Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .
Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития. В течение последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в 1995-2003г.г.
Показатели |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Темпы роста ВВП, % |
89,6 |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
106 |
104,1 |
104,7 |
105,6 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), % |
32,1 |
28,5 |
31,2 |
30,4 |
32,0 |
31,8 |
30,2 |
28,2 |
29,4 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % |
42,6 |
39,2 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
39,7 |
40,7 |
Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП |
4,6 |
7,6 |
1,3 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
0,9 |
1,5 |
Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % |
47,2 |
46,9 |
43,1 |
41,6 |
42,7 |
42,7 |
42,3 |
40,6 |
42,2 |
Источник таблицы 3.2: [6,c.33]
Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за предшествующие годы представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
Показатели |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Налоги и отчисления с ФОТ |
52,1 |
52,3 |
50,3 |
49,1 |
49,4 |
Чрезвычайный налог |
3,0 |
2,7 |
2,8 |
0,0 |
0,0 |
Отчисления в фонд занятости |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
Единый платеж от ФОТ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,6 |
3,8 |
Подоходный налог |
11,9 |
10,2 |
10,6 |
9,9 |
9,7 |
Отчисления на содержание ДДУ |
2,2 |
2,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
ФСЗН |
33,9 |
35,8 |
35,9 |
35,5 |
35,9 |
Источник: [11,c.37]
Как свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ.
Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объекта налогообложения.
С самого начала становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система налогообложения постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений отражена в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 гг., млрд. руб.
показатель |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Доходы гос. бюджета |
3,6 |
6,5 |
36,2 |
51,3 |
11,3 |
239,5 |
1054,9 |
3179,3 |
5728,7 |
8204 |
12168 |
Налоговые поступления |
3,2 |
5,7 |
28,6 |
39 |
85,9 |
205,3 |
923,7 |
2898,5 |
5113,2 |
7219,1 |
10544 |
В % к доходам бюджета |
88,5 |
87,1 |
78,9 |
76,0 |
77,2 |
85,7 |
87,6 |
91,2 |
89,3 |
88,0 |
86,7 |
В том числе |
|||||||||||
Косвенные налоги |
1,5 |
2,6 |
13,3 |
20,8 |
48,2 |
119,5 |
577,9 |
1862,6 |
3201,9 |
4553,4 |
6658,1 |
В % к доходам бюджета |
42,2 |
40,2 |
36,8 |
40,6 |
43,3 |
49,9 |
54,8 |
58,6 |
55,9 |
55,5 |
54,7 |
Прямые налоги |
1,4 |
2,6 |
12,3 |
13,6 |
31,1 |
66,6 |
269,5 |
887,1 |
1609,2 |
2150,8 |
3033,6 |
В % к доходам бюджета |
37,8 |
40,0 |
34,0 |
26,5 |
28,0 |
27,8 |
25,6 |
27,9 |
28,1 |
26,2 |
24,9 |
Смешанные налоги |
0,3 |
0,5 |
3 |
4,6 |
6,6 |
19,2 |
76,3 |
148,8 |
302,1 |
514,9 |
852,2 |
В % к доходам бюджета |
8,5 |
7,7 |
8,3 |
8,9 |
5,9 |
8,0 |
7,2 |
4,7 |
5,3 |
6,3 |
7,0 |
Источник: [10,c.43]
Такое положение затрудняет
реализацию основных функций налогов
– распределительную и
В то же время существование
таких налоговых поступлений
позволяет обеспечить формирование
доходной части бюджета в условиях
сезонных колебаний объемов
Тем не менее, на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.
Применяемая в республике
налоговая система имеет
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[9,c.36]
Основное направление
совершенствования налоговой
Несмотря на то, что определенные
подвижки в области отчислений в
бюджетные фонды происходят, проблема
их существования в налоговой
системе республики остается по-прежнему
острой. Введение целевых фондов не
должно идти вразрез с общей налоговой
политикой налоговой
Поэтому упорядочение бюджетных
отношений в части
Один из вариантов налогового реформирования предполагает:
Таблица 3.5 - Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования
показатели |
в % к ВВП при действующей налоговой системе |
в % к ВВП при варианте реформирования |
отклонение |
НДС |
8,5 |
5,4 |
-3,1 |
Акцизы |
2,3 |
2,0 |
-0,3 |
Отчисления в целевые фонды |
6,5 |
- |
-6,5 |
ФСЗ |
11,4 |
8,3 |
-3,1 |
Налог на прибыль |
4,0 |
4,2 |
+0,2 |
Подоходный налог |
3,4 |
3,5 |
+0,1 |
Прочие |
3,6 |
5,0 |
+1,4 |
Общая сумма всех платежей |
39,7 |
28,4 |
-11,3 |
Источник: [6,c.35]
Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [5,с.6]
Таким образом, в качестве
основных направлений реформирования
налоговой системы можно
Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов