Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:06, отчет по практике
Отчет был рассмотрен на основе индивидуального предпринимателя Шерстенниковой Марии Максимовны рекламное агентство «Максима».
• Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2 Система маркетинга на предприятии
2.1. Организация маркетинга на предприятии
• Маркетинговая среда предприятия
2.3. Правовое регулирование маркетинга на предприятии
2.4. Содержание и направления маркетинговых исследований на предприятии
За анализируемый период наблюдался рост финансовой независимости предприятия. При этом уровень финансовой автономии очень высок.
Коэффициент финансового риска не велик. Рассчитанные показатели подтверждают финансовую независимость предприятия.
Предприятие обладает высокой платежеспособностью. В настоящее время рекламное агентство «Максима» может покрывать и краткосрочные обязательства, а реализовав дебиторскую задолженность, предприятие может иметь дополнительные денежные средства в размере 11% своих краткосрочных обязательств.
Проведенный анализ говорит о росте скорости оборота, что положительно характеризует деловую активность предприятия. Однако обращает на себя низкий период оборота денежных активов, что в случае нарушения платежной дисциплины может привести к утрате финансового равновесия деятельности предприятия.
Финансовым результатом деятельности предприятия была прибыль, причем от года к году наблюдается тенденция к росту показателей прибыли, что является положительным моментом.
2.1. Организация маркетинга на предприятии
В рекламном агентстве «Максима» создан отдел маркетинга, который занимается всем спектром рыночных проблем. Для РА характерны следующие направления деятельности:
- определение
характера функционирования РА
- налаживание
партнерских отношение с
- создание
условий для
- формирование ценовой политики;
- реклама;
- развитие паблик рилейшнз;
- изучение конкурентов;
- анализ рыночной ситуации;
- совершенствование маркетинговой политики.
Для РА «Максима» характерна функциональная организация, которые специализируются на предоставлении ограниченного числа рекламных услуг при небольшом географическом охвате. Маркетинговая деятельность в РА сосредотачивается на ряде отдельных функций, выполняемых маркетингом.
Рисунок 2 - Организационная структура РА «Максима»
Рисунок 3 – Структура отдела маркетинга РА «Максима»
Отдел маркетинга РА «Максима» состоит из четырех человек: начальника отдела, его заместителя, инженера - маркетолога и переводчицы.
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые каждым сотрудником отдела маркетинга.
Начальник отдела маркетинга обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации услуг, в определении новых рынков сбыта и новых потребителей. Начальник отдела маркетинга пытается координировать деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по оказанию услуг. Но данная координация связана с трудностями. Не со всеми подразделениями предприятия происходит обмен информацией. Одни подразделения ее не собирают, другие не передают во время в нужный отдел. Основная деятельность начальника отдела маркетинга заключается в составлении баз данных по потребителям и конкурентам РА «Максима». Кроме того, основными задачами являются проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации для информирования потенциальных потребителей и расширения рынков сбыта, участие совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций предоставляемых услуг с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта. Начальником отдела маркетинга не выполняются работы по координации стратегии предприятия по отдельным видам услуг, включающей стратегию продукта, цен и ценообразования, сбыта и распределения, продвижения, а также не координируется работа подразделений по разработки стратегии. Это связано с тем, что информация, которую должен получать и собирать отдел маркетинга не поступает во время, а в большинстве случаев не актуальна. Соответственно имея такие данные не возможно построить стратегию предприятия.
Основной задачей заместителя начальника отдела маркетинга является организация на плановой основе деятельности отдела маркетинга РА «Максима» и координация текущей деятельности его сотрудников. Он также организует изучение мнения потребителей о предоставляемых услугах РА «Максима», его влияния на сбыт услуги и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества. Заместителем начальника отдела маркетинга не составляется план работы отдела, не планируется бюджет маркетинговых исследований, не проводится анализ портфеля продукции (структуры и динамики отгрузки, рентабельности, применяемости). План работ не составляется по причине того, что отдел маркетинга работает в основном по разовым заданиям других отделов, которые включают в себя решение тактических задач. Бюджет исследований не планируется по простой причине – существует общий годовой бюджет на весь отдел маркетинга. Анализ портфеля продукции не проводится из-за отсутствия четкого взаимодействия между подразделениями предприятия.
Инженер – маркетолог занимается консультированием работников отдела маркетинга РА «Максима», и потребителей услуг, а также рассылкой прайсов, потенциальным потребителям, сведением информации полученной входе маркетинговых исследований. Кроме того, занимается конкурентной разведкой. Но выполнение не которых обязанностей, таких как рассылка прайсов, потенциальным потребителям производится не вовремя. Это связано с отсутствием согласованности и гибкости в управлении.
Основной задачей переводчика является перевод технической документации зарубежных аналогов, а также просмотр сайтов зарубежных компаний конкурентов. Также занимается рассылкой рекламных материалов, существующим и потенциальным потребителям.
Основными задачами отдела маркетинга являются организация и проведение маркетинговых исследований, рекламная деятельность, поиск новых потребителей продукции, а также контакты с имеющимися потребителями. Кроме того, отдел выполняет не большие поручения из других структурных подразделений, таких как отдела по работе с клиентами.
Проведение маркетинговых исследований инициируется директором или самим отделом маркетинга. По инициативе директора может проводиться, довольно таки крупное исследование новой разработки.
Отдел маркетинга проводит по собственной инициативе исследования направленные на изучение рынка, поиск новых потребителей и отслеживание конкурентов.
Кроме того, отдел маркетинга занимается рекламированием продукции РА «Максима». Сотрудники отдела посещают специализированные выставки, производят рассылку образцов и рекламных каталогов имеющимся и потенциальным потребителям. Но иногда данные работы проводятся с опозданием. Это связанно с тем что, например отдел сбыта не вовремя передал информацию о новых потребителях в отдел маркетинга. Также сотрудники отдела маркетинга посещают предприятия – потребители с существенными потребностями в услугах с целью налаживания долгосрочных взаимоотношений.
Требования, которые предъявляются к маркетинговому отделу:
3. Уметь обосновывать
необходимость принятия того
или иного решения руководству.
4. Обладать серьезной работоспособностью. Маркетолог – это не тот человек, который работает «от звонка до звонка». Зачастую его можно застать и до этого самого «звонка» и после. Работа маркетолога – это не только творчество, это и глубокий анализ, и кропотливый труд, и необходимость заметить и охватить при принятии решений множество деталей.
5. Быть сильной и харизматичной личностью. Работа маркетологов сопряжена с психическими нагрузками, с периодически возникающими потребностями «надавить» на кого-то, противостоять негативному настрою всего коллектива компании и при этом отстоять свою точку зрения. Нужно быть готовым к тому, что очень часто придется выступать в компании в роли белой вороны – интересной, но непонятной; возбуждающей с одной стороны, интерес, с другой – неприятие. Поэтому нервы нужно иметь покрепче и не размениваться на пустяковые негативно-эмоциональные перипетии.
6. Не бояться конфликтов и знать правила поведения в них. Маркетологов на отечественных предприятиях, как правило, не много, а значит, быть совсем мелкой сошкой вам вряд ли придется. Выполнение же ответственных заданий всегда сопряжено с возникновением ряда конфликтов. Если речь идет о маркетологах, то большинство конфликтов происходит с отделом продаж. Здесь необходимо быть хорошим психологом, не избегать, но и не «нарываться» на конфликт. Четко определить с руководством границы вмешательства в дела отдела-оппонента и наладить с ним чисто деловые отношения, в которых не место войнам и мелким передрягам.
7. Быть готовым к экспериментам, но не стремиться к ним ради них самых. Риск оправдан, если цель того стоит. Нужно уметь отделять свои интересы от интересов компании. Да, возможно, вам было бы интересно и полезно для вашей будущей карьеры и опыта решиться на какой-то сумасшедший крейзи-пиар или провокационную рекламу, но задумайтесь, как его результат скажется на компании. И будет ли какая-то отдача посущественней, чем «обмусоливание» темы в СМИ. Сумасшествия нынче в моде, но хороший маркетолог работает в первую очередь на результат.
8. И, наконец, хороший маркетолог – это человек, увлеченный своей работой. Маркетологи – страшные люди: работа не отпускает их даже в личной жизни, где они продолжают оценивать аудиторию, сегментировать знакомых, позиционировать себя, рекламировать свои человеческие качества и т.д.
Рассмотрим факторы микросреды предприятия, важнейшим из которых являются его конкуренты.
Сведения об основных конкурентах представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Сведения об основных конкурентах
Наименование фирмы |
Адрес |
Основные сферы деятельности |
Риком |
ул. Преоброженская, 41 |
Производство теле- , аудио-рекламы, рекламы в печатных изданиях, изготовление брошюр, буклетов, наружная реклама. |
Аэроплан |
Ул. Ленина, 137 |
Производство теле- , аудио-рекламы, рекламы в печатных изданиях, печатная реклама, реклама на транспорте |
Мир Рекламы |
Ул. Московская 52, оф. 17 |
Производство теле- , аудио-рекламы, рекламы в печатных изданиях, изготовление брошюр |
Основные конкуренты отбирались, прежде всего, по такому критерию как относительная однородность оказываемых услуг. Перечисленные в табл. 5 показатели являются, на наш взгляд, наиболее важными показателями конкурентоспособности, по которым можно оценить основных конкурентов рекламного агентства «Максима».
Таблица 5 - Оценка основных конкурентов рекламного агентства «Максима»
№ п/п |
Показатели конкурентоспособности |
«Рапид» |
Конкуренты | ||
1 |
2 |
3 | |||
1 |
Качество |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Стиль |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Сроки исполнения заказа |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Ассортимент услуг |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
Цена (1-высокая, 5-низкая) |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
Процент скидки с цены |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Льготная скидка |
5 |
5 |
5 |
5 |
8 |
Местоположение |
5 |
3 |
3 |
5 |
9 |
Реклама |
3 |
4 |
4 |
3 |
10 |
Персонал |
5 |
5 |
5 |
5 |
11 |
Дополнительные услуги |
2 |
4 |
4 |
3 |
Общий итог: |
48 |
46 |
44 |
44 |