Налоговое бремя. Основные функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 248.97 Кб (Скачать файл)
    1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг.

Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности  отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет  существование  значительного числа  косвенных налогов, целевых бюджетных  фондов, которые  в полной мере  не решают  задачу  формирования  доходной части  бюджета  и финансирования программ социального развития. В  течение последних лет  происходило  снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему  остается самой  высокой на территории ЕврАзЭС, что  отражено в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в 1995-2003г.г.

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Темпы роста ВВП, %

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

106

104,1

104,7

105,6

Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), %

32,1

28,5

31,2

30,4

32,0

31,8

30,2

28,2

29,4

Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), %

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

39,7

40,7

Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП

4,6

7,6

1,3

0,5

0,3

0,5

0,8

0,9

1,5

Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), %

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

42,3

40,6

42,2


Источник таблицы 3.2: [6,c.33]

Основная доля налоговых  изъятий приходиться на налоги, взимаемые  с фонда оплаты труда, что дает двойной  негативный эффект: уменьшает  финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения.  Динамика их изменений за предшествующие годы  представлена в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %

Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

Налоги и отчисления с  ФОТ

52,1

52,3

50,3

49,1

49,4

Чрезвычайный налог

3,0

2,7

2,8

0,0

0,0

Отчисления в фонд занятости

1,1

1,0

1,0

0,0

0,0

Единый платеж от ФОТ

0,0

0,0

0,0

3,6

3,8

Подоходный налог

11,9

10,2

10,6

9,9

9,7

Отчисления на содержание ДДУ

2,2

2,7

0,0

0,0

0,0

ФСЗН

33,9

35,8

35,9

35,5

35,9


Источник: [11,c.37]

Как свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ.

Необходимо отметить, что  за анализируемый период наблюдается  устойчивое сокращение уровня изъятия  по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни  населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объекта налогообложения.

С самого начала становления  и развития налоговой системы  Республики Беларусь система налогообложения  постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений отражена в  таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 гг., млрд. руб.

показатель

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Доходы гос. бюджета

3,6

6,5

36,2

51,3

11,3

239,5

1054,9

3179,3

5728,7

8204

12168

Налоговые поступления

3,2

5,7

28,6

39

85,9

205,3

923,7

2898,5

5113,2

7219,1

10544

В % к доходам бюджета

88,5

87,1

78,9

76,0

77,2

85,7

87,6

91,2

89,3

88,0

86,7

В том числе

 

Косвенные налоги

1,5

2,6

13,3

20,8

48,2

119,5

577,9

1862,6

3201,9

4553,4

6658,1

В % к доходам бюджета

42,2

40,2

36,8

40,6

43,3

49,9

54,8

58,6

55,9

55,5

54,7

Прямые налоги

1,4

2,6

12,3

13,6

31,1

66,6

269,5

887,1

1609,2

2150,8

3033,6

В % к доходам бюджета

37,8

40,0

34,0

26,5

28,0

27,8

25,6

27,9

28,1

26,2

24,9

Смешанные налоги

0,3

0,5

3

4,6

6,6

19,2

76,3

148,8

302,1

514,9

852,2

В % к доходам бюджета

8,5

7,7

8,3

8,9

5,9

8,0

7,2

4,7

5,3

6,3

7,0


Источник: [10,c.43]

Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов  – распределительную и стимулирующую.

В то же время существование  таких налоговых поступлений  позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и  финансового положения реального  сектора экономики.

Тем не менее, на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.

 

 

    1. Пути реформирования налогообложения в РБ.

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в  странах СНГ, однако активное участие  Беларуси в региональных экономических  группировках и, в частности, в Евразийском  экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой  нагрузки в пределах объединенной экономики  является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда  и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[9,c.36]

Основное направление  совершенствования налоговой системы  республики и приближения ее к  уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в  бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой  системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой  политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить  развернутую оценку влияния на экономические  процессы каждого платежа, последствий  их ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[7,c.24]

Поэтому упорядочение бюджетных  отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика  во всех отраслях экономики, выровнять  базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.

Один из вариантов налогового реформирования предполагает:

  1. Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке,
  2. Сокращение отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
  3. Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
  4. Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[6,c.35] Предложенные изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:

Таблица 3.5 - Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования

показатели

в % к ВВП при действующей налоговой системе

в % к ВВП при варианте реформирования

отклонение

НДС

8,5

5,4

-3,1

Акцизы

2,3

2,0

-0,3

Отчисления в целевые  фонды

6,5

-

-6,5

ФСЗ

11,4

8,3

-3,1

Налог на прибыль

4,0

4,2

+0,2

Подоходный налог

3,4

3,5

+0,1

Прочие

3,6

5,0

+1,4

Общая сумма всех платежей

39,7

28,4

-11,3


Источник: [6,c.35]

 Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [5,с.6]

Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики  задач:

Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов