Курс лекций по "Маркетинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:35, курс лекций

Описание работы

4. Модель покупательского поведения на рынке потребителей.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами.
Основной вопрос маркетинга заключается в том, как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить.

Файлы: 1 файл

6 МАРКЕТИНГ.docx

— 184.12 Кб (Скачать файл)

МАРКЕТИНГ»

  1. Понятийный аппарат маркетинга.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Нужда (первичная потребность) – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Мотив – это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снижает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.

Человеческие нужды, потребности  и запросы предполагают существование  товаров для их удовлетворения.

Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Классификация товаров:

  1. В зависимости от степени удовлетворения нужды товары бывают:
  • не удовлетворяющие нужду;
  • частично удовлетворяющие нужду;
  • полностью удовлетворяющие нужду.
  1. В зависимости от длительности использования товары могут быть:
  • краткосрочного использования (услуги, продукты);
  • среднесрочного использования (одежда, бытовая техника);
  • долгосрочного использования (жилье, недвижимость);
  • практически бессрочного использования (драгоценности, антиквариат).
  1. В зависимости от покупательских привычек и типологии поведения:

а) потребительские:

  • товары повседневного спроса (к ним относятся товары постоянного спроса, товары экстренной покупки, товары импульсные);
  • товары предварительного выбора (например, одежда, бытовая техника и т.д.);
  • товары исключительного выбора (дорогостоящие товары, марочные товары);
  • товары пассивного спроса – товары, о существовании которых человек начинает задумываться в результате того, что их очень активно продают (например, справочники, энциклопедии);

б) товары для нужд предприятий.

Обмен способствует удовлетворению нужд и запросов. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка – представляет собой коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Сделка предполагает наличие следующих условий:

  • наличие, по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;
  • согласование условий, времени и места ее совершения;
  • цены;
  • срок действия договора…

В зависимости  от форм оплаты за продукцию сделка может быть:

  • денежная;
  • бартерная;
  • взаимозачет;
  • вексельная и пр.

 

Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Классификация рынков:

1. В зависимости  от вида товара, предлагаемого  рынку, рынки разделяют:

  • Рынок физических объектов (товарный);
  • Рынок труда;
  • Рынок услуг;
  • Финансовый рынок;
  • Рынок «ноу-хау» и пр.

2. По типу потребителей  рынки разделяются:

  • Потребительский рынок – совокупность отдельных лиц и домохозяйств, приобретающих товары и услуги для личного потребления;
  •   Рынок товаров промышленного назначения – совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям;
  • Рынок промежуточных продавцов – совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
  • Рынок государственных учреждений составляют организации федерального правительства, правительства регионов, местные органы, закупающие или арендующие товары, необходимые им для выполнения своих основных функции по отправлению власти (закупки для нужд образования, здравоохранения и т.д.).

Рынок товаров  промышленного назначения, рынок  промежуточных продавцов и рынок  государственных учреждений в совокупности составляют рынок предприятий.

  •    Международный рынок – представлен покупателями за рубежом.

3. В зависимости  от сосредоточения власти рынки  разделяют на:

Рынок продавца

  • власть сосредоточена в руках продавца;
  • рынок дефицитный;
  • спрос превышает предложение;
  • «активный» деятель – покупатель;
  • основа для формирования цены – собственные издержки производителя;
  • затраты на продвижение продукции минимальны.

Рынок покупателя

  • власть сосредоточена в руках покупателя;
  • предложение превышает спрос;
  • «активный» деятель – продавец;
  • основа для формирования цены – затраты с учетом цен конкурентов;
  • затраты на формирование образа фирмы и на продвижение значительные.

 

Спрос (запросы) - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Существуют следующие состояния спроса:

  1. Отрицательный спрос (негативный) – предвзятое, негативное отношение к товару;
  2. Отсутствующий спрос – безразличное отношение к товару.;
  3. Потенциальный спрос – связан с желанием, решать выдвинутые жизнью проблемы.;
  4. Падающий спрос – падение спроса на один или несколько своих товаров;
  5. Колеблющийся спрос – колебания спроса на сезонной, ежедневной, почасовой основе;
  6. Полноценный спрос – спрос, соответствующий производственным возможностям фирмы;
  7. Нерациональный спрос – спрос на товары и услуги, использование которых негативно отражается на физическом и моральном состоянии человека и общества;
  8. Чрезмерный спрос – уровень спроса организаций выше, чем они могут или хотят удовлетворить.

 

 

  1. Развитие концепции маркетинга.

Концепция маркетинга – это философия управления, которая способствует получению товаропроизводителями прибыли посредством удовлетворения потребностей потребителей.

Существует семь основных подходов, на основе которых фирмы ведут свою маркетинговую деятельность:

  1. Концепция совершенствования производства (производственная концепция) основана на утверждении, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Цель – повышение эффективности производства (снижение удельных текущих затрат). Сфера современного существования - бюджетные, социальные услуги. Негативные черты и последствия - равнодушие к запросам потребителей, обезличка потребителей и товаров, фирм.

  1. Концепция совершенствования товара (продуктовая концепция) -   потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики. Основным объектом внимания маркетинга становится товар (услуга), цель – совершенствование качества товаров. Ведущие средства достижения цели - модернизация выпускаемых товаров. Сфера существования – отрасли, где доминирует технократический подход. Негативные черты и последствия - маркетинговая близорукость, упущение из вида проблем и потребностей клиента, возможностей дизайна, упаковки, цены.

  1. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) – потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если фирма не предпринимает значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж. Основной объект внимания - процесс продажи. Конечная цель - получение прибыли за счет роста продаж. Сфера применения - продажа товаров и услуг пассивного спроса (о которых потребитель в норме не думает: страхование, пенсионное обеспечение, участки для захоронения), ходовых (крупносерийных) товаров, предвыборные кампании. Негативные следствия - потеря доверия клиентов из-за сокрытия изъянов товара, принуждения к немедленному приобретению;


 

 

 

 

  1. Концепция маркетинга. Конечная цель - получение прибыли в результате эффективного удовлетворения запросов потребителей. Основной объект внимания - нужды потребителя. Главное содержание - забота об удовлетворении нужд потребителя посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением этого товара. Средства достижения цели - комплексные маркетинговые усилия (маркетинг-микс). Сфера применения - товары массового спроса, производимые крупными компаниями;
  2. Концепция интегрированного маркетинга. Здесь происходит объединение двух типов маркетинга: ориентированного как на продукт, так и на потребителя. Интегрированный маркетинг основан на всестороннем анализе возможностей предприятия со стороны производства и рынка. Сущность концепции: создание продукта и потребительского спроса на него в одно и то же время. Потребитель должен получать продукцию для удовлетворения даже тех своих нужд, которые он еще не успел в полной мере осознать;
  3. Концепция социально-этичного маркетинга. Ориентация на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом. Цель - обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя и общества в целом. Средства достижения цели - баланс трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей, интересов общества.
  4. Концепция стратегического маркетинга нацелена на уменьшение неопределенности развития фирмы за счет выбора перспективной цели производственно-сбытовой деятельности, выбора форм ведения конкурентной борьбы и концепции маркетинга. 
  5. Маркетинговая среда фирмы: факторы микросреды и макросреды функционирования фирмы.

 

Маркетинговая среда организации – это совокупность неподдающихся контролю сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на ее возможности достигать поставленных целей по обслуживанию целевых рынков.

Маркетинговая среда слагается  из микросреды и макросреды.

Микросреда:

  • внутренняя среда фирмы;
  • поставщики;
  • конкуренты;
  • клиенты;
  • маркетинговые посредники;
  • контактные аудитории.

Макросреда:

  • демографические факторы;
  • факторы культурного окружения;
  • экономические факторы;
  • природные факторы;
  • политические факторы;
  • факторы НТП.

Основные  факторы микросреды:

  1. Внутренняя среда фирмы: персонал, средства производства, деньги, информация.
  2. Поставщики – это предприятия и организации, которые обеспечивают фирму и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Могут повлиять на маркетинговую деятельность фирмы: цену товара, качество товара и качество поставки.
  3. Конкуренты

Разделяют следующие уровни конкуренции:

  • Конкуренты желания (потребитель обычно обдумывает несколько вариантов действий, например покупку транспортного средства, покупку видеосистемы или чего-либо другого); самый высокий уровень конкуренции;
  • Товарно-родовые конкуренты – конкуренция разных способов удовлетворения нужды (например: при необходимости добраться в другой город можно выбрать различные виды транспорта: самолет, поезд, автобус и т.д.);
  • Товарно-видовые конкуренты – конкуренция разновидностей одного и того же товара (например: стиральная машинка с сушкой и без сушки);
  • Марки-конкуренты – разные марки одного и того же товара.
  1. Клиенты

Фирме необходимо тщательно  изучать своих клиентов. Она может  выступать на клиентурных рынках пяти типов:

  • потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
  • рынок предприятий – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;
  • рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью;
  • рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;
  • международный рынок – покупатели за пределами страны, в том числе зарубежные потребители, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения.

Информация о работе Курс лекций по "Маркетинг"