Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:39, курс лекций
Лекция 1 Управленческая концепция маркетинга в туризме.
1.1. Сущность маркетинга. Категории.
1.2. Маркетинг как функция управления туристским предприятием. Сбытовой и маркетинговые подходы. Принципы маркетинга
1.3.Предмет маркетинга в туризме.
1.4. Эволюция маркетинга.
1.5.Концепции маркетинга. Виды спроса и задачи маркетинга.
1.6. Организационные структуры управления со встроенной службой маркетинга.
Информация к новости
Лекция Маркетинг в социально – культурном сервисе и туризме
Категория: Шпоргалки/Лекции
Лекция 1 Управленческая концепция маркетинга в туризме.
1.1. Сущность маркетинга. Категории.
1.2. Маркетинг как функция
управления туристским
1.3.Предмет маркетинга в туризме.
1.4. Эволюция маркетинга.
1.5.Концепции маркетинга.
Виды спроса и задачи
1.6. Организационные структуры
управления со встроенной
Рекомендуемая литература:
Лекция 2. Маркетинговая среда
2.1. Понятие внутренней и внешней среды предприятия.
2.2. Оценка конкурентоспособности туруслуг.
2.3. Матрица SWOT.
Лекция 3. Сегментирование туристских рынков.
3.1. Методы сегментирования рынка.
3.2. Показатели измерения спроса.
3.3. Матричные методы сегментации по продукту и по конкурентам.
Уровень цен.
Конкуренты.
Диапазон цен.
Рекомендуемая литература:
Лекция 4. Планирование конкурентоспособного турпродукта.
4.1. Турпродукт: сущность, классификация.
4.2. Жизненный цикл турпродукта.
4.3. Разработка турпродукта. Этапы планирования новых туруслуг.
4.4. Разработка торгового
знака, фирменный стиль,
Рекомендуемая литература:
Лекция 5. Ценовая политика туристского предприятия.
5.1. Факторы ценообразования.
5.2. Ценовая политика туристского предприятия.
Маржа = Цена – Переменные издержки.
5.3. Ценовые стратегии.
5.4.Дифференциация цен, скидки.
Рекомендуемая литература:
Лекция 6 Планирование сбыта турпродукта.
6.1.Планирование системы сбыта.
Выведение товара на рынок, то есть превращение потенциального спроса в реальный – это важный элемент маркетинга. Доходы от продаж туруслуг зависят от выбранной турпредприятием схемы реализации.
Турпродукт имеет товарную форму – это право на тур, предназначенное для реализации туристам.
6.2.Характеристика каналов сбыта.
6.3.Договорные отношения между субъектами туррынка (объектом размещения, туроператором , турагентом, корпоративными клиентами).
Рекомендуемая литература:
Лекция 7. Маркетинговые мероприятия по продвижению турпродукта.
7.1.Характеристика
7.1.Характеристика
7.2.Программа стимулирования сбыта.
7.3. Личная продажа.
7.4. Связь с общественностью Public Relations.
7.5.Реклама.
Реклама – самый
дорогостоящий элемент
Рекомендуемая литература:
Лекция 8. Организация и проведение маркетинговых исследований в туризме.
8.1. Сущность, необходимость и направления маркетинговых исследований.
8.2. Этапы проведения
8.3. Разработка программы маркетингового исследования.
Рекомендуемая литература:
Лекция 1 Управленческая концепция маркетинга в туризме
1.1.Сущность маркетинга. Категории
1.2.Маркетинг как функция
управления туристским
1.3.Предмет маркетинга в туризме
1.4.Эволюция маркетинга
1.5.Концепции маркетинга.
Виды спроса и задачи
1.6.Организационные структуры
управления со встроенной
1.1. Сущность маркетинга. Категории
Маркетинг происходит от английского “market” – рынок. Маркетинг можно перевести как внедрение на рынок, т.е. это коммерческая деятельность, направленная на изучение рыночных условий и разработку продукта, отвечающего требованиям рынка.
Маркетинг включает методы прогнозирования и принятий решений по обеспечению устойчивого сбыта товаров и услуг.
Маркетинг ( по Котлеру) – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена.
Продукт туристской сферы неоднороден, т.к. сфера туризма состоит из различных предприятий: бюро путешествий; предприятий размещения, питания; региональные и национальные администрации.
Маркетинговые цели данных предприятий будут различны:
Тем не менее общей будет цель - приносящая прибыль работа по обслуживанию и удовлетворению потребностей клиентов.
Цель маркетинга – это удовлетворение потребностей.
Сущность маркетинга – это ориентирование на потребителя.
Потребитель – это исходная
категория в концепции
Следовательно, маркетинг – это вид управленческой деятельности в сфере производства и сбыта.
Категории маркетинга: Нужда - потребность- запрос - спрос-товар или услуга- обмен - сделка - рынок .
Под рынком в маркетинге понимают не физическое место, где совершается обмен товаров или услуг на деньги, а количество реальных и потенциальных покупателей. Рынок характеризует единство спроса и предложения. Существует рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца. Спрос превышает предложения. D>S. Продавец повышает цену для установления рыночного равновесия. Условие существования такого типа рынка – монополия.
Рынок покупателя. Это когда предложение больше спроса. S> D. Покупатель диктует производителю рыночные ценовые условия. Для достижения рыночного равновесия производитель должен снизить цену.
Применение маркетингового подхода к туризму связано с переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Выражается это в изучении покупательского поведения, мотивации, покупательских способностей и их учёте при производстве требуемых товаров и услуг и получение прибыли, как результат удовлетворения этих потребностей.
1.2. Маркетинг как функция управления туристским предприятием. Сбытовой и маркетинговые подходы. Принципы маркетинга
По своей природе маркетинг является управленческой функцией на предприятии. Это система управления производственно-сбытовой деятельностью на предприятии. Он включает основные этапы: 1) планирование – формулировка стратегических целей и задач. Если цель менеджмента – получение прибыли, то цель маркетинга конкретизирует эту цель. ( Как?) – формирование спроса на продукт путём формирования постоянной клиентской базы; обеспечение устойчивого сбыта, т.е. рост объёма продаж; увеличение доли рынка данного предприятия. 2) исполнение или достижение стратегических целей. 3) оценка достигнутого или контроль (анализ результатов). Выручка = ценах количество Прибыль = выручка-затраты.
Различают два подхода к организации сбыта : традиционный и маркетинговый.
Традиционный: Сбытовой подход работает только в одном направлении:
Производство реализация оценка результата(получение прибыли).
Плюсы: производство отлажено, каналы сбыта тоже, оргструктура отработана.
Минусы: снижение прибыли в результате изменению конъюнктуры рынка.
Управление на принципах маркетинга представляет следующую последовательность:
Этапы:
1) Определение потребностей потенциальных клиентов. На этом этапе рассматриваются мероприятия по улучшению обслуживания, повышению комфортности, которые строятся по принципу «приближение к клиенту». При наблюдение выясняется, какие методы наиболее приемлемы.
2) Интегрированные (комплексные) маркетинговые усилия, направленные на разработку продуктов удовлетворяющих потребности клиентов. Создание комплекса маркетинг-mix.
Производство Маркетинг
изучает потребности клиента,
какие продукты необходимы,
чтобы
выиграть конкуренцию.
Маркетинг mix
связывает 3 звена выгодно для клиента.
Финансы Персонал
3) Удовлетворение потребностей или процесс предоставления услуг.
4) Контроль за доходами или достижение целей организации.
Маркетинговый подход отличается от сбытового тем, что изначально строится на изучении нужд, потребностей, которые лежат в основе требований клиентов к туристическому продукту, к обслуживанию и т.д. В случае неуспеха (снижение продаж) можно вернуться к предыдущим этапам, а именно ко второму и первому.
Принципы маркетингового подхода:
1. Нацеленность на конечный
результат. При принятии
2. Тактика и стратегия
максимального приспособления
3. Комплексность и
Внедрение маркетингового подхода предполагает, что все подразделения ориентируются в своей текущей деятельности на клиента. Выстраивается перевернутая оргструктура. Внедряется клиентоориентированная стратегия на предприятии.
1.3.Предмет маркетинга в туризме
Предметом маркетинга называется набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга или так называемый маркетинг mix 4 “P”. Автор этой концепции Мак Карти.
В индустрии гостеприимства данный комплекс расширен в силу специфики турпродукта. Авторы расширенного подхода концепции маркетинга Б. Бумс, М. Битнер.
5. People – персонал;
6. Process – технология;
7. Physical evidence – материальное свидетельство.
Данные мероприятия комплекса
маркетинга применяются в единстве,
взаимосвязаны между собой
Процесс управления маркетингом на предприятии включает следующую последовательность действий.
1.Цели и стратегия
Функции маркетинга:
1.4. Эволюция маркетинга
Маркетинг в своей эволюции прошёл 4 этапа:
1) 1860-1920 гг. – товарной ориентации. Большое внимание уделяется уровню сервиса и качественным характеристикам, материально-технической базе, на которой формировались товары и услуги.
2) 1920-1950 гг. – сбытовой ориентации. Цель – создание спроса уже на готовый продукт.
3) 1950-1960 гг. – рыночная ориентации продаж. Изучение географического рынка сбыта.
4) 1960 и по настоящее время. – рыночная ориентации производства. Изучение требований потребителей. Кредо маркетинга: продавать не то, что уже произведено, а производить то, что будет пользоваться спросом.
Маркетинг явился результатом непрерывного развития индустриальной цивилизации, в качестве самостоятельной дисциплины, науки и управления. Он появился в 20 гг. в США. Однако сама концепция маркетинга начинает использоваться профессионально в туризме в 50 гг. 20в. В Европе – до 60% всех туристов; Южная и Северная Америка – 25%; Африка, Азия, регион Океании – 15%.