Конкурентная борьба и основные методы ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности конкурентной борьбы и методов ее проведения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1.Изучить виды конкурентной борьбы, методы ее изучения и способы проведения;
2.Расчитать конкурентоспособность продукции и фирмы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции…………….12
1.2. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли.…………………….17
1.3. Виды конкурентного преимущества………….…………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и методические ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара и фирмы
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы………………………………………………………...27
2.2. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара…………………………………………………………………...31
2.3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы…………………………………………………………………..34
Глава 3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ товара И ФИРМ
3.1. Оценка конкурентоспособности товара…………………………….37
3.2. Расчет показателей конкурентоспособности фирмы………………46
Заключение………………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 228.11 Кб (Скачать файл)

Следовательно, фирма 2 является наиболее конкурентоспособной по сравнению с другими фирмами.

Производственная  составляющая конкурентоспособности  фирмы

Наиболее простая оценка производственной  составляющей конкурентоспособности  фирмы может быть сделана по показателю эффективности использования производственного  потенциала. При этом в производственный потенциал необходимо включить:

-трудовые ресурсы, выраженные  через объем оплаты труда - L;

-стоимость израсходованных  материальных ресурсов - М;

-годовые амортизационные  отчисления – А.

Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:


 

Чем больше значение показателя Эj, т.е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.

Из таблицы с исходными  данными (таблица 3.4) берутся показатели от пункта 1 до пункта 4.

Теперь фирмы ранжируем  по местам:

    1. Фирма 1 (показатель конкурентоспособности = 2,21);
    2. Фирма 2 (показатель конкурентоспособности = 1,164);
    3. Фирма 3(показатель конкурентоспособности = 1,162);

Можно сделать вывод, что  в 1 фирме выручки приходится больше на единицу вложенных средств, фирма  эффективнее использует свои ресурсы  и  более конкурентоспособна.

Финансовая составляющая конкурентоспособности предприятия

Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия  может осуществляться по рейтинговой  оценке в соответствии с формулой:

 

 Рi =


где Рj - рейтинговая оценка финансового состояния организации;

x1j, x2j, ..., xnj – стандартизированные показатели j-ой анализируемой организации.

 

Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом) показателей x1j, x2j, ..., xnj :

 


Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные  в соразмеренный вид через  построение матриц.

Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:

1. Показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности.

2. Показатели эффективности  управления.

3. Показатели оценки деловой  активности.

4. Показатели оценки ликвидности  и финансовой устойчивости.

В данной работе берутся  следующие показатели для расчетов:

1.Чистая рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме активов;

2.Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу;

3.Дивиденды на 1 акцию, р (таблица 3.4);

4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж;

5.Отдача всех активов рассчитывается как отношение объема продаж к сумме активов;

6.Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается как отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

7.Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных средств к дивидендам на 1 акцию, р;

8.Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме активов.

Количество показателей  может быть больше или меньше, в  зависимости от точности и достоверности  информации.

Составим таблицу исходных данных для оценки финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы - таблица  3.8. Приведем расчетную часть, которая, по сути, является матрицей, в сопоставимый вид – таблица 3.9.

Таблица 3.8

Исходные данные

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Объем продаж, тыс. р.

25561

29861

10561

2. Чистая прибыль, тыс.р.

3841

6361

1081

3. Сумма активов, тыс.  р.

114141

111151

32561

4. Собственный капитал,  тыс. р.

70061

90061

19061

5. Оборотные средства, тыс.  р.

68061

69061

23461

6. Дебиторская задолженность,  тыс. р.

13121

27061

4921

7. Краткосрочные обязательства,  тыс. р.

61111

49561

21561

8. Дивиденды на 1 акцию,  р.

0,98

0,97

0,7

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1. Чистая рентабельность

0,03

0,06

0,03

2.Рентабельность собственного  капитала

0,05

0,07

0,06

3. Дивиденды на 1 акцию,  р.

0,98

0,97

0,7

4. Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

0,15

0,21

0,1

5. Отдача всех активов

0,22

0,27

0,32

6. Оборачиваемость дебиторской  задолженности

1,95

1,1

2,15

7. Коэффициент текущей  ликвидности

1,11

1,39

1,09

8. Коэффициент автономии

0,61

0,81

0,58


Воспользуемся формулой , при этом учтем сразу коэффициент весомости. Полученные данные сведем в таблицу 3.9.

Таблица 3.9

Матрица показателей для  оценки финансовой составляющей с учетом их веса

Показатели

Коэффициент весомости

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

1. Чистая рентабельность

4

1,94

1,88

1,94

2.Рентабельность собственного  капитала

3

1,64

1,6

1,62

3. Дивиденды на 1 акцию,  р.

1

0,02

0,03

0,3

4. Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

2

1,2

1,12

1,27

5. Отдача всех активов

3

1,35

1,26

1,18

6. Оборачиваемость дебиторской  задолженности

3

1,64

0,17

1,99

7. Коэффициент текущей  ликвидности

3

0,19

0,67

0,15

8. Коэффициент автономии

3

0,67

0,33

0,73

ИТОГО:

8,65

7,06

9,18


По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-ой фирме). В данном случае минимальным значением является сумма показателей 2-jй фирмы (расчет делался по разнице показателей (1 – х1j). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое, или конкурентоспособное состояние.

Завершает оценку конкурентоспособности  фирмы сведение оценок всех 3-х составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам – таблица 3.10.

Таблица 3.10

Обобщение составляющих конкурентоспособности  фирм

Составляющие оценки конкурентоспособности

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Маркетинговая

1

2

3

Производственная

1

3

2

Финансовая

1

2

3


Фирма, имеющая большее  количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом:

1-е место – 1 фирма;

2-е место – 2 фирма;

3-е место – 3 фирма;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам выполнения курсовой работы можно сделать следующие  основные выводы:

1.Существует множество подходов к классификации видов конкурентной борьбы, в данной курсовой работе был рассмотрен один из них - классификация видов конкурентной борьбы по ряду признаков;

2.По способу ведения конкурентную борьбу можно разделить на добросовестную и недобросовестную;

3.Добросовестная конкуренция использует такие методы, как: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР;

4.Недобросовестная конкуренция использует такие методы, как: экономический (промышленный шпионаж), подделка продукции конкурентов, махинации с деловой отчетностью, обман потребителей, валютные махинации, сокрытие дефектов, подкуп и шантаж;

5.Методами изучения конкурентной  борьбы являются основные методы  маркетинговых исследований;

6.При расчете конкурентоспособности товара была использована методика М.Г. Долинской и И.А. Соловьёва;

7.После проведения расчетов конкурентоспособности фирмы была выявлена наиболее конкурентная фирма, ей оказалась фирма под №1;

Таким образом, решены поставленные задачи и достигнута основная цель.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Базилевич В. Д.  Экономическая теория: политэкономия:  Учебник / Э45 Под ред. В.Д. Базилевича. — М.: Рыбари; К.: 2009.— 870 с.

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учеб. пособие. Новосибирск. Издательская компания “Лада”, 1999.- 678 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2008.- 816с.

4. Курс экономической  теории: Учеб. для вузов / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселёва и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.

5. Маркетинг. Методическое  указание по выполнению курсовой  работы для студентов специальности  060800 “Экономика и управление  на предприятии (в строительстве)”  и 072000 “Стандартизация и сертификация  ” для всех форм обучения. -  Новосибирск, 2003.

6. Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 512 с.

7. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2006. – 268 с.

8. Основы маркетинга. Учеб. пособие / Г.А. Васильев, Н. Д. Эриашвили; Под ред.Г.А. Васильева. – М.:ЮНИТИДАНА, 2005. – 543 с.

9. Основы экономической  теории. Учеб.  пособие. / Под ред. Камаева В.Д. – М.:  Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

10. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О’Шонесси; Под ред. Д.О. Ямпольской.- СПб.: Питер, 2006. 864 с.

11. Портер М.Э. Конкуренция:  Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс. 2008.- 495с.

12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.- М.: ИНФРА-М,2000.- 312 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. /  Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО “Бизнес-школа”; ”Интел-Синтез”, 2006. – 640 с.

14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2009. – 222 с.

15. Давыденко Л.Н. Экономическая теория/Под ред. Давыденко Л.Н - Минск: Выш. шк., 2007. — 352 с.

16. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования / Г. А. Черчилль, Т. Дж. Браун ; [пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева]. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2007.

17.Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг.И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2008. - 720 с.

 

 

 

 


Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы ее проведения