Маркетинговое обоснование бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проведение маркетингового исследования ОАО «Стройматериалы» на рынке строительных материалов и овладение практическими навыками организации коммерческой деятельности, а также разработка маркетинговых программ для данного предприятия.
Предметом исследования являются методы оценки стратегических позиций компании. Объект исследования является предприятие ОАО «Стройматериалы».
Задачами курсовой работы являются:
Ø Маркетинговый анализ внешней и внутренней среды.
Ø Бизнес-обзор ОАО «Стройматериалы».
Ø Организация коммерческой деятельности на предприятии ОАО «Стройматериалы».
Ø Разработка маркетинговых программ для ОАО «Стройматериалы».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Маркетинговое обоснование бизнеса
Глава 2. Концепция и стратегия бизнеса
Глава 3. Организационное построение бизнеса
Глава 4. Разработка маркетинговой программы
Глава 5. Моделирование бизнес-процессов
Глава 6. Финансовый план
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая.docx

— 1.60 Мб (Скачать файл)

При этом с учетом роста потребности в  лицевом кирпиче можно прогнозировать рост его потребления в дальнейшем при расширении ассортимента предлагаемого  на рынке кирпича по цветовой гамме.

В 2003-2004 году отмечалось превышение спроса над  тем количеством кирпича, которое  могли произвести местные производители. Источником покрытия дефицита служили  поставки кирпича из близлежащих  регионов России. Вследствие такой  ситуации сложились высокие тепы прироста импорта кирпича из соседних регионов.

В последние  годы цены на кирпич росли высокими темпами, на что влияли следующие  факторы:

· высокий  спрос на кирпич (дефицит по отдельным  позициям в сезон) в связи с  ростом жилищного строительства;

· высокие  темпы роста цен на строительные материалы в целом компенсируются увеличением цен на жилье.

На сегодняшний  день для силикатного кирпича  основным продуктом заменителем  является керамический кирпич. При  этом основная конкуренция возникает, прежде всего, из-за более высоких  потребительских качеств керамического  кирпича.

На темпы  роста потребления кирпича в  основном влияют следующие факторы:

· темпы роста объемов строительного производства;

· доля кирпичных домов в многоэтажном домостроении и малоэтажном домостроении.

На протяжении нескольких последних лет объемы строительства жилья растут устойчивыми  темпами.

На сегодняшний  день на всех сегментах рынка жилой  недвижимости существует устойчивый спрос, который, по мнению многих экспертов, будет  расти, что является основой роста  строительства. Рост спроса обеспечивается следующими факторами:

· стабильное увеличение реальных доходов жителей при низком уровне обеспеченности жильем;

· повышение значимости развитие ипотечного кредитования, в том числе по приобретению жилья на первичном рынке.

За последние  несколько лет жилищное строительство  с применением кирпича демонстрирует  устойчивый рост, темпы которого превосходят  темпы роста панельного строительства.

Далее рассмотрим подробнее Белгородский рынок силикатного  кирпича.

Белгородская  область является достаточно перспективной  для производства силикатного кирпича, которое обосновывается не только удобным  расположением сырья, но и широкие  возможности реализации продукции.

Сейчас  создаются проекты строительства  новых жилых районов, которые  потребуют большого количества строительных материалов. Кроме того, уже сегодня  ведётся обширное строительство  как в совершенно новых районах  города, так и в уже достаточно обжитых.

Основным  материалом в строительстве в  Белгородской области является силикатный кирпич, выпускаемый предприятием более 40 лет.

Однако  не только белгородские предприятия  являются потребителями силикатного кирпича. Кирпич может успешно сбываться по всей области. Но дело не только в достаточном количестве потребителей. Производство силикатного кирпича в Белгородской области является целесообразным с точки зрения расположения сырья. По средствам этого фактора в значительной мере снижаются затраты, связанные с транспортировкой и доставкой сырья. Таким образом, достигается экономия на единицу продукции.

В Белгородской области производство силикатного  кирпича изменялось следующим образом (млн. усл. шт.) (таблица 2.3) [9]

 

Таблица 1.2

Изменение объема выпуска силикатного кирпича  по Белгородской области

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

153,2

129,5

125,9

131,1

159,2

149,5

128,9

133,1


 

Объем импорта  силикатного кирпича в области  в 2010 году составил 38,2 млн. усл. шт., а  экспорта 70,5 млн. усл. шт.

Рассчитаем  емкость рынка силикатного кирпича  в Белгородской области.

 

Е = Пн + И - Э

 

Е = 133,1+38,2 - 70,5 = 100,8 млн. усл. шт.

На протяжении последних лет в Белгородской области наметилось стабильное повышение  спроса на строительные материалы. Прежде всего, это связано с относительно благоприятным экономическим климатом области (город Белгород занял ведущее  место среди городов России в  социально-экономическом аспекте). Благодаря этому, повысился спрос  на жильё, что привело к усиленному строительству <http://livedom.net/>, как  многоквартирных домов, так и  для одной семьи. Причём, исходя из разных факторов предпочтительнее строительство <http://livedom.net/> жилищных помещений  именно из кирпича. [11]

 

1.2 Анализ предприятия ОАО «Стройматериалы»

 

ОАО «Стройматериалы» специализируется на производстве силикатного  кирпича, строительной извести; извести  для кожевенной промышленности, мела для производства комбикормов и  минеральной подкормки с/х животных и птицы, мела технического; теплоизоляционных  плит автоклавного твердения; мелких стеновых блоков; шпаклевок; смесей; мастики  «Тегерон» и «Гемаст».

 

Таблица 1.3

Доходы  предприятия ОАО «Стройматериалы» от производства продукции за 2010 год [9]

Наименование

Выручка, млн. руб.

Удельный вес, %

Производство товарной продукции  в действующих ценах всего

232,1

100

1. Кирпич

121,2

52,2

2. Мел

51,1

22,0

3. Известь

37,1

16,0

4. Сухие смеси

22,7

9,8


 

При насыщение  товарного ассортимента новый продукт  должен отличаться от выпускаемых товаров. Перенасыщение товарного ассортимента ведет к сокращению общей прибыли, так как товары начинают конкурировать  друг с другом. В этих условиях данные по производству и реализации могут  указать на продукты, которые, возможно, следует исключить из производственной программы из-за убыточности или  малой доли реализации, или, наоборот, увеличить долю более рентабельных продуктов.

Для этой цели можно принять «АВС-анализ», основой которого является проранжированная структура производства и прибыли.

Данный  анализ позволяет концентрировать  внимание и усилия на тех направлениях, где ожидается максимальная отдача, и поэтому он широко применяется  при выработке товарной стратегии. [1, 32]

В ходе такого анализа выделяют три группы продуктов  по выбранным критериям.

Товары  А - самые важные товары, приносящие первые 50% результата. Товары В - «средние»  по важности, приносящие еще 30% результата. Товары С - «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата. [12]

 

Таблица 1.4

АВС - анализ номенклатуры произведенной и реализованной  продукции ОАО «Стройматериалы» за 2008-2010 год

Ассортиментная группа

Группы АВС-анализа

Натуральное выражение

Стоимостное выражение, млн. руб.

 

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

1. Кирпич

А

А

А

59,9

32,7

21,1

336,7

179,8

121,2

2. Мел

В

В

В

49,8

18,0

20,0

124,8

45,7

51,1

3. Известь

В

В

В

54,7

40,3

40,5

49,2

36,3

37,1

4. Сухие смеси

С

С

С

2,7

1,5

0,9

66,5

37,5

22,7

 

-

-

-

167,7

92,5

82,5

577,2

299,3

232,1


 

Таблица 1.5

АВС-анализ номенклатуры произведенной продукции  и реализованной продукции ОАО  «Стройматериалы» за 2008-2010 гг., представленный в удельных весах

Ассортиментная группа

Группы АВС-анализа

Натуральное выражение

Стоимостное выражение, млн. руб.

 

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

1. Кирпич

А

А

А

35,7

35,4

25,6

58,4

60,1

52,2

2. Мел

В

В

В

29,7

19,5

24,2

21,6

15,3

22,0

3. Известь

В

В

В

32,6

43,6

49,1

8,5

12,1

16,0

4. Сухие смеси

С

С

С

1,6

1,5

1,1

11,5

12,5

9,8

Всего

-

-

-

100

100

100

100

100

100


 

Проанализировав таким образом вклад каждой группы в оборот предприятия, можно сделать  выводы, что кирпич на протяжении трех лет составлял самую значимую часть объема реализованной продукции. Именно эта категория товара нуждается  в развитии. Так как именно эта  группа товаров попадает под жесткую  конкуренцию внутри района. В таком  случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, что бы предложить покупателям более выгодную покупку.

Рассмотрим  подробнее производство силикатного  кирпича, так как основной доход  предприятие получает за счет его  производства.

За годы работы выпущено 4281318 тыс. шт.условного  кирпича. Рядовой силикатный кирпич - эффективный высокопрочный и  долговечный материал. Относится  к группе автоклавных вяжущих  материалов. Применяется для кладки каменных и армокаменных конструкций  внутренних стен зданий и сооружений в гражданском и промышленном строительстве.

Благодаря низкой стоимости, в последнее время, является идеальным материалом при  возведении садовых построек, гаражей  и декоративных силикатных заборов. Применение лицевого силикатного кирпича  позволяет воплотить в жизнь  самые оригинальные и необычные  решения дизайнеров и архитекторов при оформлении фасадов зданий, садовых  дорожек и малых архитектурных  форм. Хорошее сочетание лицевого силикатного кирпича с деревянными  и металлическими конструкциями  позволяет использовать его и  при реставрации обветшалых старых зданий, отдельных частей, придавая им привлекательный внешний вид.

На сегодняшний  день позиции ОАО «Стройматериалы» на кирпичном рынке следующие:

Доля  на рынке потребления - 53%.

Доля  на рынке строительного пустотелого  кирпича - 69%.

Доля  на рынке строительного полнотелого  кирпича - 72%.

Доля  на рынке лицевого кирпича - 44%.

Доля  на рынке поризованной керамики - 16%.

Основной  ассортимент - строительный кирпич.

Портрет целевого потребителя

Потребители могут быть разделены на три группы:

. крупные  инвестиционно-строительные организации  - 70% объёма продаж;

. малые  и средние строительные предприятия,  базы стройматериалов и прочие  торговые организации - 25% объема  продаж;

. население,  занимающееся индивидуальным строительством  около 5% продаж.

Основные  требования, предъявляемые большинством потребителей - участников строительного  рынка - надежность поставок, качество, удовлетворяющее требованиям проекта, возможность закупать у поставщика все требуемые виды кирпича: строительный, полнотелый, лицевой.

Факторы выбора партнера по поставкам:

- Территориальная близость к складу

- Качество продукции

- Удобство графика поставки

- Условия оплаты заказа

По этой причине крупные заказы на кирпич размещаются потребителями напрямую среди основных производителей, обладающих достаточными производственными мощностями и широким спектром выпускаемой  продукции.

Распределение и сбыт продукции

Распределение и сбыт продукции происходит в  зависимости от заказов крупных  строительных фирм, магазинов строительных материалов, крупных и мелких оптовых  компаний и частных лиц.

Транспортировка товара происходит различными методами:

самовывоз

вывоз транспортными  компаниями

вывоз личным транспортом заказчика

вывоз личным транспортом ОАО «Стройматериалы»

Хранение  изготовленной продукции осуществляется на специально оборудованном складе готовой продукции (утепленные, с  разделением для различного вида товара). Также на предприятии имеются  множественные каналы сбыта:

прямые  продажи конечным потребителям

продажа крупным и мелким оптовым компаниям

крупные оптовые поставки

Продукция данного предприятия представлена как на внутреннем рынке, так и  за рубежом. Машинами и железнодорожными вагонами продукция расходится во все  уголки России и в страны дальнего и ближнего зарубежья.

Информация о работе Маркетинговое обоснование бизнеса