Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .
Повышение ставок налогов
при неизменном значении налоговой
базы ведет к увеличению суммы
налоговых поступлений
Соответственно снижается
сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика
после уплаты налогов, вследствие чего
неизбежно уменьшаются
Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую экономику.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В январе-марте 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 10,4 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-марте 2009 года (в реальном выражении – меньше на 1,1%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 32,4% (в январе-марте 2009 года – 34,8%).
Рисунок 2.3 - Доходы консолидированного бюджета в 2010 году
Основными доходными источниками
были налог на добавленную стоимость,
доходы от внешнеэкономической
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.
Таблица 2.1 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-март 2009-2010 гг., %
Показатели |
2009 год |
2010 год |
1. Налоговые доходы - всего |
91,1 |
92,3 |
в том числе: |
||
Налоги на доходы и прибыль |
20,7 |
21,4 |
в т.ч. - подоходный налог |
10,5 |
10,0 |
Налоги на собственность |
4,0 |
3,8 |
Налоги на товары и услуги |
46,6 |
43,7 |
в т.ч. - НДС |
28,8 |
30,0 |
- акцизы |
7,2 |
8,7 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
14,8 |
16,8 |
2. Неналоговые доходы |
8,9 |
7,5 |
3. Безвозмездные поступления |
|
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2010 года профинансированы в сумме 11 161,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 8,8%.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Значительная часть расходов
бюджета по разделу «Социальная
политика» была направлена на возмещение
банкам процентов по кредитам, выданным
на жилищное строительство гражданам.
Эти виды расходов возросли на 25,3% в
реальном выражении по сравнению
с январем-мартом 2009 года. Удельный
вес расходов в целом по разделу
«Социальная политика» в
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами.
В расходах консолидированного
бюджета за январь-март 2010 года в
разрезе экономической
Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-марте текущего года составил 17,4%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за три месяца 2010 года возрос в 1,4 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 54,4 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-марте 2009 года – 2,7%).
В январе-марте 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 801,8 млрд. рублей, или 2,5% к ВВП (в январе-марте 2009 года профицит составлял 205,5 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП).
В расходах консолидированного
бюджета в январе-марте
Доходы республиканского бюджета составили 6 644,5 млрд. руб., или 100,7% (в реальном выражении) к уровню января-марта 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 7 122,4 млрд. руб., что на 19,2% больше, чем в январе-марте 2009 года.
Треть (33,5%) всех поступлений
в республиканский бюджет обеспечена
за счет налога на добавленную стоимость.
По сравнению с январем-мартом 2009
года его объем увеличился на 6,1%
в реальном выражении. На 11,8% возросли
налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности. Удельный вес этого
источника доходов
В январе-марте текущего
года финансирование из республиканского
бюджета почти по всем разделам функциональной
классификации осуществлялось выше
уровня января-марта 2009 года. Наиболее
значительно увеличились
В январе-марте 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 477,9 млрд. рублей, или 1,5% ВВП.
В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Налоговое бремя на экономику уменьшится согласно статье в БДГ Деловая Газета от 9 февраля. [20]
За пятилетку в Беларуси
отменено 26 неэффективных налогов
и сборов. Бремя платежей будет
становиться легче и в
В 2010 году в стране упразднили четыре налога - деньги остались на руках плательщиков и "способствовали их финансовой и экономической стабильности", подчеркнул первый заместитель министра по налогам и сборам Сергей Наливайко.
Планируется также сократить количество первичных учетных документов до 10-15, что позволит упростить бухгалтерский учет.
"Формы первичных учетных
документов будет
По его словам, данная
норма предусматривается
Количество налоговых отчетов, которые предоставляют юридические лица, снизится до 36 в год.
С. Наливайко также сообщил, что в настоящее время правительство рассматривает меры по возможности снижения отчислений в фонд социальной защиты населения. Однако отметил он, "это длительная работа".
По данным Министерства по налогам и сборам, главным источником поступлений в госбюджет стал налог на добавленную стоимость - 27%, по сравнению с прошлым годом показатель вырос на 960 миллиардов рублей. Свою роль сыграл рост импорта из стран Таможенного союза и повышение ставки НДС с 18 до 20%.
Поступления в бюджет от уплаты подоходного налога с физических лиц составили в 2010 году 5,3 триллиона рублей - на триллион больше, чем годом ранее.
Как считает начальник главного управления налогообложения физлиц МНС Михаил Рассолько, рост поступлений подоходного налога указывает на рост доходов населения, с одной стороны, и на уменьшение выплат "зарплаты в конвертах" - с другой.
По его данным, в 2010 году прирост подоходного налога с физических лиц, занятых в негосударственном секторе, составил 14% против 4% в 2009 году. О легализации доходов свидетельствует и увеличение до 32% с 30% доли подоходного налога из этого сектора в общем объеме уплаченного налога.
По данным МНС, доля подоходного налога в общем объеме контролируемых налоговыми органами доходов консолидированного бюджета в 2010 году составила 15,5%.
Представители налогового ведомства прогнозируют, что в 2012 году налоговое бремя на экономику уменьшится до 27,1% к ВВП (в 2010 году этот показатель составлял 27,5 процента).
Министр финансов Беларуси Андрей Харковец считает, что в целях повышения инвестиционной привлекательности ставка налога на прибыль в Белоруссии в 2012 году может быть снижена до 20-22% с действующих 24%.
"В целях стимулирования
инвестиционной активности, можно
подумать о снижении ставки
налога на прибыль.
При этом он не исключает, что в перспективе, в случае достижения экономикой положительных результатов и высоких темпов роста, ставка налога на прибыль может быть снижена до 18%, передает "Интерфакс-Запад".
Кроме того, министр предлагает с 2012 года вывести инвестиционные проекты из-под обложения налогом на прибыль до полной окупаемости затрат. Кроме того, Минфин предлагает понизить до 10% ставку налога на прибыль от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства. Предлагается также снять временные и количественные ограничения на возврат из бюджета НДС.
Министр подчеркнул, что эти меры позволят существенно пополнить оборотные средства предприятий и подтолкнут их к активизации инвестиционной деятельности.
А. Харковец считает, что налоговое стимулирование инвестиционной активности позволит "отказаться от многочисленных индивидуальных налоговых льгот", наличие которых ограничивает возможности бюджета по снижению общих налоговых ставок.
Между тем, министр заявил,
что в отдельных случаях
Согласно этим данным автор курсового проекта составил рисунок.
Рисунок 2.4 - Прогнозы представителей налогового ведомства
Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ общественные.
Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов