Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции…………….12
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………………….17
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара и фирмы
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы………………………………………………………...27
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара…………………………………………………………………...31
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………………..34
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМ
3.1. Оценка конкурентоспособности товара…………………………….37
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы………………46
Заключение………………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Внутреннее конкурентное преимущество - это следствие более высокой «производительности», которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж. навязываемому рынком или конкуренцией. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, - это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы.
Таблица 1.3. Основные черты конкурентных структур
Основные черты структуры (или параметры рынка) |
Конкурентная структура | |||
Чистая (или совершенная) конкуренция |
Олигополия |
Монополистическая (или несовершенная) конкуренция |
Монополия | |
Количество продавцов |
Множество |
Один |
Много |
Много |
Количество покупателей |
Незначительная |
Большая |
Любая |
Небольшая |
Сила конкуренции |
Абсолютная (стандартизированный товар) |
Отсутствие заменителей (уникальный товар) |
Абсолютная (стандартизированный товар) |
Высокая, но не абсолютная (дифференц. товар) |
Доля на рынке |
Полная |
Полная |
Покупатель полностью информирован |
Может быть и полная, и не полная |
Доступ к рынку |
Свободный |
Вход полностью блокирован |
Возможны технологические
и институциональные |
Отсутствие барьеров входа |
Объем продаж |
0 |
1.0 |
1.0 у покупателя |
0.35-0.5 |
Политика ценообразования |
Отсутствие стратегического поведения |
Отсутствие стратегического поведения |
Отсутствие стратегического поведения |
Отсутствие стратегического поведения |
Роль качества и конкуренции |
P=MC=LRACmin |
P=P(1+1/Ed) |
Договорная |
P=LRAC |
Роль рекламы в продаже товара |
Высокая P=MC=LRACmin |
Отсутствует |
Отсутствует |
Несовершенная, ценовая и неценовая за объем продаж |
Норма прибыли |
Совершенная |
Энергетика, коммунальное хозяйство, трубопроводный транспорт |
Производства оборонного назначения |
Легкая промышленность, розничная торговлях |
Эффективность использования ресурсов |
Совершенствование рыночной инфраструктуры |
Установление цен, ограничение уровня прибыли, определение набора услуг |
Законодательные меры |
Налогообложение продукции и сверхприбыли |
Приобретение рыночной силы посредством успешной дифференциации товара - один из путей достижения конкурентного преимущества. Второй путь - доминирование по издержкам благодаря лучшей производительности и управлению издержками. Снижение издержек может быть обеспечено несколькими путями. Было замечено, что в отраслях с большой долей ручного труда. т.е. там. где добавленная стоимость составляет значительную долю суммарных издержек. имеется возможность снижения издержек по мере накопления опыта производства товара. Это снижение издержек обусловлено тем, что рабочие улучшают свои приемы работы, фирма осваивает новые производственные процессы, совершенствует концепцию товара и т. д.
Существование этого «процесса обучения» было обнаружено в конце 60-х годов эта группа (БКГ), подтвердила существование эффекта опыта применительно к очень большой группе различных товаров и на этой основе вывела закон. известный как закон опыта. Этот закон, оказавший огромное влияние на стратегии, избранные рядом фирм, представляет и формализует на уровне фирмы то, что экономисты изучают на обобщенном уровне: повышение производительности труда.
Определение закона опыта
Стратегическая
важность закона опыта обусловлена
тем, что он позволяет предсказывать
эволюцию издержек не только для собственных
товаров, но и для товаров конкурентов.
Закон опыта утверждает, что «издержки
на единицу продукции при
Это определение требует ряда уточнений.
Термин «опыт» приобретает здесь вполне конкретное значение: суммарное число произведенных единиц товара, а не годы, в течение которых выпускается товар.
Не следует поэтому путать рост выпуска за определенный период с возрастанием опыта. Опыт растет и при застое или спаде производства.
Закон опыта не относится к законам природы и не является неотвратимым: это лишь наблюдение, статистически подтвержденное для некоторого числа ситуаций. но не для всех. Издержки не снижаются сами по себе, если их не снижают. Речь, следовательно, идет о волюнтаристском законе.
Эффект опыта касается лишь издержек, связанных с получением добавленной стоимости, т.е. находящихся под контролем фирмы:
издержек обработки,
сборки, сбыта и обслуживания. Напомним,
что добавленная стоимость
Издержки должны измеряться в постоянных денежных единицах, т.е. должны быть очищены от инфляционных эффектов.
Эффект опыта
всегда наибольший в фазах жизненного
цикла нового товара, соответствующих
введению товара на рынок и росту:
последующие улучшения
На практике
часто в качестве базовых издержек
используют суммарные издержки на единицу
продукции (себестоимость), поскольку
они более доступны. Вносимая при
этом погрешность не слишком велика,
если издержки на получение добавленной
стоимости составляют значительную
долю себестоимости, а издержки на первичные
материалы также имеют
Источники эффекта опыта
Многие факторы
вносят вклад в снижение издержек
при движении по кривой опыта. Речь
идет об улучшениях, вносимых в производственный
процесс как результат
Эффективность ручного труда: повторно выполняя определенное задание, рабочие приобретают сноровку, овладевают новыми приемами, находят кратчайшие пути, повышающие эффективность.
Специализация по видам и методам работы. Специализация повышает производительность выполнения задания.
Новые производственные процессы. Технологическая инновация, например роботизация или компьютерное управление, может стать важным источником снижения издержек.
Эффективное использование оборудования. Плановая производительность оборудования может быть повышена благодаря новаторским подходам, найденным по мере накопления опыта. — Изменения в использовании ресурсов. Приобретя опыт, изготовитель часто может перейти на более дешевые ресурсы, например набрать менее квалифицированный персонал или применить автоматизацию.
Новая концепция товара. Получив хорошее представление о том, чего ожидают от товара, фирма часто может переработать его, например чтобы потреблять меньше ресурсов.
Все эти факторы всегда находятся под прямым контролем фирмы. Это составная часть общей политики повышения производительности, цель которой - выпускать тот же товар с меньшими издержками или выпускать улучшенный товар с эквивалентными издержками. «Сам по себе» опыт не дает снижения издержек, а скорее обеспечивает возможности для их снижения. Дело руководства фирмы не упустить эти возможности.
В какой мере эффект опыта отличается от эффекта масштаба? Это разные эффекты, даже если на практике их и трудно различить. Их главные отличия в следующем.
Эффект масштаба обусловлен размером операции. тогда как эффект опыта проявляется со временем. Именно временная составляющая различает эти эффекты. Путаница возникает из-за того, что по мере накопления опыта могут увеличиваться и масштабы.
Второе различие в том, что эффекты масштаба проявляются всегда: деление постоянных затрат на большее число единиц товара обязательно означает снижение затрат на единицу товара. Выигрыш на издержках в результате опыта не проявляется спонтанно: он есть результат согласованных усилий по снижению издержек.
Поэтому эффект масштаба может возникать как следствие эффекта опыта. Например, стоимость финансовых ресурсов для фирмы должна снижаться по мере ее развития и получения доступа к другим, более дешевым финансовым источникам. Но эффекты масштаба существуют и независимо от эффектов опыта, и наоборот.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ
2.1«Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы»
Термин «конкурентоспособность» применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке.
В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем - фирма, отдельное предприятие отрасль или экономика в целом. Конкурентоспособность предприятия - "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности".
Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как:
В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.
В экономической литературе выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности:
Конкурентоспособность – способность
определённого объекта или субъ
Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:
В связи с этим принято говорить о таких её видах как:
Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:
1потребители,
2производители,
3инвесторы,
4государство.
Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качества этого товара. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности (синергия).
Показатели,
характеризующие
Показатели,
которые характеризуют
Экономические показатели, которые характеризуют экономические свойства товара (т. н. цену).
«Жесткие» показатели обеспечивают физическую возможность использования товара по назначению и подразделяются на следующие группы:
Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения