Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:35, курс лекций
4. Модель покупательского поведения на рынке потребителей.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами.
Основной вопрос маркетинга заключается в том, как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить.
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по товародвижению, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения.
Торговые посредники – это фирмы, помогающие подыскать клиентов или непосредственно продавать им товары. Торговые посредники могут обеспечить заказчику:
Фирмы-специалисты по товародвижению – помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. Влияние этих фирм происходит через качество поставок и стоимость перевозок. В их числе склады (предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров на пути к месту назначения), различные транспортные фирмы (железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой водный транспорт и прочие грузообработчики, перемещающие товары из одного места в другое).
Агентства по оказанию маркетинговых услуг – помогают компании точнее нацеливать и продвигать товары на рынки. Маркетинговые услуги оказывают фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, консультационные фирмы по маркетингу.
Кредитно-финансовые учреждения – помогают обеспечить платежеспособность клиента или застраховать сделку. К их числу относятся банки, кредитные и страховые компании и другие финансовые учреждения.
Контактная аудитория – любая группа, проявляющая актуальный или потенциальный интерес к фирме и влияющая на ее способность достигать поставленных целей.
Контактная аудитория может либо препятствовать, либо способствовать достижению целей фирмы и в зависимости от этого выделяют:
Любая фирма действует в окружении контактных аудиторий семи типов:
Основные факторы макросреды:
Важнейшие характеристики каждого из факторов макросреды показаны в таблице
Факторы |
Важнейшие характеристики |
Демографические |
Численность населения,
его плотность. Миграционные тенденции.
Территориальное размещение. Возрастная
структура. Рождаемость. Смертность. Количество
браков и разводов. Этническая и
религиозная структура |
Экономические |
Экономическое положение страны (региона). Покупательная способность населения. Уровень инфляции. Динамика и структура потребления. Эластичность потребления. Финансовое, валютное, кредитное положение страны. |
Природные |
Состояние и перспективы использования источников сырья и энергоресурсов. Уровень загрязнения окружающей среды и степень влияния государственных органов на интенсивность ресурсопотребления. |
Научно-технические |
Темпы и масштабы
научно-технических и |
Политические |
Состояние законодательства, регулирующего
хозяйственную деятельность. Последствия
влияния внешнеэкономической |
Социально-культурные |
Уровень культурного развития. Формы культур. Особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей. Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов. |
Демография – наука, изучающая население с точки зрения численности и плотности размещения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.
Основные демографические тенденции:
Экономическая среда определяет
уровень покупательной
Анализ факторов природного характера связан с изучением вопросов рационального использования природных ресурсов и необходимости охраны окружающей среды. Изменения экологической обстановки сказываются на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку.
Тенденции, которые складываются при изменении природной среды:
Анализ научно-технических
факторов позволяет своевременно увидеть
те возможности, которые открываются
с развитием науки и техники
для производства новых товаров,
совершенствования
Тенденции научно-технической среды:
Политическая среда
Знание социально-культурных факторов очень важно, так как они влияют на другие элементы макросреды, а также на внутреннюю среду предприятия (например, отношение сотрудников к работе).
На принятии маркетинговых
решений могут сказаться
Таким образом, фирма на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые и составляют внешнюю среду маркетинга (макросреду) и во многом определяет характер ее деятельности.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами.
Основной вопрос маркетинга заключается в том, как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить.
Фирма, по-настоящему разобравшаяся, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, имеет огромное преимущество перед конкурентами. Поэтому фирмы и научные работники тратят много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой этих усилий является модель, представленная на рисунке 1.
Рис.1. Развернутая модель покупательского поведения
Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в сознание покупателя и вызывают определенные отклики. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители – это основные силы и события экономической, научно-технической, политической и культурной среды, окружающей покупателя. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций: выбор товара, фирмы, дилера, времени и объема покупки.
Процесс принятия решения о покупке:
Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Однако главное внимание в маркетинговых исследованиях уделяется рыночным аспектам:
Маркетинговые исследования проводятся по следующей схеме, отображенной на рис.
Краткая характеристика некоторых
методов сбора первичной