Конкурентная борьба и основные методы ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции…………….12
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………………….17
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара и фирмы
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы………………………………………………………...27
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара…………………………………………………………………...31
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………………..34
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМ
3.1. Оценка конкурентоспособности товара…………………………….37
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы………………46
Заключение………………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 228.11 Кб (Скачать файл)

технические — это показатели назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические показатели (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), технические показатели (технологические решения, надежность, безопасность);

нормативные — показатели соответствия требованиям международных и национальных стандартов, нормативов, действующих на рынке, где данный товар предполагается продавать.

«Мягкие»  показатели характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т. п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.

Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер.

Конкурентоспособность предприятия можно определить как  относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного  продуцента от конкурента как по степени  удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова.

Можно констатировать тот факт, что в  настоящее время отсутствует  общепринятое экономистами определение конкурентоспособности предприятия.

 

 

Факторы конкурентоспособности

Практически во всех отраслях экономики действуют  следующие пять факторов конкурентоспособности:

    1. качество;
    2. цена;
    3. реклама;
    4. исследования и развитие;
    5. обслуживание.

 

2.2 «Сравнительный анализ  методик оценки конкурентоспособности  товара»

 

Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами  базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических  параметров. При оценке используются дифференциальный, комплексный и интегральный методы оценки суть который вкратце изложена ниже. 
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. 
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n); 
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции; 
Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; 
n - количество параметров. 
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.

  Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. 
Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

 

 

где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам; 
qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по формуле . 
Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.

Определение интегрального показателя конкурентоспособности (К) товара по отношению к образцу (базовому товару) по формуле:

где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; 
Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия. 
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 «Показатели конкурентоспособности товара»

 

2.3 «Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы»

           Оценка  конкурентной позиции фирмы на  отраслевом рынке позволяет:

разрабатывать меры по повышению конкурентоспособности;

выбрать партнера для организации  совместного выпуска продукции;

привлечь инвестиции в эффективное  производство;

составить программы выхода фирмы  на новые товарные рынки сбыта.

           Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиции фирмы на рынке.

Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный "Бостонской консалтинговой группой". Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. В прямоугольной системе координат строится матрица, по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Заслуживает внимания также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода - конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия.

Метод, основанный на теории эффективной  конкуренции, даёт представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.

Количественные методы оценки конкурентоспособности, как правило, связаны с расчётом индексов, прежде всего интегральных, призванных оценить состояние ряда ключевых показателей, отражающих отдельные аспекты конкурентоспособности, с последующим объединением их в агрегированный показатель. Они основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т. д. При этом показатели, принимаемые тем или иным автором в качестве основных для оценки конкурентоспособности, достаточно разнообразны.

Так, Таран В. А. в своей работе за основные показатели конкурентоспособности машиностроительного предприятия предлагает принимать: экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль); уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности); производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т. д.); научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т. д.); финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала –отношение собственного капитала к общей сумме активов и т. д.)

Отечественный экономист М. Г. Миронов предложил комплексный метод оценки конкурентоспособности предприятия, основанный на оценке следующих групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия: эффективности производственной деятельности предприятия; финансового положения предприятия; эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; конкурентоспособности товара; деловой активности предприятия. Коэффициент конкурентоспособности предприятия рассчитывается как сумма произведений значения того или иного критерия на коэффициент его весомости. Недостатком данного метода является достаточно жесткая заданность критериев эффективности.

Конкурентоспособность организации Фатхутдинов Р. А. предлагает оценивать по четырем основным группам показателей: 1) преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда); 2) преимущества во внутренней среде (технологии, организация процессов, ресурсы); 3) преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств (товары, новшества, услуги); 4) преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций, по безопасности торговли). Предлагаемые автором показатели учитывают все аспекты деятельности предприятия.

 

3. РАСЧЕТЫ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   ПРОДУКЦИИ  И  ФИРМЫ

 

3.1. «Оценка конкурентоспособности продукции»

Важнейшей характеристикой  продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции  можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских  свойств) и цен реализации по формуле

,

где Kij – коэффициент конкурентоспособности;

 Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;

Цi и Цj – цены реализации продукции i-й и j-й фирм.

Рассмотрим оценку конкурентоспособности продукции  четырех фирм - производителей строительного  кирпича. В качестве значений j принимаются стандарты по ГОСТ 530-2007 «Кирпич и камни керамические. Общие технические условия» для марок кирпича 100, 125, 150 – таблица 3.1

Таблица 3.1

Стандарты марок кирпича  по ГОСТ

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

должно быть меньше 6 %

Масса, кг

должно быть не более 4,3 кг

Средняя рыночная цена, р./1000 шт.

2500,0

2600,0

2700,0


 

 

Вся исходная информация о  строительном кирпиче представлена в таблице 3.2.

Рассчитаем коэффициент  конкурентоспособности четырех  предприятий по каждой марке кирпича. Данные представим в таблице 3.3.

Таблица 3.2

Исходные данные для определения  конкурентоспособности продукции - кирпича строительного

Фирмы

Показатели

Цена, р./1000 шт.

Прочность, МПа

Водопо-глоще-ние, %

Масса,

кг

марка

100

марка

125

марка

150

марка

100

марка

125

марка

150

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. ОАО "Стройкерамика"

2536

2656

2756

9.9

12,4

15

6,1

4,3

2. ОАО "ЗСМ–7"

2541

2641

2766

9,8

12,6

14,8

5,8

4,2

3. ЗАО "Кирпичный завод р.п.  Маслянино"

2551

2666

2746

10

12,2

14,7

5,9

4,4

4. ОАО "Черепановский ЗСМ"

2556

2646

2748

9,7

12,4

15,1

6

4,3

Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения