Налоговое бремя. Основные функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 248.97 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

«БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Факультет Экономики и права                                                               

Кафедра   Экономики и права

 

Дата регистрации работы в деканате  ___________________________

Дата регистрации работы на кафедре ___________________________

Отметка о допуске к  защите  __________________________________

Оценка за защиту  ___________________________________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

 

по дисциплине   Макроэкономика

 

Тема:  Налоговое бремя. Основные функции налогов

 

 

Исполнитель:

студентка 4курса  группы Мзс-42 

              (студент(ка), курс, группа)

 Жогло  Дарья Викторовна

                        (Ф. И. О.)

Руководитель:

К.Э.Н., доцент

(ученая  степень, ученое  звание)

Авраменко А.И.

            (Ф. И. О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи 2012


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ  В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   5

1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 9

1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . 11

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15

2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15

2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20

2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24

2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ  СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35

3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . .  . 49

3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

ПРИЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема налогового бремя  весьма актуальна на современном этапе, она затрагивает различные интересы, как государства, так и населения страны. Выбор темы данной курсовой работы не случаен. Эта тема может и должна находится в поле интересов будущего маркетолога. И не зависимо от рода и места будущей профессии, это может быть и госпредприятие и частная компания, знание налогов, особенностей национальной налоговой системы, ее хозяйственно-правовой базы просто обязательно для молодого специалиста.

Налоги необходимы, так  как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

 Целью исследования  данной курсовой работы является изучение налогового бремя, основных функций налогов в экономике, а так же изучение перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь в сравнении со странами Запада.

Задачи, которые ставит перед  собой автор: изучить, что представляет собой налог как таковой, основные функции налогов в экономике, налоговое бремя, в общем, и непосредственно  в Республике Беларусь. Основной задачей  автор считает определить возможные перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь в сравнении со странами Запада.

В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.

В современном обществе налоги занимают все более важное место  в  экономической структуре государства  как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании  развития народного хозяйства. Через  систему ставок, льгот, скидок они  воздействуют на хозяйственную и  предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства  экономикой со стороны государства.

В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и получение финансовых накоплений, но и возможности расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Из выше сказанного можно  определить, что методы исследования, которыми пользовался автор, заключаются в анализе, изучении,  оценке, сравнении и т.д.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ

    1. Понятие и сущность налогов

Налоги (опр.) - один из основных способов формирования доходов бюджетов. [4,с. 18]

Налоги (опр.) - необходимое условие существования государства. [4, с.18]

Налоги (опр.) -  это обязательные платежи физических и юридических  лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части  общественного продукта, используемого  для удовлетворения общегосударственных  потребностей. [8, с.19]

Налоги (опр.) - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке, и представляют собой объективную реальность, связанною с существованием государства.[1, с. 29]

Налоги (опр.) - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. [17, с. 100] 

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также  принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

Свенссон: «Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность  использовать общественные ресурсы  для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие  на распределение доходов и имущества  между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования  граждан или подданных, которые  государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают  легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, русский  экономист (1818): «Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается, и право правительства  требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887): «Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом  нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью  с отдельных хозяйствующих лиц  или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или, продавая товары и услуги потребителям, или  посредством акта дарения (то есть членство в клубе, или ассоциации, завещание  наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход, посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение - это попросту чистое воровство, и воровство это - поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства».  [32]

Проанализировав все вышеизложенные определения налогов, можно выделить их характерные черты:

  • принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
  • обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщика;
  • безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщик непосредственно не получают товары или услуги;
  • обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;
  • законодательная определенность -  налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

Так же автор постарался, исходя из всего выше сказанного, выделить собственное определение налогов:

Налоги представляют собой  обязательные, индивидуально безвозмездные  платежи, взимаемые органами государственной  власти с организаций и физических лиц различных уровней развития по ставке, установленной в законодательном порядке в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Автор курсовой работы так же составил таблицу налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами Республики Беларусь.

Таблица 1.1 - Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами РБ

Платежи, уплачиваемые из выручки  от реализации по факту ее получения (косвенные налоги)

Платежи, включаемые в себестоимость продукции, робот, услуг

Платежи, уплачиваемые из прибыли

1. Налог на добавленную  стоимость

2. Акцизы

3. Отчисления в республиканский  бюджетный фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции  и продовольствия

4. Отчисления в местный  бюджетный целевой фонд стабилизации  экономики производителей сельскохозяйственной  продукции и продовольствия

5. Целевые сборы на  финансирование расходов по содержанию  и ремонту жилищного фонда

6. Налог на продажу  вино-водочных и табачных изделий

7. Таможенные сборы

8. Налог с продаж автомобильного  топлива

А. Налоги и отчисления, начисляемые  на фонд заработной платы

1. Чрезвычайный налог  для ликвидаций последствий катастрофы  на чернобыльской АЭС

2. Целевой сбор на содержание  детских дошкольных учреждений

3. Отчисления в фонд  социальной защиты населения

4. Отчисление в фонд  содействия занятости.

Б. Отчисления в республиканский  дорожный фонд

5. Отчисления в дорожный  фонд средств пользователями  дорог

6. Плата за проезд по  автомобильной дороге Брест-Минск-граница  РФ

7. Плата за проезд по  автомобильным дорогам общего  пользования тяжеловесных и крупногабаритных  транспортных средств

В. Прочие налоги и отчисления

8. Платежи за землю

9. Налог за пользование  природными ресурсами (экологический  налог)

10. Госпошлина

Г. Отчисление в ведомственные  фонды

11. Отчисление в инновационный  фонд

1. Налог на недвижимость

2. Налог на доходы

3. Налог на прибыль

4. Налог на приобретение  транспортных средств

5. Транспортный сбор

6. Сбор с мелкорозничной  торговой сети

7. Местные налоги и  сборы

8. Финансовые санкции

Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов