Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:34, дипломная работа
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг [6] – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать свою цену.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I
Конкурентная
борьба за экономическое
Конкуренция – двигатель
Одно из наиболее известных международных исследований конкурентоспособности стран — измерения Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF). Для каждой из обследуемых стран рассчитываются сводные индексы конкурентоспособности по наиболее важным для оценки экономического роста страны макро- и микроэкономическим показателям, характеризующим его динамику в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Методика используется более 30 лет, а результаты оценки ежегодно публикуются в докладах WEF о конкурентоспособ-ности (The Global Competitiveness Report). Данные WEF, в сущности, являются инструментом бенчмаркинга и могут применяться политиками, экономистами, бизнесменами при анализе экономики различных стран для выявления их конкурентных преимуществ, при международной экспансии бизнеса, поиске путей выхода из кризисов и эффективного развития
WEF определяет
Для измерения
Методика WEF в целом и алгоритм расчета агрегированных индексов, выражающих обобщенные значения конкурентоспособности стран, в частности постоянно модифицируются в соответствии с изменениями и усложнениями макро- и микроэкономической ситуации. В 2004 г. WEF представил новый индекс под названием Глобальный индекс конкурентоспособности (the Global Competitiveness Index, GCI).
Оценка конкурентоспособности страны сначала подразумевает сбор данных для вычисления значений индикаторов, по которым производится расчет каждого фактора. Затем производится подсчет взвешенного агрегированного индекса и субиндексов, отражающих совокупный вклад всех факторов в значение конкурентоспособности. В современной методике выделяются 12 основных факторов [1].
1. Институты. Государственные и
социальные институты
2. Инфраструктура. Этот фактор во
многом определяет
3. Макроэкономическая
4. Здоровье и начальное образование. Физическое здоровье трудоспособного населения жизненно необходимо для повышения производительности труда в стране. Соответственно инвестиции в здоровье граждан страны являются критичным фактором для развития экономики, не говоря о их социальной направленности. К данной группе показателей также относятся оценка состояния начального образования, значение которого в современной экономике постоянно растет.
5. Среднее, высшее и специальное/
6. Эффективность товарных рынков. Страны с эффективными товарными рынками производят более широкий ассортимент товаров и услуг и демонстрируют интенсивное потребление произведенных товаров. Соответственно в этих условиях важным является наличие конкуренции в стране и прозрачности при совершении экспортно-импортных операций, что способствует развитию деловой активности. Эффективность товарных рынков также во многом зависит и от условий спроса, определяемых уровнем покупательской культуры.
7. Эффективность рынка труда.
Рынки труда должны иметь
8. Совершенство финансовых
9. Технологическая готовность. По мере усложнения технологий все большее значение приобретает необходимость их быстрого освоения. Активное использование современных технологий в стране приводит к тому, что технологический разрыв между данной страной и страной-импортером технологий быстро ликвидируется.
10. Размер рынка. Географически
широкий рынок является для
компании преимуществом. С
11. Совершенство бизнеса. Эффективное ведение бизнеса — необходимое условие для результативного производства товаров и услуг. Факторы, рассматриваемые в этой
группе, касаются всей системы развития бизнеса в стране, отдельных компаний, их стратегий и операционной деятельности.
12. Инновации. Исключительно важный фактор для устойчивого роста экономики любой страны. Активная инновационная деятельность требует поддержки со стороны государства (финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований) и субъектов рынка (тесное сотрудничество научно-исследовательских институтов, университетов, производственных предприятий).
Перечисленные факторы объединяются в три группы. Первая группа включает факторы базовых требований, вторая — факторы, повышающие эффективность бизнес-среды, третья — факторы совершенства бизнеса. Каждая группа характеризуется определенным субиндексом. Весовые значения при расчете субиндекса составляют для первой группы 25%, для второй 17%, для третьей 50%. При этом вклад каждого субиндекса в итоговый показатель GCI для конкретной страны зависит от того, на каком этапе развития она находится. Данный подход позволяет эффективно сравнивать динамику конкурентоспособности таких разных государств, как, скажем, Ангола и США. Если для Анголы главной задачей является достижение базовых требований (развитие производства с максимальным вовлечением имеющихся ресурсов), то США уже давно фокусируются на инновационных факторах.
Данные для вычисления индикаторов делятся на две группы:
• данные опросов топ-менеджеров различных по размеру и представляемым отраслям компаний в каждой из исследуемых стран в виде балльной оценки;
• экономические, технические, социальные (например, уровень инфляции, значение ВВП и государственного долга и т.п.) и другие статистические показатели, характеризующие рассматриваемую страну. Для оценки таких факторов получают их приведенные значения.
Величина каждого фактора определяется путем нахождения либо простой среднеарифметической суммы, либо взвешенной суммы значений индикаторов рассматриваемого фактора в совокупности со статистическими данными. Затем
находятся числовые значения трех основных субиндексов путем нахождения взвешенного значения факторов группы.
Для расчета GCI определяется стадия экономического развития каждой страны. При этом учитываются два критерия: ВВП страны и доля экспортируемого сырья и необработанных материалов в общем объеме экспорта (см. таб лицу). В основе разделения стран по стадиям экономического развития лежит модель трех стадий экономического роста, предложенная М. Портером [3], которая объясняет причинно-следственную зависимость между конкурентоспособностью компаний в стране и уровнем развития этой страны. Модель содержит три стадии экономического развития, характеризующие процесс поступательного развития экономики, в ко-тором бизнес-среда страны способствует появлению сложных и прогрессивных форм конкуренции компаний на внутреннем рынке. Таким образом, компании различных стран конкурируют между собой внутри своей страны по-разному, в силу различных уровней экономического состояния бизнес-среды, в которой они находятся. По мере экономического развития страны повышается и ее конкурентоспособность.
В первой стадии преобладающего влияния базовых экономических факторов такие факторы, как дешевая рабочая сила или неистощенные запасы природных сырьевых ресурсов, играют основную роль в определении конкурентоспособности страны. Компании производят товары широкого потребления или другие несложные продукты. При этом технологии импортируются, ввозятся иностранными производителями или имитируются. На этой стадии экономического роста преобладает ценовая конкуренция, отсутствует в широком масштабе прямой контакт компании с ее потребителя-Весовые коэффициенты каждой группы факторов в зависимости от стадии экономического развития страны, %
Вес Базовые требования
Факторы, повышающие эффективность бизнес-среды
Инновационные факторы
и факторы совершенства бизнеса
Стадия преобладающего влияния
базовых экономических факторов
50 40 10
Стадия преобладания
инвестиционных предложений
40 50 10
Стадия преобладания
инновационных предложений
30 40 30
К АЧ Е С Т В О И Б И З Н Е С
В основе разделения стран по стадиям экономического развития лежит модель трех
стадий экономического
роста, предложенная М. Портером [3], которая
объясняет причинно-
06_Kach_10_09.indd 68 06_Kach_10_09.indd 68 24.09.2009 14:19:30 24.09.2009 14:19:3069
С Т А Н Д А Р Т Ы И К А Ч Е С Т В О / 1 0 2 0 0 9
ми, цепочки создания ценности компаний сильно ограничены
и в основном состоят из звеньев, которые требуют больших
затрат человеческих ресурсов (например, сбор или добыча
полезных ископаемых), продукты относительно просты и
спроектированы в других странах. Страны, которые находят-
ся на первой стадии, особо чувствительны к фазам развития
мировой экономики, ценам на предметы первой необходи-
мости и колебаниям курсов валют. К таким странам, напри-
мер, относятся Китай, Монголия, Чад.
На второй стадии эффективность производства стандартных
продуктов и услуг становится преобладающим фактором в до-
стижении конкурентоспособности стран. Большие инвестиции
в создание эффективной инфраструктуры, правительственные
структуры, содействующие развитию бизнеса, доступность за-