Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции…………….12
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………………….17
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара и фирмы
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы………………………………………………………...27
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара…………………………………………………………………...31
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………………..34
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМ
3.1. Оценка конкурентоспособности товара…………………………….37
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы………………46
Заключение………………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Следовательно, фирма 2 является наиболее конкурентоспособной по сравнению с другими фирмами.
Производственная составляющая конкурентоспособности фирмы
Наиболее простая оценка
производственной составляющей конкурентоспособности
фирмы может быть сделана по показателю
эффективности использования
-трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда - L;
-стоимость израсходованных материальных ресурсов - М;
-годовые амортизационные отчисления – А.
Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:
Чем больше значение показателя Эj, т.е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.
Из таблицы с исходными данными (таблица 3.4) берутся показатели от пункта 1 до пункта 4.
Теперь фирмы ранжируем по местам:
Можно сделать вывод, что в 1 фирме выручки приходится больше на единицу вложенных средств, фирма эффективнее использует свои ресурсы и более конкурентоспособна.
Финансовая составляющая
конкурентоспособности
Оценка финансовой составляющей
конкурентоспособности
Рi = ,
где Рj - рейтинговая оценка финансового состояния организации;
x1j, x2j, ..., xnj – стандартизированные показатели j-ой анализируемой организации.
Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом) показателей x1j, x2j, ..., xnj :
,
Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные в соразмеренный вид через построение матриц.
Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:
1. Показатели оценки
2. Показатели эффективности управления.
3. Показатели оценки деловой активности.
4. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.
В данной работе берутся следующие показатели для расчетов:
1.Чистая рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме активов;
2.Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу;
3.Дивиденды на 1 акцию, р (таблица 3.4);
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж;
5.Отдача всех активов рассчитывается как отношение объема продаж к сумме активов;
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается как отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
7.Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных средств к дивидендам на 1 акцию, р;
8.Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме активов.
Количество показателей может быть больше или меньше, в зависимости от точности и достоверности информации.
Составим таблицу исходных данных для оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы - таблица 3.8. Приведем расчетную часть, которая, по сути, является матрицей, в сопоставимый вид – таблица 3.9.
Таблица 3.8
Исходные данные
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ | |||
1. Объем продаж, тыс. р. |
25561 |
29861 |
10561 |
2. Чистая прибыль, тыс.р. |
3841 |
6361 |
1081 |
3. Сумма активов, тыс. р. |
114141 |
111151 |
32561 |
4. Собственный капитал, тыс. р. |
70061 |
90061 |
19061 |
5. Оборотные средства, тыс. р. |
68061 |
69061 |
23461 |
6. Дебиторская задолженность, тыс. р. |
13121 |
27061 |
4921 |
7. Краткосрочные обязательства, тыс. р. |
61111 |
49561 |
21561 |
8. Дивиденды на 1 акцию, р. |
0,98 |
0,97 |
0,7 |
РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||
1. Чистая рентабельность |
0,03 |
0,06 |
0,03 |
2.Рентабельность собственного капитала |
0,05 |
0,07 |
0,06 |
3. Дивиденды на 1 акцию, р. |
0,98 |
0,97 |
0,7 |
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж |
0,15 |
0,21 |
0,1 |
5. Отдача всех активов |
0,22 |
0,27 |
0,32 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
1,95 |
1,1 |
2,15 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
1,11 |
1,39 |
1,09 |
8. Коэффициент автономии |
0,61 |
0,81 |
0,58 |
Воспользуемся формулой , при этом учтем сразу коэффициент весомости. Полученные данные сведем в таблицу 3.9.
Таблица 3.9
Матрица показателей для оценки финансовой составляющей с учетом их веса
Показатели |
Коэффициент весомости |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
1. Чистая рентабельность |
4 |
1,94 |
1,88 |
1,94 |
2.Рентабельность собственного капитала |
3 |
1,64 |
1,6 |
1,62 |
3. Дивиденды на 1 акцию, р. |
1 |
0,02 |
0,03 |
0,3 |
4. Чистая прибыль на 1р. объема продаж |
2 |
1,2 |
1,12 |
1,27 |
5. Отдача всех активов |
3 |
1,35 |
1,26 |
1,18 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
3 |
1,64 |
0,17 |
1,99 |
7. Коэффициент текущей ликвидности |
3 |
0,19 |
0,67 |
0,15 |
8. Коэффициент автономии |
3 |
0,67 |
0,33 |
0,73 |
ИТОГО: |
8,65 |
7,06 |
9,18 |
По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-ой фирме). В данном случае минимальным значением является сумма показателей 2-jй фирмы (расчет делался по разнице показателей (1 – х1j). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое, или конкурентоспособное состояние.
Завершает оценку конкурентоспособности фирмы сведение оценок всех 3-х составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам – таблица 3.10.
Таблица 3.10
Обобщение составляющих конкурентоспособности фирм
Составляющие оценки конкурентоспособности |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Маркетинговая |
1 |
2 |
3 |
Производственная |
1 |
3 |
2 |
Финансовая |
1 |
2 |
3 |
Фирма, имеющая большее количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом:
1-е место – 1 фирма;
2-е место – 2 фирма;
3-е место – 3 фирма;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполнения курсовой работы можно сделать следующие основные выводы:
1.Существует множество подходов к классификации видов конкурентной борьбы, в данной курсовой работе был рассмотрен один из них - классификация видов конкурентной борьбы по ряду признаков;
2.По способу ведения конкурентную борьбу можно разделить на добросовестную и недобросовестную;
3.Добросовестная конкуренция использует такие методы, как: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР;
4.Недобросовестная конкуренция использует такие методы, как: экономический (промышленный шпионаж), подделка продукции конкурентов, махинации с деловой отчетностью, обман потребителей, валютные махинации, сокрытие дефектов, подкуп и шантаж;
5.Методами изучения
6.При расчете конкурентоспособности товара была использована методика М.Г. Долинской и И.А. Соловьёва;
7.После проведения расчетов конкурентоспособности фирмы была выявлена наиболее конкурентная фирма, ей оказалась фирма под №1;
Таким образом, решены поставленные задачи и достигнута основная цель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базилевич В. Д. Экономическая теория: политэкономия: Учебник / Э45 Под ред. В.Д. Базилевича. — М.: Рыбари; К.: 2009.— 870 с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учеб. пособие. Новосибирск. Издательская компания “Лада”, 1999.- 678 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2008.- 816с.
4. Курс экономической теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселёва и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.
5. Маркетинг. Методическое
указание по выполнению
6. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 512 с.
7. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2006. – 268 с.
8. Основы маркетинга. Учеб. пособие / Г.А. Васильев, Н. Д. Эриашвили; Под ред.Г.А. Васильева. – М.:ЮНИТИДАНА, 2005. – 543 с.
9. Основы экономической теории. Учеб. пособие. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
10. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О’Шонесси; Под ред. Д.О. Ямпольской.- СПб.: Питер, 2006. 864 с.
11. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс. 2008.- 495с.
12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.- М.: ИНФРА-М,2000.- 312 с.
13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО “Бизнес-школа”; ”Интел-Синтез”, 2006. – 640 с.
14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2009. – 222 с.
15. Давыденко Л.Н. Экономическая теория/Под ред. Давыденко Л.Н - Минск: Выш. шк., 2007. — 352 с.
16. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Дж. Браун ; [пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева]. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
17.Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг.И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2008. - 720 с.
Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения