Налоговое бремя. Основные функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 248.97 Кб (Скачать файл)
  • сокращение до минимума, а впоследствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
  • снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,
  • уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование,
  • снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения,
  • максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[2,c.32]  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы, к которым пришел автор, следующие. Для Республики Беларусь огромное значение имеет зарубежный опыт, но вместе с тем он не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси: изобретения “своей” модели, полагая, что в мире нет ничего подобного; попытки слепого заимствования западных моделей экономики. Любое государство должно использовать существующие модели экономики, конечно же, обрабатывая их и изменяя непосредственно для своего народа.

Известно, что бюджетно-налоговая  система оказывает мощное воздействие  на состояние национальной экономики  в любой стране. Налоговые системы  развитых рыночных государств, кроме  фискальной функции наполнения бюджета, успешно выполняют функции регулирования  экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Несмотря на это для них является актуальным вопрос снижения налогового бремени, гармонизации налоговых взаимоотношений, устранения двойного налогообложения.

За период своего существования  система налогообложения Республики Беларусь существенно изменилась, но в силу разных причин она имеет  существенные недостатки. На основе анализа теорий экономистов в сфере налогообложения и действующей практики налогообложения в Республике Беларусь автор пришел к следующим выводам:

1. Белорусская модель НДС имеет ряд существенных недостатков, основными из которых являются достаточно высокая по мировым меркам основная ставка налога (18%) и излишне широкий круг товаров, работ, услуг (в том числе и социально значимые), что ведет к удорожанию отечественных товаров, делает невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, что в свою очередь снижает покупательную населения и потребительный спрос и, следовательно, не стимулирует производство. Из-за одновременного существования бухгалтерского и налогового учета даты поступления выручки и уплаты налога не согласованы, и в определенных случаях организациям приходится уплачивать налог до получения выручки за реализованную продукцию, отвлекая тем самым средства от производственного потребления, что в конечном счете ведет к удорожанию товаров и, следовательно, усилению бремени на потребителя.

Поэтому рекомендуется: дальнейшее снижение ставки НДС; пересмотр существующих льгот по данному налогу, исключив из объекта обложения обороты по реализации социально значимых товаров, работ, услуг; согласование сроков уплаты налога со сроками поступления выручки.

2. Сейчас оборотные налоги составляют значительную величину – 3% от выручки, а данное бремя ложится на конечного потребителя, снижая покупательную способность населения и конкурентоспособность отечественной продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на экономике в целом.

Для предотвращения этого  негативного явления автор считает  целесообразным отменить данный налог.

3. Если ставки налога на прибыль еще сопоставимы со ставками в развитых странах, то методика исчисления прибыли в данных странах и ее облагаемой части не сопоставима с порядком, принятым в нашей стране, что говорит о том, что в Республике Беларусь более высокий уровень налогообложения, а это не по силам отечественным предприятиям.

Поэтому автор считает необходимым: максимально исключить из налогооблагаемой базы все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций; снизить ставку налога с 24% до 18-20%.

5. Существующее подоходное  налогообложение слабо стимулирует  граждан к развитию инвестиционной  и профессиональной деятельности, что обусловлено недостаточностью  льгот и вычетов данного характера.

В этой связи автор предлагает: расширить налоговые льготы и  вычеты с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан.

6. Недостаточно внимания  уделено земельному и экологическому налогам. Совершенствование платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие платежи крайне неэффективны, нет необходимого стимула в рациональном использовании природных ресурсов.

Для решения данной проблемы целесообразно: переместить налоговую  нагрузку на природные ресурсы (в  том числе на землю), изымающие  ренту для обеспечения их рационального  использования.

7. Существующая сегодня  в Республике Беларусь система  налогообложения недвижимого имущества  имеет множество недостатков  и малоэффективна: налогом на  недвижимость облагаются объекты,  не подпадающие под определение  недвижимости; нет объективной оценки  налогооблагаемой базы, то есть  основанной на реальной рыночной  стоимости объектов, что ведет  к существенным потерям бюджета;  фондоемкие наравне с остальными  отраслями платят налог, что  является несправедливым, так как  для фондоемких отраслей необходимо  больше средств для поддержки и восстановления своих мощностей.

Для устранения указанных  недостатков предлагается: дать более  объективную оценку налогооблагаемой базе налога, исходя из рыночной стоимости  объектов для стимулирования их рационального  использования; исключить из налогообложения  объекты, не подпадающие под определение  недвижимости; установить пониженную ставку налога для фондоемких отраслей с целью поддержки конкурентоспособности  их продукции.

Согласно данным предоставленным  в данной курсовой работе автор считает  целесообразным:

- свести состав и количество  республиканских налогов и сборов  к общепринятому стандартному  минимуму из 7 - 8 основных налогов (индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы, НДС, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги);

- упростить и сделать  прозрачным налоговое законодательство. В условиях Республики Беларусь  непоследовательность налоговой  политики, неясность принятых законов  и подзаконных актов, регулирующих  налогообложение, ведут к их  произвольной трактовке налоговыми  органами.

Для проведения данной реформы, которая на первоначальном этапе  приведет к снижению поступлений  в бюджет, необходимо активизировать неналоговые источники, в первую очередь доходы от приватизации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Учебное пособие. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги РБ.- Мн.: Белпринт, 1999.

2. Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет  и анализ – 2004 - №12, с.31-33.

3. Статья из журнала. Директор // Статья, журнал 2008. №4.

4. Учебное пособие. Козырин А.М. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.-М.:Манускрипт,1993.

5. Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2004.

6. Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с. 32-36.

7. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.

8. Учебник. Налоги: Учеб./  Заяц Н.Е., Василевская Т.И., Фисенко М.К. и др./ Под общ.ред.   Заяц Н.Е., Василевской Т.И. – Минск: БГЭУ, 2000.

9. Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.

10. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, - №6 – 2004, с.42-45.

11. Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 – 2004, с.37-39.

12. Шулейко О. Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. // Белорусский Экономический Журнал. 2003. №2. С.82 – 91.

13. Постановление Министерства ЖКХ Республики Беларусь от 24.03.2005 г. №6 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения сумм земельного налога на земельные участки, занятые жилыми домами» // Рэспублiка, 2005 г. №68.

14. Постановление МНС Республики Беларусь от 15.02.2005 г. №27 «О внесении дополнений и изменений в постановление МНС Республики Беларусь от 20.02.2002 г. №16» // Рэспублiка, 2005 г. №43.

15. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./ Под ред. Гюрджан В. А. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. 256 с.

16. Ермолович М. Л. Направления в совершенствовании налоговой системы в 2002 – 2005 годах // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2001. №48. С. 6 – 7.

17. Учебное пособие. Новикова И.В., Морозова А.П., Тихонов О.А. Макроэкономика: учеб.пособ.- Мн.: Акад. упр. при Президенте БР,2006. 

18. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор. 2004. №6. С. 42 – 44.

19. Образкова Т. Б. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы.// Белорусский Экономический Журнал. 2001. №2. С. 24 – 34.

20. Статья газетная. БДГ Деловая Газета от 9 февраля

21. Материалы из Internet .Сайт www.nalog.by

22. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г.

23. Материалы из Internet. Сайт Pravo.by

24. Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с.

25. Табала, Д.Ч. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси / С.А. Пелих, Д.Ч. Табала // Финансы. – 2004. №11. – С. 73-76.)

26. Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.

27. Бизнес. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.

28. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

29. Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

30. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

31. Словарь терминов антикризисного управления 2006.

32. Материалы из Internet. Сайт XServer.ru - бесплатная, виртуальная, электронная, Интернет библиотека онлайн.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),  
млрд. рублей

 

I квартал 2009 года 

2009 год 

I квартал 2010 года 

1. ДОХОДЫ- всего

9 858,4

46 740,8

10 360,0

Налоговые доходы, из них:

8 982,0

41 304,7

9 560,9

-Подоходный налог

1 039,9

4 305,3

1 038,2

-Налог на прибыль

864,9

4 607,7

1 037,7

-Налоги на собственность

396,9

1 626,7

389,5

-НДС

2 840,1

12 083,1

3 109,5

-Акцизы

706,1

3 637,4

903,0

-Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

1 461,5

7 969,5

1 736,4

Неналоговые доходы

857,9

5 322,0

781,0

Безвозмездные поступления

18,4

114,1

18,2

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

9 652,9

49 200,8

11 161,8

Общегосударственные расходы 

1 364,8

8 053,5

1 480,0

из них государственная инвестиционная программа

791,1

4 994,3

950,7

Национальная оборона 

268,2

1 323,7

284,1

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

543,2

2 433,9

595,4

Национальная экономика 

2 817,3

16 359,9

3 556,5

Охрана окружающей среды 

35,1

396,9

37,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 

658,4

3 042,6

708,2

Здравоохранение

1 125,4

5 354,0

1 289,1

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

307,1

1 414,2

321,7

Образование

1 650,8

6 767,1

1 850,5

Социальная политика

882,6

4 055,0

1 038,6

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

9 652,9

49 200,8

11 161,8

Текущие расходы, из них:

7 650,1

33 059,8

9 289,3

-Заработная плата

2 132,1

9 257,9

2 361,1

-Начисления на заработную плату

565,1

2 470,8

626,1

-Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

261,3

1 069,3

258,7

-Текущие бюджетные трансферты

2 812,6

11 584,7

3 948,0

Капитальные расходы

1 530,1

11 161,5

1 877,4

Предоставление ссуд, займов, кредитов за вычетом погашения

472,7

4 979,5

-4,9

Дефицит (профицит)

205,5

-2 459,9

-801,8

Финансирование

-205,5

2 459,9

801,8

Внутреннее финансирование

-3 708,9

-9 023,2

-1 293,8

Внешнее финансирование

3 503,4

11 483,1

2 095,6

Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов