МАРКЕТИНГ»
- Понятийный аппарат маркетинга.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности,
направленной на удовлетворение нужд
и потребностей посредством обмена. Это
процесс, в ходе которого разрабатываются
и предоставляются в распоряжение людей
товары и услуги, обеспечивающие определенный
уровень жизни. Социальные основы маркетинга
связаны со следующими понятиями: нужды,
потребности, запросы, товар, обмен, сделка
и рынок.
Нужда (первичная потребность) –
чувство ощущаемой человеком нехватки
чего-либо.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую
форму в соответствии с культурным уровнем
и личностью индивида.
Мотив – это нужда, ставшая столь
настоятельной, что заставляет человека
искать пути и способы ее удовлетворения.
Удовлетворение нужды снижает испытываемую
индивидом внутреннюю напряженность.
Человеческие нужды, потребности
и запросы предполагают существование
товаров для их удовлетворения.
Товар – это все, что может удовлетворить
потребность или нужду и предлагается
рынку в целях привлечения внимания, приобретения,
использования или потребления.
Классификация товаров:
- В зависимости от степени удовлетворения нужды товары бывают:
- не удовлетворяющие нужду;
- частично удовлетворяющие нужду;
- полностью удовлетворяющие нужду.
- В зависимости от длительности использования товары могут быть:
- краткосрочного использования (услуги, продукты);
- среднесрочного использования (одежда, бытовая техника);
- долгосрочного использования (жилье, недвижимость);
- практически бессрочного использования (драгоценности, антиквариат).
- В зависимости от покупательских привычек и типологии поведения:
а) потребительские:
- товары повседневного спроса (к ним относятся товары постоянного спроса, товары экстренной покупки, товары импульсные);
- товары предварительного выбора (например, одежда, бытовая техника и т.д.);
- товары исключительного выбора (дорогостоящие товары, марочные товары);
- товары пассивного спроса – товары, о существовании которых человек начинает задумываться в результате того, что их очень активно продают (например, справочники, энциклопедии);
б) товары для нужд
предприятий.
Обмен способствует удовлетворению
нужд и запросов. Обмен
– акт получения от кого-либо желаемого
объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка – представляет собой коммерческий
обмен ценностями между двумя сторонами.
Сделка предполагает
наличие следующих условий:
- наличие, по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;
- согласование условий, времени и места ее совершения;
- цены;
- срок действия договора…
В зависимости
от форм оплаты за продукцию сделка
может быть:
- денежная;
- бартерная;
- взаимозачет;
- вексельная и пр.
Рынок – это совокупность существующих
и потенциальных покупателей товара.
Классификация рынков:
1. В зависимости
от вида товара, предлагаемого
рынку, рынки разделяют:
- Рынок физических объектов (товарный);
- Рынок труда;
- Рынок услуг;
- Финансовый рынок;
- Рынок «ноу-хау» и пр.
2. По типу потребителей
рынки разделяются:
- Потребительский рынок – совокупность отдельных лиц и домохозяйств, приобретающих товары и услуги для личного потребления;
- Рынок товаров промышленного назначения – совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям;
- Рынок промежуточных продавцов – совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
- Рынок государственных учреждений составляют организации федерального правительства, правительства регионов, местные органы, закупающие или арендующие товары, необходимые им для выполнения своих основных функции по отправлению власти (закупки для нужд образования, здравоохранения и т.д.).
Рынок товаров
промышленного назначения, рынок
промежуточных продавцов и рынок
государственных учреждений в совокупности
составляют рынок
предприятий.
- Международный рынок – представлен покупателями за рубежом.
3. В зависимости
от сосредоточения власти рынки
разделяют на:
Рынок
продавца
- власть сосредоточена в руках продавца;
- рынок дефицитный;
- спрос превышает предложение;
- «активный» деятель – покупатель;
- основа для формирования цены – собственные издержки производителя;
- затраты на продвижение продукции минимальны.
|
Рынок
покупателя
- власть сосредоточена в руках покупателя;
- предложение превышает спрос;
- «активный» деятель – продавец;
- основа для формирования цены – затраты с учетом цен конкурентов;
- затраты на формирование образа фирмы и на продвижение значительные.
|
Спрос (запросы) - это потребность,
подкрепленная покупательной способностью.
Существуют следующие состояния
спроса:
- Отрицательный спрос (негативный) – предвзятое, негативное отношение к товару;
- Отсутствующий спрос – безразличное отношение к товару.;
- Потенциальный спрос – связан с желанием, решать выдвинутые жизнью проблемы.;
- Падающий спрос – падение спроса на один или несколько своих товаров;
- Колеблющийся спрос – колебания спроса на сезонной, ежедневной, почасовой основе;
- Полноценный спрос – спрос, соответствующий производственным возможностям фирмы;
- Нерациональный спрос – спрос на товары и услуги, использование которых негативно отражается на физическом и моральном состоянии человека и общества;
- Чрезмерный спрос – уровень спроса организаций выше, чем они могут или хотят удовлетворить.
- Развитие концепции маркетинга.
Концепция
маркетинга – это философия управления,
которая способствует получению товаропроизводителями
прибыли посредством удовлетворения потребностей
потребителей.
Существует семь основных
подходов, на основе которых фирмы
ведут свою маркетинговую деятельность:
- Концепция совершенствования производства (производственная концепция) основана на утверждении, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Цель – повышение эффективности производства (снижение удельных текущих затрат). Сфера современного существования - бюджетные, социальные услуги. Негативные черты и последствия - равнодушие к запросам потребителей, обезличка потребителей и товаров, фирм.
- Концепция совершенствования товара (продуктовая концепция) - потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики. Основным объектом внимания маркетинга становится товар (услуга), цель – совершенствование качества товаров. Ведущие средства достижения цели - модернизация выпускаемых товаров. Сфера существования – отрасли, где доминирует технократический подход. Негативные черты и последствия - маркетинговая близорукость, упущение из вида проблем и потребностей клиента, возможностей дизайна, упаковки, цены.
- Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) – потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если фирма не предпринимает значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж. Основной объект внимания - процесс продажи. Конечная цель - получение прибыли за счет роста продаж. Сфера применения - продажа товаров и услуг пассивного спроса (о которых потребитель в норме не думает: страхование, пенсионное обеспечение, участки для захоронения), ходовых (крупносерийных) товаров, предвыборные кампании. Негативные следствия - потеря доверия клиентов из-за сокрытия изъянов товара, принуждения к немедленному приобретению;
- Концепция маркетинга. Конечная цель - получение прибыли в результате эффективного удовлетворения запросов потребителей. Основной объект внимания - нужды потребителя. Главное содержание - забота об удовлетворении нужд потребителя посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением этого товара. Средства достижения цели - комплексные маркетинговые усилия (маркетинг-микс). Сфера применения - товары массового спроса, производимые крупными компаниями;
- Концепция интегрированного маркетинга. Здесь происходит объединение двух типов маркетинга: ориентированного как на продукт, так и на потребителя. Интегрированный маркетинг основан на всестороннем анализе возможностей предприятия со стороны производства и рынка. Сущность концепции: создание продукта и потребительского спроса на него в одно и то же время. Потребитель должен получать продукцию для удовлетворения даже тех своих нужд, которые он еще не успел в полной мере осознать;
- Концепция социально-этичного маркетинга. Ориентация на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом. Цель - обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя и общества в целом. Средства достижения цели - баланс трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей, интересов общества.
- Концепция стратегического маркетинга нацелена на уменьшение неопределенности развития фирмы за счет выбора перспективной цели производственно-сбытовой деятельности, выбора форм ведения конкурентной борьбы и концепции маркетинга.
- Маркетинговая среда фирмы: факторы микросреды и макросреды функционирования фирмы.
Маркетинговая
среда организации – это совокупность неподдающихся
контролю сил, действующих за пределами
фирмы и влияющих на ее возможности достигать
поставленных целей по обслуживанию целевых
рынков.
Маркетинговая среда слагается
из микросреды и макросреды.
Микросреда:
- внутренняя среда фирмы;
- поставщики;
- конкуренты;
- клиенты;
- маркетинговые посредники;
- контактные аудитории.
Макросреда:
- демографические факторы;
- факторы культурного окружения;
- экономические факторы;
- природные факторы;
- политические факторы;
- факторы НТП.
Основные
факторы микросреды:
- Внутренняя среда фирмы: персонал, средства производства, деньги, информация.
- Поставщики – это предприятия и организации, которые обеспечивают фирму и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Могут повлиять на маркетинговую деятельность фирмы: цену товара, качество товара и качество поставки.
- Конкуренты
Разделяют следующие уровни конкуренции:
- Конкуренты желания (потребитель обычно обдумывает несколько вариантов действий, например покупку транспортного средства, покупку видеосистемы или чего-либо другого); самый высокий уровень конкуренции;
- Товарно-родовые конкуренты – конкуренция разных способов удовлетворения нужды (например: при необходимости добраться в другой город можно выбрать различные виды транспорта: самолет, поезд, автобус и т.д.);
- Товарно-видовые конкуренты – конкуренция разновидностей одного и того же товара (например: стиральная машинка с сушкой и без сушки);
- Марки-конкуренты – разные марки одного и того же товара.
- Клиенты
Фирме необходимо тщательно
изучать своих клиентов. Она может
выступать на клиентурных рынках
пяти типов:
- потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
- рынок предприятий – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;
- рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью;
- рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;
- международный рынок – покупатели за пределами страны, в том числе зарубежные потребители, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения.