокупный продукт, прежде всего по степени дефицитности того или иного производственного фактора. Например, если число желающих получить работу много, то оплата труда будет ниже, нежели в случае дефицита рабочей силы. Эти перепады в странах с рыночной экономикой пытаются скорректировать с помощью трансфертов (доплат).
  5. Контролирующая функция. При наличии реальной конкуренции не один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать условия другим его участникам. Иначе говоря, эта функция проявляется в недопущении господства монополий на рынке. Конкуренция ограничивает монополии и ставит их в определенные рамки.

Методы конкуренции

на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

  • на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
  • на основе снижения цены (ценовая);
  • на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
  • на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления, — факторов 
    времени (продолжительность, сроки, скорость, ускорение), синергичности, адаптивности, организованности и др.;
  • на основе использования нескольких или всех пяти 
    предыдущих методов конкуренции (интегральный метод конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

Конкуренция может происходить на следующих  уровнях

  • местном (в группе, отделе, организации и т.п.);
  • региональном (в районе, городе, области и т.п.);
  • национальном (в стране);
  • межнациональном (в нескольких странах);
  • глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Варианты изменения силы конкуренции между фирмами следующие

  • конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
  • конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
  • конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
  • конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение 
    других средств увеличения объема продаж;
  • конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
  • конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
  • конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
  • конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
  • ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в 
    значительной мере и открыты большинству.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу

    • размер рынка — чем больше, тем сильнее конкуренты;
    • темпы роста рынка — быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
    • мощности — излишние мощности приводят к падению 
      цен;
    • препятствия для входа или выхода из рынка защищают 
      позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для 
      проникновения туда неконкурентоспособных новичков;
    • цена;
    • уровень стандартизации товаров — покупатели имеют 
      преимущество, так как им легко переключиться с одного товара 
      на другой;
    • мобильные технологические модули;
    • требования к размерам необходимых капитальных вложений — жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
    • вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
    • экономия на масштабе — увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
    • быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.

 

 

Рисунок 1.1 Классификация  видов конкуренции

 

 

Конкурентное преимущество

Товар любого предприятия покупается тогда, когда он имеет для клиента  более высокую ценность по сравнению  с товарами конкурентов. Каждый предприниматель  должен быть в состоянии придать  своим товарам и услугам такую  ценность. Эта ценность, которая  имеет значение для потребителя, и является конкурентным преимуществом. Другими словами, конкурентное преимущество – это такое качество предлагаемого предприятием товара или услуги, которое конкуренты предприятия не могут предложить (в этом случае его также можно назвать уникальным конкурентным преимуществом) или предлагают его на более низком уровне.

Конкурентными преимуществами могут являться более  совершенные рациональные свойства. Рациональное свойство – это свойство, которое легко измерить при помощи традиционных методов, и которое воспринимается всеми потребителями относительно одинаково, например:

 

Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения