Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы, к которым пришел автор, следующие. Для Республики Беларусь огромное значение имеет зарубежный опыт, но вместе с тем он не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси: изобретения “своей” модели, полагая, что в мире нет ничего подобного; попытки слепого заимствования западных моделей экономики. Любое государство должно использовать существующие модели экономики, конечно же, обрабатывая их и изменяя непосредственно для своего народа.
Известно, что бюджетно-налоговая
система оказывает мощное воздействие
на состояние национальной экономики
в любой стране. Налоговые системы
развитых рыночных государств, кроме
фискальной функции наполнения бюджета,
успешно выполняют функции
За период своего существования
система налогообложения
1. Белорусская модель НДС имеет ряд существенных недостатков, основными из которых являются достаточно высокая по мировым меркам основная ставка налога (18%) и излишне широкий круг товаров, работ, услуг (в том числе и социально значимые), что ведет к удорожанию отечественных товаров, делает невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, что в свою очередь снижает покупательную населения и потребительный спрос и, следовательно, не стимулирует производство. Из-за одновременного существования бухгалтерского и налогового учета даты поступления выручки и уплаты налога не согласованы, и в определенных случаях организациям приходится уплачивать налог до получения выручки за реализованную продукцию, отвлекая тем самым средства от производственного потребления, что в конечном счете ведет к удорожанию товаров и, следовательно, усилению бремени на потребителя.
Поэтому рекомендуется: дальнейшее снижение ставки НДС; пересмотр существующих льгот по данному налогу, исключив из объекта обложения обороты по реализации социально значимых товаров, работ, услуг; согласование сроков уплаты налога со сроками поступления выручки.
2. Сейчас оборотные налоги составляют значительную величину – 3% от выручки, а данное бремя ложится на конечного потребителя, снижая покупательную способность населения и конкурентоспособность отечественной продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на экономике в целом.
Для предотвращения этого
негативного явления автор
3. Если ставки налога на прибыль еще сопоставимы со ставками в развитых странах, то методика исчисления прибыли в данных странах и ее облагаемой части не сопоставима с порядком, принятым в нашей стране, что говорит о том, что в Республике Беларусь более высокий уровень налогообложения, а это не по силам отечественным предприятиям.
Поэтому автор считает необходимым: максимально исключить из налогооблагаемой базы все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций; снизить ставку налога с 24% до 18-20%.
5. Существующее подоходное
налогообложение слабо
В этой связи автор предлагает: расширить налоговые льготы и вычеты с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан.
6. Недостаточно внимания уделено земельному и экологическому налогам. Совершенствование платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие платежи крайне неэффективны, нет необходимого стимула в рациональном использовании природных ресурсов.
Для решения данной проблемы целесообразно: переместить налоговую нагрузку на природные ресурсы (в том числе на землю), изымающие ренту для обеспечения их рационального использования.
7. Существующая сегодня
в Республике Беларусь система
налогообложения недвижимого
Для устранения указанных
недостатков предлагается: дать более
объективную оценку налогооблагаемой
базе налога, исходя из рыночной стоимости
объектов для стимулирования их рационального
использования; исключить из налогообложения
объекты, не подпадающие под определение
недвижимости; установить пониженную
ставку налога для фондоемких отраслей
с целью поддержки
Согласно данным предоставленным в данной курсовой работе автор считает целесообразным:
- свести состав и количество
республиканских налогов и
- упростить и сделать
прозрачным налоговое
Для проведения данной реформы, которая на первоначальном этапе приведет к снижению поступлений в бюджет, необходимо активизировать неналоговые источники, в первую очередь доходы от приватизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Учебное пособие. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги РБ.- Мн.: Белпринт, 1999.
2. Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и анализ – 2004 - №12, с.31-33.
3. Статья из журнала. Директор // Статья, журнал 2008. №4.
4. Учебное пособие. Козырин А.М. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.-М.:Манускрипт,1993.
5. Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2004.
6. Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с. 32-36.
7. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.
8. Учебник. Налоги: Учеб./ Заяц Н.Е., Василевская Т.И., Фисенко М.К. и др./ Под общ.ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. – Минск: БГЭУ, 2000.
9. Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.
10. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, - №6 – 2004, с.42-45.
11. Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 – 2004, с.37-39.
12. Шулейко О. Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. // Белорусский Экономический Журнал. 2003. №2. С.82 – 91.
13. Постановление Министерства ЖКХ Республики Беларусь от 24.03.2005 г. №6 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения сумм земельного налога на земельные участки, занятые жилыми домами» // Рэспублiка, 2005 г. №68.
14. Постановление МНС Республики Беларусь от 15.02.2005 г. №27 «О внесении дополнений и изменений в постановление МНС Республики Беларусь от 20.02.2002 г. №16» // Рэспублiка, 2005 г. №43.
15. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./ Под ред. Гюрджан В. А. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. 256 с.
16. Ермолович М. Л. Направления в совершенствовании налоговой системы в 2002 – 2005 годах // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2001. №48. С. 6 – 7.
17. Учебное пособие. Новикова И.В., Морозова А.П., Тихонов О.А. Макроэкономика: учеб.пособ.- Мн.: Акад. упр. при Президенте БР,2006.
18. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор. 2004. №6. С. 42 – 44.
19. Образкова Т. Б. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы.// Белорусский Экономический Журнал. 2001. №2. С. 24 – 34.
20. Статья газетная. БДГ Деловая Газета от 9 февраля
21. Материалы из Internet .Сайт www.nalog.by
22. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г.
23. Материалы из Internet. Сайт Pravo.by
24. Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с.
25. Табала, Д.Ч. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси / С.А. Пелих, Д.Ч. Табала // Финансы. – 2004. №11. – С. 73-76.)
26. Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.
27. Бизнес. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.
28. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
29. Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
30. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
31. Словарь терминов антикризисного управления 2006.
32. Материалы из Internet. Сайт XServer.ru - бесплатная, виртуальная, электронная, Интернет библиотека онлайн.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Консолидированный бюджет
Республики Беларусь (без ФСЗН),
млрд. рублей
I квартал 2009 года |
2009 год |
I квартал 2010 года | |
1. ДОХОДЫ- всего |
9 858,4 |
46 740,8 |
10 360,0 |
Налоговые доходы, из них: |
8 982,0 |
41 304,7 |
9 560,9 |
-Подоходный налог |
1 039,9 |
4 305,3 |
1 038,2 |
-Налог на прибыль |
864,9 |
4 607,7 |
1 037,7 |
-Налоги на собственность |
396,9 |
1 626,7 |
389,5 |
-НДС |
2 840,1 |
12 083,1 |
3 109,5 |
-Акцизы |
706,1 |
3 637,4 |
903,0 |
-Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
1 461,5 |
7 969,5 |
1 736,4 |
Неналоговые доходы |
857,9 |
5 322,0 |
781,0 |
Безвозмездные поступления |
18,4 |
114,1 |
18,2 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
9 652,9 |
49 200,8 |
11 161,8 |
Общегосударственные расходы |
1 364,8 |
8 053,5 |
1 480,0 |
из них государственная инвестиционная программа |
791,1 |
4 994,3 |
950,7 |
Национальная оборона |
268,2 |
1 323,7 |
284,1 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
543,2 |
2 433,9 |
595,4 |
Национальная экономика |
2 817,3 |
16 359,9 |
3 556,5 |
Охрана окружающей среды |
35,1 |
396,9 |
37,8 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
658,4 |
3 042,6 |
708,2 |
Здравоохранение |
1 125,4 |
5 354,0 |
1 289,1 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
307,1 |
1 414,2 |
321,7 |
Образование |
1 650,8 |
6 767,1 |
1 850,5 |
Социальная политика |
882,6 |
4 055,0 |
1 038,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
9 652,9 |
49 200,8 |
11 161,8 |
Текущие расходы, из них: |
7 650,1 |
33 059,8 |
9 289,3 |
-Заработная плата |
2 132,1 |
9 257,9 |
2 361,1 |
-Начисления на заработную плату |
565,1 |
2 470,8 |
626,1 |
-Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
261,3 |
1 069,3 |
258,7 |
-Текущие бюджетные трансферты |
2 812,6 |
11 584,7 |
3 948,0 |
Капитальные расходы |
1 530,1 |
11 161,5 |
1 877,4 |
Предоставление ссуд, займов, кредитов за вычетом погашения |
472,7 |
4 979,5 |
-4,9 |
Дефицит (профицит) |
205,5 |
-2 459,9 |
-801,8 |
Финансирование |
-205,5 |
2 459,9 |
801,8 |
Внутреннее финансирование |
-3 708,9 |
-9 023,2 |
-1 293,8 |
Внешнее финансирование |
3 503,4 |
11 483,1 |
2 095,6 |
Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов