Налоговое бремя. Основные функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 248.97 Кб (Скачать файл)

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства.  Налог можно характеризовать  как установленную государством в интересах всего общества форму  отчуждения собственности юридических и  физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

 Однако, в конечном  счете, налоги косвенным путем  все же возвращаются налогоплательщику  в виде финансирования и бюджета  государства, развитие и изменения  форм которого неизменно сопровождается  преобразованием налоговой системы.  В современном обществе налоги - основной источник доходов государства.  Также государство использует  налоги не только в фискальных  целях, но и воздействовать  через них на деятельность  предприятий в целях общественного  прогресса. Стоит отметить, что  налоги, введенные государством, носят  легальный характер. Кроме этой  чисто финансовой функции налоги  используются для экономического  воздействия государства на  общественное  производство, его динамику и  структуру, на развитие научно-технического  прогресса.

    1. Функции налогов

Функции  налога - это  проявление  его  сущности  в  действии,  способ  выражения  его  свойств.  Функция   показывает,  каким  образом  реализуется  общественное  назначение  данной  экономической  категории  как  инструмента  стоимостного  распределения  и  перераспределения  доходов. 

Сущность налогов как  экономической категории проявляется  в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  юридических и физических лиц.

Какие же функции выполняют  налоги? Однако дать однозначный ответ  на данный вопрос невозможно, так как  среди экономистов нет единого  мнения относительно данной проблемы. Вместе с тем, по мнению многих ученых, в современных условиях налоги выполняют  фискальную и регулирующую функции. Ниже автор приводит наиболее распространенные функции налогов.

Фискальная функция налогообложения - основная функция. Исторически наиболее древняя функция и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные функции от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит  в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция  налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической  политики государства. По мнению выдающегося  английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно  для регулирования экономических  отношений.

Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступлений  в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему  льгот и освобождений. Нынешняя система  налогообложения предоставляет  широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция  налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий  для развития каких-либо экономических  процессов.

Можно назвать также воспроизводственную  подфункцию, которая предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Фискальная функция создает основу для удовлетворения  общественных потребностей. Посредством  регулирующей и социальной функций  создаются противовесы излишнему  фискальному бремени, то есть формируются  социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных интересов.

    1. Понятие налогового бремя

Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых  отчислением средств на уплату налогов.

Налоговое бремя - выраженное в процентах отношение суммы  налогов, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот  же период[31]

Налоговое бремя - сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени. [30]

Налоговое бремя - общие затраты  в экономике по уплате налогов. Включают не только сумму реально собранных  налогов, но и издержки "мертвого долга", а также дополнительные затраты, связанные с соблюдением  законов и правил по начислению и  сбору налогов. Последние включают затраты на дополнительный бухгалтерский  учет, необходимый вследствие обязанности  платить налоги, и особые бухгалтерские  издержки на изобретение способов "ухода" от налогов. Издержки "мертвого долга" растут за счет потерь потребительского излишка и излишка для производителя. Излишек для потребителя утрачивается в тех случаях, когда потребители оценивают товары выше издержек на производство, но ниже цен с включением налогов; излишек для производителя  утрачивается в тех случаях, когда люди оценивают отказ от свободного времени ниже, чем вознаграждение за работу до уплаты налогов, но выше, чем вознаграждение после вычета налогов. Однако возможно, что налоги на деятельность, загрязняющую окружающую среду, могут понижать общее налоговое бремя, если они побуждают компании к отказу от деятельности, которая является причиной крупных внешних отрицательных последствий хозяйствования. [29]

Налоговое бремя:

1) мера, степень, уровень  экономических ограничений, создаваемых  отчислением средств на уплату  налогов, отвлечением их от  других возможных направлений  использования. Распределение налогового  бремени между налогоплательщиками  опирается на два принципа: а)  увязка налога с получаемыми  за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы  транспортных средств. Такой подход  весьма ограничен, так как отдельные  виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно  переложить на пользователей;  б) принцип платежеспособности, согласно  которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность  платить, тем более высоким  должен быть налог, которым  облагается лицо;

2) в широком смысле  слова - бремя, налагаемое любым  платежом. [28]

Налоговое бремя - сумма налога, уплаченного физическим лицом или  организацией. Эта сумма может  не совпадать с фактически выплаченным  налогом, так как существуют возможности  перекладывания налога либо нормального  распределения налогового бремени. В качестве примера последнего укажем, что налог на наследство выплачивают  личные представители покойного, однако налоговое бремя возлагается  на наследников, так как в результате уменьшается наследство. Налоговое бремя - уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремя между налогоплательщиками опирается на два принципа:

а) увязка налога с получаемыми  за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных  расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей;

б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо. [26]

Под налоговой нагрузкой  на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и  отчислений, реальным плательщиком которых  является предприятие, к сумме прибыли  предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: - владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог  возникает при самом факте  существования или возникновения  объекта налогообложения; - пользователь объектом налогообложения, когда обязанность  уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определенных условиях пользования [25,с.73-76].

Исходя из выше сказанного, автор выделил свое определение:

Налоговое бремя - выраженное в процентах отношение суммы  налогов, уплаченных физическим лицом или организацией, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот же период, но и издержки "мертвого долга", а также дополнительные затраты, связанные с соблюдением законов и правил по начислению и сбору налогов.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяется взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая политика теснейшим  образом связана с проведением  ценовой политики, что является главным  регулятором рыночного хозяйства.

Налоговая система должна быть по возможности стабильна и  устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия  принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений.

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    1.   Оценка налоговой политики РБ

Каждое государство имеет  свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости  от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В  целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых  систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998 году на международные стандарты в  области бюджетной классификации.

В налоговых отношениях участвуют  две стороны: налогоплательщики  и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как  самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в  составе, как правило, Министерства финансов [24, с. 34].

В Республике Беларусь права  и обязанности налогоплательщиков изложены Налоговом кодексе Республики Беларусь, вступившем в силу 29 декабря 2009 г. За номером № 71-З, статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 НК РБ.  [23]

Принципиальным в налоговой  системе является ее логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, то есть приспособляемость к изменяющимся условиям. При этом важна не только официально декларированная налоговая  система, но и ее реальная действенность, включая отклонения от декларированных  принципов и правил, бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата, необязательность выполнения налоговых  предписаний.

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий  набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное  лицо, размер обязательства и порядок  его исполнения; границы требований государства относительно имущества  плательщика.

Задачей государственных  органов власти является законодательное  утверждение четких критериев каждого  из перечисленных элементов, позволяющее  толковать их однозначно в любой  ситуации.

Совокупность инструментов налоговой системы, которая представляет собой налоговое обязательство, выражает взаимосвязь и взаимозависимость  составляющих элементов налога как  экономико-правового явления. В структуре  налогового обязательства налоговая  норма (налоговый закон, нормативный  акт) определяет общие правила в  налоговой сфере. Она устанавливается  и утверждается в определенном порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение, изменение, исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность  уплачивать налог не может считаться  установленной в законном порядке  и в рыночной экономике не влечет за собой финансовых последствий  для субъектов хозяйствования.

Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов