Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проведение маркетингового исследования ОАО «Стройматериалы» на рынке строительных материалов и овладение практическими навыками организации коммерческой деятельности, а также разработка маркетинговых программ для данного предприятия.
Предметом исследования являются методы оценки стратегических позиций компании. Объект исследования является предприятие ОАО «Стройматериалы».
Задачами курсовой работы являются:
Ø Маркетинговый анализ внешней и внутренней среды.
Ø Бизнес-обзор ОАО «Стройматериалы».
Ø Организация коммерческой деятельности на предприятии ОАО «Стройматериалы».
Ø Разработка маркетинговых программ для ОАО «Стройматериалы».
Введение
Глава 1. Маркетинговое обоснование бизнеса
Глава 2. Концепция и стратегия бизнеса
Глава 3. Организационное построение бизнеса
Глава 4. Разработка маркетинговой программы
Глава 5. Моделирование бизнес-процессов
Глава 6. Финансовый план
Заключение
Список литературы
Так как Iэ < Iп, то наш товар лучше по стоимостным характеристикам. Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим,
так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):
Ки = Iтп/Iэп
где Iтп - сводный индекс по техническим параметрам;эп - сводный индекс по экономическим параметрам. [13]
Данный метод является более предпочтительным по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.
Находим коэффициент конкурентоспособности К = Iп/ Iэ = 1,16/0,99 = 1,17>1, значит наш товар конкурентоспособен.
В результате анализа внутренней и внешней среды компании можно сделать следующие выводы: рынок относиться к типу олигополия. Оценив экспортный потенциал предприятия, можно сделать вывод о востребованности продукции ОАО «Стройматериалы» как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Цены
устойчивы, но гибкие и корректируемые.
Главные конкуренты находятся в
непосредственной близости (г. Стары
Оскол). Чтобы войти в рынок
необходимы большие затраты. Конкурентами
являются государственные промышленные
предприятия, которые обладают глубокой
ресурсной базой. Из анализа видно,
конкурентоспособность высока. Белгородская
область обладает необходимыми природными
ресурсами, это дает широкие возможности
для разного рода деятельности. ОАО
«Стройматериалы» по своим мощностям
превосходят ООО «ЗСК» Ст. Оскол,
а следовательно более
Также на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что кирпич составляет самую значимую часть объема реализованной продукции, поэтому именно эта категория товара нуждается в развитии, т.к. сейчас появилось новое перспективное наплавление - монолитно-каркасное домостроение. При нем не требуются несущие стены, а нужны ограждающие конструкции. В них больше применяется лицевой кирпич, поэтому считаю целесообразным расширять ассортимент облицовочного кирпича. Рассмотрев ЖЦТ, мы выяснили, что кирпич находится на этапе зрелости, а именно в фазе старения. Все сводится к тому, что потребители начинают переключаться на другие товары. Конкуренты стремятся найти и занять свободные ниши рынка, поэтому следует прибегать к продаже товаров по сниженным ценам, усилию рекламы продукта и заключать льготные сделки с потребителями и торговлей.
Глава 2. Концепция и стратегия бизнеса
Анализ предприятия "Стройматериалы" стоит завершить SWOT - анализом, приведенным ниже (табл. 4.10).
Таблица 2.1
Сильные и слабые стороны предприятия.
Аспекты среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
1. Производство |
§ Относительная доступность сырья § Производственные помещения сконцентрированы в одном месте § Эффективная система контроля за изготовлением продукции § Результативная система качества готовой продукции § Наличие системы исследования и разработки инноваций |
§ Дорогое сырье § Низкое качество сырья § Неэффективная система управления запасами § Невозможность экономии от масштаба производства § Низкий уровень культуры производства § |
2. Кадры |
§ Квалифицированный управленческий персонал § Незначительный процент прогулов |
§ Низкий уровень мотивации труда § Низкий уровень оплаты труда § Задержка заработной платы § Высокая текучесть кадров |
3. Маркетинг |
§ Высокий уровень качества продукции § Наличие потенциала расширения номенклатуры товаров |
§ Недостаточный уровень исследования новых рынков § Не эффективная система доставки продукции |
4. Организация |
§ Предприятие имеет достаточно хороший имидж § Успешная деятельность системы контроля § Высокий уровень квалификации высшего руководства |
§ Организационная структура не соответствует деятельности предприятия § Отсутствие системы стратегического планирования § Недостаточно организованна система коммуникаций |
5. Финансы |
§ Действующие рабочие отношения с инвесторами |
§ Затруднения в привлечении краткосрочных кредитов § Серьезные затруднения в привлечении долгосрочного капитала § Сложности с налоговыми отчислениями |
Из таблицы 2.4. видно, что ОАО «Стройматериалы», как и многие российские предприятия, испытывает трудности в привлечении дополнительных инвестиций. В результате чего сокращаются расходы на исследование новых рынков, и сдерживается рост предприятия. В целом же предприятие имеет не достаточно сильный внутренний потенциал, об этом свидетельствуют текучесть кадров, низкое качество готовой продукции, не эффективная система доставки.
Таблица 2.2
Данные для SWOT - анализа
Возможности рынка |
Угрозы рынка |
1. Растущая потребность в |
1. Усиление конкуренции. 2. Нестабильная
политическая среда. 3. Сложность
привлечения финансовых |
Таблица 2.3
SWOT - анализ
Возможности рынка |
Угрозы рынка | |
1 |
2 |
3 |
1. Растущая потребность в |
1. Усиление конкуренции. 2. Нестабильная
политическая среда. 3. Сложность
привлечения финансовых | |
Сильные стороны |
||
1. Возможность увеличения |
1. Возможность увеличения |
1. Возможность производить |
Слабые стороны |
||
1. Неполное использование |
1. Неполное использование |
Выводы по SWOT - анализу:
Анализ
возможностей и угроз на рассматриваемом
рынке показывает, что предприятие,
несмотря на наличие внешних угроз,
имеет ряд довольно значимых возможностей,
которые дают перспективы для
дальнейшей эффективной деятельности.
Сравнение сильных и слабых сторон
свидетельствует о том, что первые
преобладают как по количеству, так
и по степени влияния
Проанализировав
сложившуюся ситуацию, руководству
ОАО «Стройматериалы» необходимо принять
меры по устранению недостатков деятельности,
исходя из возможных средств. Однако,
принятие тех или иных мер должно
быть обосновано. Внедрение новых
мероприятий по совершенствованию
деятельности должно поводиться под
руководством высококвалифицированных
специалистов, знающих свое дело. Но,
прежде всего, ОАО «Стройматериалы»
необходимо усовершенствовать
Перейдем
к определению
Таблица 2.4
Определение
конкурентоспособности
Наименование продукции |
Объем реализации, млн. руб. | |
2010 |
2011 | |
1. Кирпич |
134,9 |
121,2 |
2. Мел |
54,2 |
51,1 |
3. Известь |
41,6 |
37,1 |
4. Сухие смеси |
41,6 |
22,7 |
Темп прироста по каждому виду продукции:
Тпр к = 3%
Тпр м = 7%
Тпр и = 4%
Тпр с.с = 5%
Найдем относительную долю рынка каждого продукта.
ОДРк = 21,1/2900*100% = 0,7%
ОДРм = 40,5/1800*100% = 2,25%
ОДРи = 20/12000*100% = 0,16%
ОДРсс = 0,9/5200*100% = 0,017%
Рис. 2.1 Матрица БКГ
В результате
мы получили, что кирпич - товар собаки.
Товары -« собаки » - это продукты,
которые имеют низкую долю рынка
и не имеют возможностей роста, так
как находятся в
Матрица GE/McKinsey, представляет фактический портфолио-анализ, который дает представление об областях деятельности предприятия на момент получения информации.
В матрице
МакКинзи горизонтальная ось - это интенсивная
многофакторная оценка конкурентного
статуса конкретного бизнеса, а
вертикальная ось - интегральное многофакторное
измерение привлекательности
Необходимо ввести: шкалу важности с весовыми коэффициентами (1 - не важно, 2 - важно, 3 - очень важно); оценочную шкалу (1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично).
1. Производство кирпича.
Расчет координат по осям «Х» и «У» представлены в табл. 4.10, 4.11.
Таблица 2.5
Расчет фактического показателя по оси Х (оценка конкурентной позиции).
Ось Х |
Относительный вес |
Оценка привлекательности |
Результат |
1. Качество продукции |
0,3 |
5 |
1,5 |
2. Исследовательский потенциал |
0,2 |
4 |
0,8 |
3. Доля рынка |
0,2 |
4 |
0,8 |
4. Издержки производства |
0,3 |
3 |
0,9 |
ИТОГО: |
1 |
4 |
Таблица 2.6
Расчет фактического показателя по оси Y (привлекательность отрасли.)
Ось Y |
Относительный вес |
Оценка привлекательности |
Результат |
1. Рост и размер рынка |
0,3 |
3 |
1,2 |
2. Технологическая стабильность |
0,2 |
4 |
0,8 |
3. Конкурентная ситуация |
0,25 |
4 |
1 |
4. Прибыльность |
0,25 |
5 |
1,25 |
ИТОГО: |
1 |
3,95 |
Матрица МакКинзи представлена на рисунке 2.2.
Рис.2.2. Матрица МакКинзи.
Матрица МакКинзи рассматривает стратегические рекомендации:
. Инвестирование (наступательная стратегия);
. Сохранение
позиций (оборонительная
. Дезинвестирование (отход, ликвидация).
Производство
кирпича попадает в квадрат расширение
лидерства. Доля продукции ОАО «Стройматериалы»
постепенно уменьшается, поэтому необходимо
расширять позиции на рынке кирпича.
Данная стратегия ориентирует