Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:35, курс лекций
4. Модель покупательского поведения на рынке потребителей.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами.
Основной вопрос маркетинга заключается в том, как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить.
Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.
Проверка замысла товара предполагает выявление лучшего из вариантов замысла с помощью предполагаемых целевых потребителей. С этой целью, как правило, среди них проводятся анкетные опросы.
Изложение стратегии маркетинга состоит из трех частей. В первой части дается описание целевого рынка, предполагаемого позиционирования товара. Во второй части - даются общие сведения о предполагаемой цене товара, об общем подходе к его распределению и смете расходов в течение первого года. В третьей части - содержатся перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, а также долговременный стратегический подход к формированию комплекса маркетинга.
На этом этапе замысел товара должен превратиться в реальный товар. Начинается этап НИОКР. Рисунки, схемы, чертежи, описания превращаются в реальное физическое изделие. Создается прототип замысла товара, воплощающий в себе все необходимые функциональные характеристики и обладающий всеми расчетными психологическими характеристиками. Созданное изделие должно пройти проверку в лабораториях и в эксплуатационных условиях.
Фирма выпускает небольшую
партию товара, выбирает небольшую
область рынка и направляет на
него программу "маркетинг-микс".
Становится очевидным, как клиенты
воспринимают новый товар и маркетинговые
усилия фирмы. Преимуществом такого
подхода является то, если фирме
придется вносить изменения в
изделие, или маркетинговые программы,
они будут не столь глобальными
и сделать это будет намного
проще и дешевле, чем после
его запуска на весь рынок. Однако,
существует опасность, если конкуренты
узнают о новом товаре фирмы раньше,
чем бы этого она желала, то утрачивается
эффект внезапности. Именно поэтому
некоторые предприниматели
На этом этапе фирма выводит новый товар на свой целевой рынок. При этом она должна решить когда, где, кому и как его предложить. Зачастую предприниматели выводят товар постепенно, поэтапно, внедряя его на различные части рынка. Последовательность внедрения зависит от ресурсов, возможностей фирмы и реакции конкурентов. Обязательно фирма должна отслеживать реакцию клиентов на новый товар, чтобы своевременно принимать адекватные меры.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – изменение объема продаж и прибыли на протяжении времени жизни товара. Состоит из 5 этапов:
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТИПИЧНЫЕ ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Этап выведения на рынок |
Этап роста |
Этап зрелости |
Этап упадка | |
Индикаторы | ||||
Сбыт |
Слабый |
Быстрорастущий |
Медленнорастущий |
Падающий |
Прибыль |
Ничтожная |
Максимальная |
Падающая |
Низкая или нулевая |
Потребители |
Любители нового (новаторы) |
Массовый рынок |
Массовый рынок |
Отстающие |
Число конкурентов |
Небольшое |
Постоянно растущее |
Большое |
Убывающее |
Ответная реакция производителей | ||||
Основные стратегические усилия |
Захват рынка (привлечение новаторов) |
Расширение рыночной доли |
Отстаивание своей доли рынка |
Повышение рентабельности производства |
Удельные затраты на маркетинг |
Высокие |
Несколько ниже |
Сокращающиеся |
Низкие |
Основные усилия маркетинга |
Создание осведомленности о товаре |
Создание предпочтения к марке |
Создание приверженности к марке |
Сохранение товара или фирмы в сознании покупателя |
Распределение товара |
Исключительное |
Интенсивное |
Интенсивное |
Селективное |
Цена |
Высокая |
Несколько ниже |
Самая низкая |
Селективные цены |
Товар |
Основной вариант |
Усовершенствованный |
Дифференцированный |
Повышенной рентабельности |
Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям.
Решения о выборе канала распределения – одни из самых сложных и ответственных, которые необходимо принять фирме. Каждый канал характеризуется присущим ему уровнем сбыта и издержек; выбрав конкретный маркетинговый канал, фирма должна пользоваться им в течение достаточно длительного периода времени. Выбор канала окажет существенное влияние на прочие составляющие комплекса маркетинга и наоборот.
При принятии решения о канале распределения руководство предприятия должно учитывать, что при привлечении промежуточных продавцов, оно:
С другой стороны, потеря контроля окупается следующими выгодами:
В итоге, сопоставив все за и против, производитель принимает ряд решений, которые строятся на выборе:
Участники канала распределения выполняют следующие функции:
ХАРАКТЕРИСТИКА КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ГМС (горизонтальные схемы) |
ВМС (вертикальные схемы или сетевой маркетинг) |
|
Один из членов канала либо является владельцем остальных, либо представляет им торговые привилегии.
|
Вертикальные
маркетинговые схемы
Договорные ВМС часто объединяют малый и крупный бизнес и бывают трех типов:
Многоканальные маркетинговые системы используются фирмами для охвата одних и тех же или разных рынков. Например, корпорация продает крупные электробытовые приборы, используя независимых дилеров (торгующих в розницу) и крупных подрядчиков (занимающихся жилищным строительством).
Горизонтальные схемы распределения характеризуются числом уровней канала.
Уровень канала распределения – любой посредник, выполняющий ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Как производитель, так и конечный потребитель входят в состав любого канала, поскольку выполняют определенную работу.
Протяженность канала обозначим
по числу имеющихся в нем