Курс лекций по "Маркетинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:35, курс лекций

Описание работы

4. Модель покупательского поведения на рынке потребителей.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами.
Основной вопрос маркетинга заключается в том, как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить.

Файлы: 1 файл

6 МАРКЕТИНГ.docx

— 184.12 Кб (Скачать файл)
  1. Стимулирование сбыта. Постановка задачи стимулирования сбыта. Выбор средств стимулирования сбыта. Разработка программы стимулирования сбыта.

 

Стимулирование  сбыта – использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить или усилить ответную реакцию рынка.

Применять стимулирование сбыта  целесообразно, если:

  • существует множество аналогичных товаров;
  • вводится новый товар;
  • предприятие выходит на новый рынок;
  • необходимо поддерживать позиции товара, оживить спрос.

Характеристики видов  стимулирования представлены в таблице 4

Виды стимулирования сбыта

Преимущества

Недостатки

Предоставление  бесплатных образцов

Дает возможность  полного представления о товаре, привлекает новых покупателей, способствует быстрому восприятию и продвижению  товара

Значительные  расходы; не позволяет составить  точное представление о перспективах реализации товара

Премии

Способствует  дополнительному росту объема продаж, дополнительные расходы небольшие, привлекается дополнительный контингент покупателей

Кратковременность эффективного воздействия на потребителя  вследствие ответных действий конкурентов

Скидки  цен

Увеличивают объем  сбыта, наглядны и удобны в использовании

Недостаточная избирательность  к заранее выбранным группам  потребителей может оказать отрицательное  воздействие на престиж товарной марки

Купоны

Высокий эффект при стимулировании потребления  новых товаров, хорошо воспринимаются покупателями

Высокие затраты, необходимость тщательного планирования и использования

Гарантии  возврата денег

Повышение престижа фирмы, возможность формирования новых  рынков

Умеренное влияние  на рост объема продаж

Продажа товаров в кредит

Стимулирует сбыт дорогостоящих товаров, способствует установлению длительных связей с оптовыми покупателями

Риск неуплаты заемщиком основного  долга и процентов


Разработка  программы стимулирования сбыта

Разработчик плана маркетинга должен принять ряд дополнительных решений относительно комплексной  программы стимулирования.

  • Интенсивность стимулирования. Существует пороговый уровень усилий, ниже которого результатов вообще не будет. Очень сильный стимул обеспечит больше продаж, но при падающем темпе роста сбыта.
  • Условия участия. Стимулы могут быть предложены всем или только каким-то особым группам лиц.
  • Средства распространения сведений о программе стимулирования. Необходимо «подогревать» интерес к программе стимулирования (например, купоны с предложением скидки можно распространять через магазины, по почте или с помощью средств рекламы).
  • Длительность программы стимулирования. Если длительность мероприятия по стимулированию сбыта слишком коротка, многие потребители не смогут воспользоваться предлагаемыми выгодами. Если же мероприятие слишком растянуто во времени, предложение потеряет свой эффект, толкающий на немедленные действия.
  • Выбор времени для проведения мероприятий по стимулированию сбыта. Необходимо выбрать календарные сроки проведения мероприятий по стимулированию.
  • Бюджет на стимулирование сбыта. Смету на мероприятия по стимулированию можно разработать двумя способами:
  • выбрать конкретные меры и обсчитать их стоимость;
  • определить ассигнования в виде процента от общего бюджета.
  • Предварительное опробование программы стимулирования сбыта. Для того, чтобы убедиться, что они подходят и обеспечивают необходимые стимулы.
  • Претворение в жизнь программы стимулирования сбыта. Для каждого мероприятия по стимулированию сбыта фирма разрабатывает отдельный план, охватывающий как подготовительный период, так и период активной работы.
  • Оценка результатов программы стимулирования сбыта. При этом используется несколько методов:
  • метод сравнения показателей сбыта до, в ходе и после проведения программы стимулирования;
  • метод экспериментов, в ходе которых изменяют значимость стимула, длительность его действия.

 

 

  1. Личные продажи

 

Личная  продажа призвана обеспечить формирование благоприятных представлений о товаре и побудить потенциальных покупателей к его покупке.

Личная продажа предусматривает  прямой (индивидуальный) контакт представителя  товаропроизводителя с конечным потребителем. Специалистов, занимающихся личной продажей называют по-разному: торговые агенты, торговые консультанты, коммивояжеры, агенты по услугам и  др.

Особенности личных продаж:

  • предполагает непосредственное общение продавца и покупателя;
  • способствует установлению разнообразных отношений – от формальных до дружеских;
  • заставляет потенциального покупателя чувствовать себя в определенной степени обязанным за то, что с ним провели коммерческую беседу;
  • благодаря наличию личного контакта с потенциальным покупателем, достигается стимулирование сбыта товаров с учетом его индивидуальных особенностей.

Постановка  задач торговому аппарату фирмы:

  • отыскание и привлечение новых клиентов,
  • распространение информации о товарах и услугах фирмы,
  • проведение исследования рынка;
  • предоставление услуг и т.д.

После постановки задач своему торговому аппарату, фирма готова приступить к рассмотрению вопроса  об основных принципах работы этого  аппарата, его структуры, размера  и оплате труда торговых работников.

Выбор организационной структуры торгового  аппарата фирмы:

  1. Основные принципы работы торгового аппарата

Фирме предстоит конкурентная борьба с другими фирмами за заказы клиентов. Поэтому она должна основывать свою стратегию на понимании особенностей процесса совершения покупки. Фирма  может воспользоваться одним  или несколькими из следующих  подходов к организации сбыта:

  • Торговый агент – покупатель.  Торговый агент беседует с каждым отдельным потенциальным или существующим клиентом лично или по телефону.
  • Торговый агент – группа покупателей. Торговый агент проводит торговые презентации для групп покупателей.
  • Группа сбыта – группа покупателей. Группа сбыта  (например, в составе должностного лица фирмы, торгового агента и инженера-сбытовика)проводит торговые презентации для групп покупателей.
  • Проведение торговых совещаний. Торговый агент организует встречи распорядителей ресурсами фирмы с одним или несколькими покупателями для обсуждения проблем и взаимных возможностей.
  • Проведение торговых семинаров. Группа специалистов фирмы проводит учебные семинары для технического состава компании заказчика о новейших технических достижениях в данной сфере деятельности

Основные принципы работы торгового аппарата включают в себя и проблемы его структуры, призванной обеспечить максимальную эффективность  его деятельности на рынке. Торговый аппарат фирмы может быть построен по следующим принципам:

  • Территориальному, при котором за каждым торговым агентом закреплена сбытовая территория на правах исключительного обслуживания, в границах которой он торгует всей номенклатурой товаров фирмы. Преимущества данной структуры:
    • четко определены обязанности торгового агента;
    • торговый агент несет полную ответственность за все успехи и недостатки сбыта на его территории, что побуждает его множить и укреплять деловые и личные связи с местными деятелями рынка;
    • небольшие дорожные расходы, так как коммивояжер объезжает сравнительно небольшой географический район.
  • Товарному, при котором торговые агенты должны хорошо знать свои товары, особенно если эти товары технически сложны, совершенно разнородны или многочисленны. Недостатком данной структуры является вероятность дублирования усилий.
  • В разбивке по клиентам. Это может быть разбивка по отраслям деятельности, крупным и обычным заказчикам, по существующим и вновь появившимся клиентам. Основной недостаток торгового аппарата, построенного в разбивке по клиентам, проявляется в тех случаях, когда речь заходит о клиентах самых разнообразных типов, разбросанных по всей стране.
  1. Размеры торгового аппарата фирмы

После постановки задач своему торговому аппарата и установления его организационной структуры  фирма готова приступить к определению  размеров этого аппарата. Торговые агенты – одно из самых продуктивных и дорогих достояний фирмы. Рост их числа вызовет как рост сбыта, так и рост издержек.

При определении размеров своего торгового аппарата многие фирмы  исходят из величины рабочей нагрузки.

  1. Система оплаты труда торгового персонала

Для привлечения необходимого числа торговых агентов фирме  следует разработать привлекательный  для них план оплаты труда. Уровень  оплаты должен быть увязан с «текущими  рыночными ценами» на конкретный вид торговых работ и на специалистов соответствующей квалификации.

Общая сумма компенсаций  слагается из нескольких элементов:

  • Фиксированные выплаты – призваны обеспечить агенту определенный стабильный доход;
  • Переменные выплаты (премии, комиссионные) – призваны стимулировать и компенсировать более интенсивные усилия коммивояжера;
  • Возмещение расходов -  позволяют коммивояжеру предпринимать коммерческие усилия, которые он считает необходимыми или желательными;
  • Дополнительные выплаты (оплата отпусков, пособия по болезни или в связи с несчастными случаями, пенсии) – призваны обеспечить чувство уверенности и удовлетворения работой.

СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ ПРИ КОМИССИОННОМ ВОЗНАГРАЖДЕНИИ

вид стимулирования

преимущества

недостатки

1. ЛИНЕЙНАЯ получает определенные  процент со своего оборота  без каких-либо изменений в  зависимости от того, какое количество  товаров он продаст

Эта система весьма проста и обозрима

  • Пpи высоком обоpоте тоpговый пеpсонал заpабатывает очень много, поpой даже больше, чем диpектоpа, что пpиводит к возникновению напpяженности пpоизводственных отношений.
  • Когда тоpговый пеpсонал заpабатывает достаточно много, он оказывается незаинтересованным предпринимать дополнительные усилия в интересах увеличения оборота.
  • Этот вид вознаграждения не позволяет использовать систему поощрения при увеличении объема сбыта.

2. ДЕГРЕССИВНАЯ - получает  определенный процент, который  с увеличением оборота уменьшается.  например, на первые 10 тыс.pуб.6% комиссии, на следующие 10 тыс. - 5% и т.д.

при правильном расчете процентных ставок система удовлетворяет интересы как предприятия, так и представителей. По этой причине ее широко применяют  на предприятиях стран Запада.

  • После достижения определенной величины сбыта торговый персонал может потерять интерес к убеждению покупателей и их обслуживанию.
  • Если система заработана невеpно,она становится тормозом в деле стимулирования продажи.

3. ПРОГРЕССИВНАЯ С pостом  объема пpодаж увеличивается ставка  комиссионного вознагpаждения, выплачиваемого  тоpговому пеpсоналу.

Эта система дает большой  стимул для pасшиpения объема пpодаж.

* Каждый заpаботанный  pубль даст тоpговому пеpсоналу  больший пpоцент, чем пpедыдущий

  • Увеличение обоpота обходится пpедпpиятию весьма доpого.
  • По меpе pоста обоpота пpогpессивно увеличиваются pасходы тоpгового пеpсонала.
  • Использование системы неpедко пpиводит к тому, что тоpговые пpедставители пеpеоценивают свои физические способности.

4. НА БАЗЕ ПРИБЫЛИ Основой  расчета доходов торгового персонала  является прибыль предприятия  на данной товар не валовой  оборот

* Система хорошо зарекомендовала  себя, поскольку в ней заложено  большие воспитательные возможности.

* торговый персонал стремится  не только увеличить оборот, но  продать именно те товары, которые  приносят предприятию большую  прибыль.

  • * Система не вполне обозpима для тоpгового пеpсонала, неpедко вызывает сомнения пpавильности pасчета, пpоводимого пpедпpиятием

Информация о работе Курс лекций по "Маркетинг"