Маркетинговое обоснование бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проведение маркетингового исследования ОАО «Стройматериалы» на рынке строительных материалов и овладение практическими навыками организации коммерческой деятельности, а также разработка маркетинговых программ для данного предприятия.
Предметом исследования являются методы оценки стратегических позиций компании. Объект исследования является предприятие ОАО «Стройматериалы».
Задачами курсовой работы являются:
Ø Маркетинговый анализ внешней и внутренней среды.
Ø Бизнес-обзор ОАО «Стройматериалы».
Ø Организация коммерческой деятельности на предприятии ОАО «Стройматериалы».
Ø Разработка маркетинговых программ для ОАО «Стройматериалы».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Маркетинговое обоснование бизнеса
Глава 2. Концепция и стратегия бизнеса
Глава 3. Организационное построение бизнеса
Глава 4. Разработка маркетинговой программы
Глава 5. Моделирование бизнес-процессов
Глава 6. Финансовый план
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая.docx

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Так как Iэ < Iп, то наш товар лучше по стоимостным характеристикам. Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим,

так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

 

Ки = Iтп/Iэп

 

где Iтп - сводный  индекс по техническим параметрам;эп - сводный индекс по экономическим параметрам. [13]

Данный метод  является более предпочтительным по сравнению с предыдущим, так как  позволяет учитывать, насколько  хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

Находим коэффициент  конкурентоспособности К = Iп/ Iэ = 1,16/0,99 = 1,17>1, значит наш товар конкурентоспособен.

В результате анализа внутренней и внешней  среды компании можно сделать  следующие выводы: рынок относиться к типу олигополия. Оценив экспортный потенциал предприятия, можно сделать  вывод о востребованности продукции  ОАО «Стройматериалы» как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Цены  устойчивы, но гибкие и корректируемые. Главные конкуренты находятся в  непосредственной близости (г. Стары  Оскол). Чтобы войти в рынок  необходимы большие затраты. Конкурентами являются государственные промышленные предприятия, которые обладают глубокой ресурсной базой. Из анализа видно, конкурентоспособность высока. Белгородская область обладает необходимыми природными ресурсами, это дает широкие возможности  для разного рода деятельности. ОАО  «Стройматериалы» по своим мощностям  превосходят ООО «ЗСК» Ст. Оскол, а следовательно более конкурентно  устойчивы. Потребителями продукции  являются строительные предприятия  области и ближнего приграничья, а так же востока страны. Строительство  широко развито. Следовательно деятельность организации положительно влияет на общехозяйственную конъюнктуру  и приносит значительный вклад в  развитии ВВП.

Также на основе проведенного анализа можно  сделать вывод, что кирпич составляет самую значимую часть объема реализованной  продукции, поэтому именно эта категория  товара нуждается в развитии, т.к. сейчас появилось новое перспективное  наплавление - монолитно-каркасное  домостроение. При нем не требуются  несущие стены, а нужны ограждающие  конструкции. В них больше применяется  лицевой кирпич, поэтому считаю целесообразным расширять ассортимент облицовочного кирпича. Рассмотрев ЖЦТ, мы выяснили, что кирпич находится на этапе зрелости, а именно в фазе старения. Все сводится к тому, что потребители начинают переключаться на другие товары. Конкуренты стремятся найти и занять свободные ниши рынка, поэтому следует прибегать к продаже товаров по сниженным ценам, усилию рекламы продукта и заключать льготные сделки с потребителями и торговлей.

 

 

Глава 2. Концепция и стратегия  бизнеса

 

Анализ  предприятия "Стройматериалы" стоит  завершить SWOT - анализом, приведенным  ниже (табл. 4.10).

 

Таблица 2.1

Сильные и слабые стороны предприятия.

Аспекты среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

1. Производство

§ Относительная доступность сырья § Производственные помещения сконцентрированы в одном месте § Эффективная система контроля за изготовлением продукции § Результативная система качества готовой продукции § Наличие системы исследования и разработки инноваций

§ Дорогое сырье § Низкое качество сырья § Неэффективная система управления запасами § Невозможность экономии от масштаба производства § Низкий уровень культуры производства §

2. Кадры

§ Квалифицированный управленческий персонал § Незначительный процент прогулов

§ Низкий уровень мотивации труда § Низкий уровень оплаты труда § Задержка заработной платы § Высокая текучесть кадров

3. Маркетинг

§ Высокий уровень качества продукции § Наличие потенциала расширения номенклатуры товаров

§ Недостаточный уровень исследования новых рынков  § Не эффективная система доставки продукции

4. Организация

§ Предприятие имеет достаточно хороший имидж § Успешная деятельность системы контроля § Высокий уровень квалификации высшего руководства

§ Организационная структура не соответствует деятельности предприятия § Отсутствие системы стратегического планирования § Недостаточно организованна система коммуникаций

5. Финансы

§ Действующие рабочие отношения с инвесторами

§ Затруднения в привлечении краткосрочных кредитов § Серьезные затруднения в привлечении долгосрочного капитала § Сложности с налоговыми отчислениями


 

Из таблицы 2.4. видно, что ОАО «Стройматериалы», как и многие российские предприятия, испытывает трудности в привлечении  дополнительных инвестиций. В результате чего сокращаются расходы на исследование новых рынков, и сдерживается рост предприятия. В целом же предприятие  имеет не достаточно сильный внутренний потенциал, об этом свидетельствуют  текучесть кадров, низкое качество готовой продукции, не эффективная система доставки.

 

Таблица 2.2

Данные  для SWOT - анализа

Возможности рынка

Угрозы рынка

1. Растущая потребность в продукции  предприятия. 2. Заинтересованность  зарубежных партнеров в сотрудничестве. 3. Расширение производственных мощностей. 4. Расширение рынка сбыта. 5. Увеличение  доли рынка.

1. Усиление конкуренции. 2. Нестабильная  политическая среда. 3. Сложность  привлечения финансовых ресурсов.


 

Таблица 2.3

SWOT - анализ

 

Возможности рынка

Угрозы рынка

1

2

3

 

1. Растущая потребность в продукции  предприятия. 2. Заинтересованность  зарубежных партнеров в сотрудничестве. 3. Расширение производственных мощностей. 4. Расширение рынка сбыта. 5. Увеличение  доли рынка.

1. Усиление конкуренции. 2. Нестабильная  политическая среда. 3. Сложность  привлечения финансовых ресурсов.

Сильные стороны

   

1. Возможность увеличения выпуска  продукции. 2. Возможность расширения  производственных мощностей. 3. Наличие  высококвалифицированных кадров. 4. Возможность производить продукцию  на уровне мировых стандартов. 5. Высокое качество про дукции. 6. Использование современного оборудования 7. Использование новых  технологий  производства. 8. Широкая ассортиментная  политика. 9. Хорошо налаженная система  сбыта. 10. Наличие деловых связей  с иностранными фирмами 

1. Возможность увеличения выпуска  продукции, кроме того, растущая  потребность в продукции предприятия. 2. Хорошо налаженная система сбыта,  кроме того, есть возможность  расширения рынка сбыта. 3. Возможность  производить продукцию на уровне  мировых стандартов, кроме того,  заинтересованность зарубежных  партнеров в сотрудничестве.  

1. Возможность производить продукцию  на уровне мировых стандартов, однако, сложность привлечения финансовых  ресурсов. 2. Хорошо налаженная система  сбыта, однако, имеет место усиление  конкуренции. 3. Наличие деловых связей  с иностранными фирмами,  однако, имеет место нестабильная политическая  среда.  

Слабые стороны

   

1. Неполное использование производственных  мощностей. 2. Отсутствие некоторых  отделов в управлении. 3. Конкуренция  в управленческой среде. 4. Необходимость  повышения уровня руководства.

1. Неполное использование производственных  мощностей, но имеет место заинтересованность  зарубежных партнеров в сотрудничестве.

 

 

Выводы  по SWOT - анализу:

Анализ  возможностей и угроз на рассматриваемом  рынке показывает, что предприятие, несмотря на наличие внешних угроз, имеет ряд довольно значимых возможностей, которые дают перспективы для  дальнейшей эффективной деятельности. Сравнение сильных и слабых сторон свидетельствует о том, что первые преобладают как по количеству, так  и по степени влияния непосредственно  на деятельность, что гораздо важнее.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководству  ОАО «Стройматериалы» необходимо принять  меры по устранению недостатков деятельности, исходя из возможных средств. Однако, принятие тех или иных мер должно быть обосновано. Внедрение новых  мероприятий по совершенствованию  деятельности должно поводиться под  руководством высококвалифицированных  специалистов, знающих свое дело. Но, прежде всего, ОАО «Стройматериалы» необходимо усовершенствовать управленческую структуру и сам процесс руководства.

Перейдем  к определению конкурентоспособности  нашей продукции по матрице БКГ. Она позволяет классифицировать каждый из продуктов фирмы по доле рынка относительно основных конкурентов  и темпам роста годовых объемов  продаж на рынке или в отрасли. Используя данную матрицу, мы сможем определить какой из продуктов может  иметь сравнительные конкурентные преимущества и какова динамика их рынков сбыта.

 

Таблица 2.4

Определение конкурентоспособности продукции  по матрице БКГ

Наименование продукции

Объем реализации, млн. руб.

 

2010

2011

1. Кирпич

134,9

121,2

2. Мел

54,2

51,1

3. Известь

41,6

37,1

4. Сухие смеси

41,6

22,7


 

Темп  прироста по каждому виду продукции:

Тпр к = 3%

Тпр м = 7%

Тпр и = 4%

Тпр с.с = 5%

Найдем  относительную долю рынка каждого  продукта.

ОДРк = 21,1/2900*100% = 0,7%

ОДРм = 40,5/1800*100% = 2,25%

ОДРи = 20/12000*100% = 0,16%

ОДРсс = 0,9/5200*100% = 0,017%

 

Рис. 2.1 Матрица  БКГ

 

В результате мы получили, что кирпич - товар собаки. Товары -« собаки » - это продукты, которые имеют низкую долю рынка  и не имеют возможностей роста, так  как находятся в непривлекательных  отраслях. Чистые денежные потоки у  таких бизнес-единиц нулевые или  отрицательные. Если нет особых обстоятельств (например, данный продукт является дополняющим для товара - «дойной  коровы» или «звезды»), то от этих бизнес-единиц следует избавляться. Однако иногда корпорации сохраняют  в своей номенклатуре такие продукты, если они относятся к «зрелым» отраслям. Емкие рынки «зрелых» отраслей в определённой степени защищены от резких колебаний спроса и крупных, нововведений, в корне меняющих предпочтения потребителей, что позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции даже в условиях малой доли рынка.

Матрица GE/McKinsey, представляет фактический портфолио-анализ, который дает представление об областях деятельности предприятия на момент получения информации.

В матрице  МакКинзи горизонтальная ось - это интенсивная  многофакторная оценка конкурентного  статуса конкретного бизнеса, а  вертикальная ось - интегральное многофакторное измерение привлекательности рынка  поданному конкретному бизнесу.

Необходимо  ввести: шкалу важности с весовыми коэффициентами (1 - не важно, 2 - важно, 3 - очень важно); оценочную шкалу (1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично).

1. Производство  кирпича.

Расчет  координат по осям «Х» и «У»  представлены в табл. 4.10, 4.11.

 

Таблица 2.5

Расчет  фактического показателя по оси Х (оценка конкурентной позиции).

Ось Х

Относительный вес

Оценка привлекательности

Результат

1. Качество продукции

0,3

5

1,5

2. Исследовательский потенциал

0,2

4

0,8

3. Доля рынка

0,2

4

0,8

4. Издержки производства

0,3

3

0,9

ИТОГО:

1

 

4


 

Таблица 2.6

Расчет  фактического показателя по оси Y (привлекательность отрасли.)

Ось Y

Относительный вес

Оценка привлекательности

Результат

1. Рост и размер рынка

0,3

3

1,2

2. Технологическая стабильность

0,2

4

0,8

3. Конкурентная ситуация

0,25

4

1

4. Прибыльность

0,25

5

1,25

ИТОГО:

1

 

3,95


 

Матрица МакКинзи представлена на рисунке 2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.2. Матрица  МакКинзи.

 

Матрица МакКинзи рассматривает стратегические рекомендации:

. Инвестирование (наступательная стратегия);

. Сохранение  позиций (оборонительная стратегия);

. Дезинвестирование  (отход, ликвидация).

Производство  кирпича попадает в квадрат расширение лидерства. Доля продукции ОАО «Стройматериалы» постепенно уменьшается, поэтому необходимо расширять позиции на рынке кирпича. Данная стратегия ориентирует деятельность предприятия на стремление к лидерству, на избирательные инвестиции по критерию эффективности и укрепления уязвимых мест.

Информация о работе Маркетинговое обоснование бизнеса