Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:28, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятий невозможна без ориентации на максимальное удовлетворение спроса на создаваемую продукцию и услуги.
С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике почтовая связь, в новой постсоветской России, оказалась предоставлена сама себе. Низкий уровень тарифных доходов и отсутствие финансовой поддержки со стороны государства поставили почтовую связь на грань выживания
Если в 2007 году, в связи с нехваткой работников доходы почтамта составляли 340459,25, то к концу 2008 года рост объемов продаж увеличился на 20 %, что связано с увеличением числа отделений связи предоставляющих эту услугу (Рис. 2.6). Так же немаловажную роль в развитии новой услуги сыграла постоянная разъяснительная работа среди молодежи (студентов) о преимуществах этого проекта.
Источник: приложения 4 и 5
Рис. 2.5 Динамика доходов от реализации проекта КиберПочт@.
По мере развития сети пунктов коллективного доступа, оснащения их более совершенным оборудованием, повышением квалификации обслуживающего персонала ассортимент услуг будет расширяться. Дальнейшее развитие этого направления является одним из главных приоритетов Почты России.
Реализация проездных документов в почтовых отделениях была введена в 2003 году. Данная услуга предоставляется населению в городских и сельских отделениях связи. Ее ввод обусловлен вступлением в силу Федерального закона № 122-фз, изменяющего порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан РФ. Оператор предлагает приобрести проездной билет на общественный транспорт. Это удобно для клиентов и выгодно для почтовых работников, поэтому более 20% льготников, реализующих свое право на получение денежной компенсации взамен натуральных льгот, приобретают проездные билеты. Если в первом квартале 2008 года объем продаж оставался неизменным (в сравнении с 2007г), то к середине октября достиг годового объема продаж 2007 года, а за последние 2 месяца объем вырос на 35%. Это связано с тем, что все больше людей отказывается от бесплатных услуг, заменяя их денежным эквивалентом.
Источник: приложения 4 и 5
Рис 2.6 Динамика доходов от реализации проездных документов
за 2007 – 2008 гг.
Если в 2007 году пик продаж приходиться на I квартал, то в 2008 – на 4 (Рис 2.6). В настоящее время ожидается прирост доходов по данной услуге, так как с 01.01.2009 увеличилась стоимость льготных проездных билетов.
Начиная с 2002 года, в почтовых отделениях организована выдача заказов с продукцией торговой марки”AVON”. Данный проект реализуется в рамках централизованного договора между ФГУП “Почта Россия” и ООО “Эйвон Бьюти Продакс Компани”. На начальном этапе сотрудничества была организована выдача заказов с продукцией торговой марки в двух городских отделениях почтовой связи. В дальнейшем была расширена зона обслуживания, при этом стало возможным получать заказы в отделении связи по желанию клиента. А на сегодняшний день организована и доставка заказов на дом, что очень актуально.
По сравнению с 2007 годом доход от выдачи заказов вырос на 40%, пик роста приходится на 4 квартал, что связано с увеличением заказов (предпраздничный период). Но, если в2007 году период спада проходит во 2-м квартале, то в 2008 году падение доходов приходиться на 3 квартал (Рис 2.7).
Источник: приложения 4 и 5
Рис 2.7 Динамика доходов, полученных при выдаче заказов с продукцией торговой марки ”AVON” за 2007 – 2008 гг
Но, несмотря на рост доходов проблемы, все-таки остаются, так как недовольство клиентов вызывает: небольшое количество отделений в которых можно сделать заказ (из 25-и ОПС, заказ принимают только в 13), очереди на почте, медленная работа операторов.
Прием коммунальных платежей в почтовых отделениях начат в 2003 году. В настоящее время рынок коммунальных платежей и платежей электросвязи постепенно развивается. Основными конкурентами почте на рынке выступают банки, особенно Сбербанк. Услуга по приему коммунальных платежей привлекательна для них, как и любая другая операция с частными лицами. По данным группы маркетинг, большие доли рынка по приему коммунальных платежей занимают Сбербанк (42%) и Севергазбанк (28%), почта занимает на рынке пока 9%.
В настоящее время клиент имеет возможность
осуществить в ОПС платежи за жилье, газ,
воду, отопление, электроэнергию, телефон,
дошкольные учреждения, домофон, антенну,
услуги ГИБДД, оплату потребительских
кредитов и многое другое. При этом комиссия
за услугу с населения не взимается.
Источник: приложение 5
Рис 2.8 Динамика доходов от услуги прием коммунальных платежей, 2008г.
Пик приема коммунальных платежей пришелся на 2 квартал 2008г., доход составил 1166303,15 руб. Далее шло снижение, и в 3 квартале доход составил 1009249,25 руб. Здесь имеет место фактор сезонности, так как в платежных документах в летний период отсутствуют начисления за отопление и горячее водоснабжение. В сравнении с 2007г., доход от приема коммунальных платежей на почте, значительно выше, рост составил 20%. В мае 2008 года было проведено анкетирование по услугам приема платежей на почте (Приложение 6). В целом население довольно тем как предоставляется услуга, доля довольных (85%) значительно превышает долю недовольных (15%). Многие респонденты отметили, что за последнее время качество услуги улучшилось, но недостатки все же остаются.
Источник: приложения 4 и 5
Рис. 2.9 Динамика доходов по приему коммунальных платежей за 2007 – 2008 гг.
Пилотный проект по распространению рекламы был запушен в конце 2002 года. На сегодняшний день к рекламным услугам, оказываемым почтой, на коммерческой основе относятся следующие направления:
По сравнению с 2007г., доход от распространения рекламы на почте снизился на 9%. В 2007 году доход почтамта составлял 824859,39, а в 2008 доход уменьшается на 72931,47 руб.
К проблемам, связанным с предоставлением услуги можно отнести:
- не высокое качество и скорость предоставления услуги (несоблюдение сроков доставки);
- выгодная стратегия работы конкурентов;
- не гибкая тарифная система обслуживания клиентов ( не предоставляются скидки постоянным клиентам).
Источник: приложения 4 и 5
Рис 2.10 Динамика доходов в 2008г. в сравнении с 2007г.
Доставка газетных пачек от типографий до почтамта была добавлена в перечень нетрадиционных услуг в 2004 году. Услуга предоставляется поставщикам газет, за довоз газетных пачек из типографий до почтамта. В настоящее время в связи с проводимой реорганизацией функции по сортировке и погрузочно–разгрузочным работам были переданы Вологодскому магистральному сортировочному центру, что повлекло значительное сокращение доходов по статье “сортировка и доставка изданий”. В начале 2008 года был расторгнут договор с ООО “Некоммерческое партнерство ФЕСТ” на доставку областных газет “Вологодская неделя” и «Красный Север». Проведенный анализ показал, что данный контрагент заключил договор на доставку с другой организацией по причине лучшего качества предоставляемой услуги, а так же более низких расценок. Также следует отметить, что с октября 2008 года уменьшилось количество областных газет для розничной продажи, что повлекло сокращение доходов, так как уменьшилось количество перевозимых пачек. В результате чего доход почтамта сократился на 10 %.
Источник: приложения 4 и 5
Рис 2.11 Динамика доходов за 2008 год в сравнении с 2007.
Из рисунка 2.12 следует, что наивысшая точка роста дохода приходится на 4 квартал 2007года, а с началом 2008 года отмечается спад.
Услуги, объем которых не велик относятся к прочим. К данному виду услуг относятся: переводы в Троице-Сергиеву Лавру, пектораль (заказ фотоовалов), ремонт обуви и ремонт часов. Удельный вес услуг от общего товарооборота 0%.В сравнении с 2007 годом доход почтамта сократился на 43%. Это обусловлено, тем, что пришлось отказаться от таких услуг, как ремонт обуви и ремонт часов, в связи с низким спросом. Доходность других услуг так же невелика.
Анализируя каждую услугу в отдельности можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным моментам можно отнести: разветвленную сеть почтовых отделений, доступность услуг (как для города, так и для сельской местности), низкие цены, близость отделений связи к дому, график работы почтовых отделений, отсутствует комиссия на оплату коммунальных платежей, все платежи можно сделать в одном месте (оплатить кредит). К отрицательным моментам относятся такие, как: очереди, нехватка окон по приему платежей, задержка поступлений на счет, грубость операторов, вписывание паспортных данных, тесные помещения, большое количество квитанций, низкая скорость обслуживания, в некоторых отделениях принимаются не все платежи.
Таким образом, при устранении всех недостатков можно с уверенностью утверждать, что почтовые отделения могут стать мультисервисными центрами, где каждый посетитель сможет гарантированно получить определенный набор необходимых ему услуг.
2.4 Ценообразование и ценовая политика в ОСП Вологодский почтамт.
Поскольку основной задачей почтового оператора является доступность всех предоставляемых услуг населению, то приоритетом предприятия является проведение разумной ценовой политики.
В настоящее время в своей работе ОСП Вологодский почтамт руководствуется следующими видами тарифов:
Так
как почтовая связь является
субъектом естественной
Централизованные тарифы на услуги, которые не относятся к универсальным (пересылка ценной корреспонденции, посылок, переводов, цены на товар), формирует ФГУП «Почта России». Цены на данные услуги зависят от географического положения, чем дальше пункт назначения от пункта приема, тем тариф на услугу выше.
Тарифы на непрофильные услуги, предоставляемые потребителям, утверждаются приказом директора УФПС Вологодской области и относятся к группе нерегулируемых тарифов. Нерегулируемые тарифы устанавливаются с учетом потребительских свойств, качества и себестоимости услуги, конъюнктуры рынка (соотношений спроса и предложения, тарифов на услуги, предлагаемых конкурентами, географического положения). При разработке непрофильных тарифов на услуги (доставка и выдача газетных пачек, распространение рекламных материалов, доставка газет) мы ориентируемся не только на себестоимость услуг, но и на сложившуюся конъюнктуру рынка услуг. Тариф рассчитывается по строго установленной форме. В расчете должны быть отражены следующие материалы:
- перечень технологических операций, выполняемых при оказании услуг;
- нормы времени (по нормативным документам);
- расчет процента накладных расходов;
- расчет себестоимости услуги с обязательным блоком “исходные данные”;
- калькуляция и бланк тарифа по утвержденной форме.
Рассмотрим расчет тарифов на примере расчета стоимости обработки и доставки одного экземпляра газеты «Вологодский подшипник». Тариф складывается из нормы времени, заработной платы людей, занятых в обработке и доставке, расходов на эксплуатационные материалы и общехозяйственных расходов. Для того чтобы обработать и доставить 1 экземпляр газеты до клиента необходимо провести 27 операций, задействовать 2 цеха, водителя и почтальона. В результате себестоимость 1 экземпляра газеты стоит 32 копейки, без учета НДС (Приложение 6).
Тарифы на услуги, оказываемые в рамках федеральных договоров, т.е. заключенных непосредственно с ФГУП “Почта России”, контрагент утверждает самостоятельно, и почтамт не может влиять на тарифную политику по этим направлениям (EMS Почта России, Эйвон Бьюти Продакс Компани).
В современном мире рынок дает новые перспективы в определении цены и некоторые новые идеи. Один из аспектов здесь – ориентация на конкретного клиента с точки зрения установления «как раз той цены» или справедливой цены. Такое понимание цены присуще психологии потребителя. Одни люди воспринимают некоторые цены как дающие им потребительскую выгоду, а другие чрезмерно высоким. Другим распространенным взглядом является то, что высокая цена часто связывается с высоким качеством услуги, а услуги, которые кажутся слишком дешевыми, воспринимаются с подозрением.
Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятиях связи