Налоговое бремя. Основные функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 248.97 Кб (Скачать файл)

Налоги взимаются ни только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

И хотя, на наш взгляд налоги вызывают чаще возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения  доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств  осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность  в ресурсах, но и ни в состоянии обеспечить ее из собственных источников.

Первоначально роль налогов  сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, с усложнением  экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические  экономические функции. Поэтому  способы воздействия налогов  на экономическую жизнь постепенно становились более разносторонними.

Налоги преимущественно  взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают  частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты.

Налогами облагаются, с  одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению  имущественные ценности.

С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные, государственные предприятия  и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован  как участник экономической, хозяйственной  деятельности. А, все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками.

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА

    1. Косвенные налоги и пути их оптимизации

Для выполнения стимулирующей  функции налоговой системы с  целью обеспечения устойчивого  экономического роста важно сделать  выбор между налогообложением потребления  и налогообложением производства. Первый подход в меньшей степени подавляет  экономический рост, чем второй, поскольку снижение налоговой нагрузки на производство стимулирует инвестиции, сбережения и создает дополнительные возможности наращивания производственного  потенциала. В свою очередь, налогообложение  потребления имеет своим следствием снижение уровня жизни и сокращение конечного спроса. Поэтому к нему надо подходить дифференцированно. В частности, целесообразно освобождать  от налогообложения потребление  базовых продуктов питания, от которых  зависит уровень жизни подавляющей  части населения и конечный спрос. Исследование проблемы налогообложения  производства и потребления связано  с определением оптимального соотношения  прямых и косвенных налогов.

В развитых странах в структуре  налогов преобладают прямые, которые  выплачиваются непосредственно  с дохода, а объектом обложения  является доход или собственность (подоходные или имущественные). Налогообложение  хозяйствующих субъектов в зависимости  от их доходности обеспечивает более  равномерное распределение налогового бремени. К недостаткам прямого  налогообложения относят трудности, связанные со сбором этих налогов, так  как существует много схем сокрытия доходов и уклонения от уплаты прямых налогов [12, c. 87].

Практически во всех странах  используются в различном сочетании  как прямые, так и косвенные  налоги. Среди косвенных налогов  по объему платежей и степени распространенности лидирует НДС, сфера влияния которого в последнее время во многих странах  расширяется.

В экономической литературе отсутствует единая точка зрения на эффективность НДС. Одни авторы полагают, что введение НДС имеет положительное  значение для экономики, так как  способствует росту уровня сбережений. Другие считают, что такое изменение  является нежелательным, так как  оборотные налоги являются более  регрессивными, чем подоходный, поскольку потребление в целом, и покупка товаров в частности, составляет большую часть доходов малоимущих семей, а не богатых. Косвенные налоги, собираемые не по доходам, а по расходам, в отличие от прямых налогов не обеспечивают равенства граждан в несении налоговой повинности.

К числу достоинств НДС  относят его положительное влияние  на баланс внешней торговли в результате использования нулевой ставки налога к стоимости экспортируемой продукции (работ, услуг). Налог на добавленную  стоимость в Беларуси является в  настоящее время бюджет образующим налогом, он обеспечивает около 25% поступлений в бюджет. Существование его оправданно и целесообразно, учитывая, что при всех издержках и искажениях, возникающих при введении НДС в постсоциалистических условиях, это единственный путь создания всеохватывающей системы налогообложения потребления. В развивающихся странах, где имеется большое количество бартерных сделок и где уровень ведения документации низок, трудно осуществлять подоходное налогообложение. Необходимо полагаться на косвенные налоги для перераспределения дохода и обеспечения справедливого распределения налогового бремени.

Однако белорусская модель НДС имеет некоторые особенности, которые значительно снижают  эффективность данного налога, в  частности, ограничивают потребление  в обществе, снижают покупательную  способность населения и потребительский  спрос. И, следовательно, не стимулируют производство, ведут к удорожанию отечественных товаров, работ, услуг, делают их невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, обусловливают ввод протекционистских таможенных пошлин, снижают конкурентоспособность отечественных товаров.

Так, например, стоимость  медицинских услуг (в том числе  и стоматологических) в ближайшем  будущем может увеличиться в  связи с введением налога на добавленную  стоимость по ставке 18%, от уплаты которого ранее данные услуги полностью были освобождены. Проект соответствующего нормативного акта еще не прошел всех необходимых согласований. Однако мы разделяем мнение тех экспертов, которые считают, что рост цен  на медицинские услуги станет заметным ударом по частной медицине и по карману потребителя. Удорожание медицинских  услуг сделает их менее доступными для населения, и количество потребителей уменьшится, что, очевидно, отрицательно скажется на их состоянии здоровья. Поэтому, по нашему мнению, следует  отказаться от идеи взимания налога на добавленную стоимость медицинских  услуг.

Таким образом, методика исчисления НДС нуждается в совершенствовании, а ставки – в большей обоснованности. Ставки НДС в Беларуси выше, чем  во многих других государствах (хотя уже  в 2004 г. ставка НДС была предусмотрена  в размере 18%), кроме того, в отличие  от европейских стран, этим налогом  облагаются предметы первой необходимости. В развитых странах среди целей  НДС можно назвать сдерживание  нежелательного импорта, перепроизводства одних товаров и ограничение  чрезмерного потребления других товаров. При этом ставки данного  налога составляют, например, в Японии 3%, в Швейцарии 6,5%, Канаде 7,5% (начисляется  в основном на продукцию потребительского назначения). В США после длительного  изучения отказались от введения НДС. Здесь существует налог с продаж, который ограничивает нерациональное потребление. Этим налогом облагаются обработанные продукты питания, все  промышленные товары (одежда, обувь  – при стоимости свыше 250 долл.), а, к примеру, овощи и фрукты не облагаются.

Серьезным недостатком белорусской  модели НДС является порядок его  уплаты. Дело в том, что в республике существует две системы бухгалтерского учета: одна – для составления  финансовой отчетности; другая – для  налогообложения. Так, для целей  налогообложения дата фактической  реализаций продукции определяется как день зачисления денежных средств  от покупателя (заказчика) на счет плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров, либо день отгрузки товаров. Таким  образом, в случае неоплаты отгруженной  продукции в течение 60 дней предприятия  обязаны платить налог на выручку, которую они еще не получили, что  в условиях наблюдающегося роста  неплатежей приводит к уменьшению оборотных  средств предприятий и значительному ухудшению их финансового состояния. Акцизы, таможенные пошлины, НДС – при ввозе товаров также уплачиваются до реализации товаров, тем самым отвлекаются значительные денежные ресурсы от производственного потребления, предприятия вынуждены прибегать к кредитным ресурсам, оплачивая банковский процент и увеличивая тем самым издержки, что, в конечном счете, ведет к удорожанию товаров. Введение единых методов учета для целей составления финансовой отчетности и налогообложения является актуальной для республики задачей, решение которой будет способствовать не только улучшению финансового состояния предприятий, но и гармонизации белорусской и международной систем бухгалтерского учета [12, с. 89].

Таким образом, целесообразно, по нашему мнению, принять следующие  меры по совершенствованию налога на добавленную стоимость:

- дальнейшее снижение  ставки налога и исключение  из налогообложения реализации  предметов первой необходимости,  а также пересмотр существующих  льгот по данному налогу, исключив  из объекта обложения обороты  по реализации социально значимых  товаров, работ, услуг;

- приведение в соответствие  срока уплаты НДС со сроками  поступления выручки, то есть  налог должен уплачиваться из  фактически поступившей выручки. Это обеспечит соответствие между объектом налогообложения и источником уплаты налога.

Налог с продаж в РБ является местным налогом. До 2002 г. в соответствии с ежегодно принимаемыми законами о  бюджете налогом на продажу облагались только вино-водочные и табачные изделия, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. В 2003 году сняты ограничения по предельным уровням ставок налогов и сборов, а также расширен перечень товаров, которые могут по решению местных органов власти облагаться налогом на продажу (в этот перечень включены все товары, за исключением социально значимых). Местные органы власти воспользовались предоставленной им возможностью. Так, например, в Минске в середине года по решению Мингорисполкома в перечень облагаемых налогом на продажу были включены все товары, за исключением социально значимых, а также многие виды услуг. Расширение перечня товаров, облагаемых налогом на продажу, повлекло рост цен, следовательно, стимулировало инфляционные процессы и снижение реальных доходов населения. Кроме этого, изменение порядка налогообложения в середине года противоречит принципу стабильности налоговой системы.

В части налога с продаж на наш взгляд заслуживает внимания опыт РФ, где этот налог отменен, а выпадающие доходы компенсируются увеличением доли регулирующих налогов  республиканского бюджета в местные  бюджеты.

Важным направлением совершенствования  взимания НДС является на наш взгляд уточнение объектов обложения и  порядка налогообложения товаров, работ и услуг.

Требует совершенствования  порядок определения налоговой  базы для смешанных налогов, т. е. подоходный, чрезвычайный, а также  отчисления в фонд социальной защиты населения и занятости.

Налоговая нагрузка на фонд заработной платы является чрезмерно  высокой и составляет около 36 %.

В данном случае очевидны исключительно  фискальные намерения создателей налоговой  системы, так как постоянный инфляционный рост заработной платы соответственно увеличивает и изъятие средств у налогоплательщиков. Но в данном случае бюджетная выгода весьма сомнительна, если принять во внимание, что рост указанных платежей увеличивает издержки производства, за ними вверх идут цены, затем должна повышаться заработная плата, то есть через налоги провоцируется новый виток инфляции.

Чрезмерное налогообложение  заработной платы побуждает налогоплательщиков избегать вложений капитала в развитие трудоемких отраслей экономики или  изыскивать легальные и нелегальные  способы минимизации объектов обложения (официально выплачиваемой заработной платы). И, соответственно, причитающихся платежей, так как в такой ситуации у многих субъектов хозяйствования возникает соблазн, если не полностью, то хотя бы частично, скрыть от налогообложения фонд заработной платы. В результате в бюджет и внебюджетный Фонд социальной защиты населения недопоступают значительные суммы денежных средств, ограничивая тем самым развитие социальной сферы. А это идет вразрез с интересами государства.

Мы считаем, что необходимо по примеру РФ снизить налоговое  бремя на фонд заработной платы до 26%. Целесообразно объединить все  платежи от фонда заработной платы, включая платежи в Фонд социальной защиты населения, в единый социальный налог с последующим расщеплением полученных бюджетом средств в соответствии с их целевым назначением.

Главным недостатком белорусской  налоговой системы является и  то, что в системе косвенных  налогов в республике преобладают  самые неэффективные - кумулятивные налоги с оборота, которые взимаются  на всех стадиях производства и распределения. Такие налоги считаются самыми неэффективными и нерыночными, так как они  взимаются без учета результатов  деятельности предприятий. Многочисленные аргументы против налогов с оборота  приводились отечественными экономистами. В зарубежных теориях общественных финансов налоги с оборота исследовались  как возможная альтернатива НДС, но были однозначно отвергнуты как самые неэффективные [12, c. 89].

Практика, совместного применения НДС и налога с оборота, существующая в нашей республике, противоречит общепринятым критериям эффективности  налогообложения.

Сейчас оборотные налоги составляют значительную величину - 3% от выручки, что трудно выдержать  даже высокорентабельному предприятию. Но, учитывая их целевое использование, а также с позиций фискального  значения налоговых рычагов как  наиболее стабильного и гарантированного источника поступлений в бюджет, отмена указанных платежей, скорее всего, займет несколько лет и  может быть осуществлена лишь по мере их замещения иными источниками  финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только сокращать  совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых, тем более в середине текущего финансового года.

По нашему мнению, первым шагом на пути совершенствования  налоговой системы, нацеленным на улучшение  состояния реального сектора  экономики, должно стать полная отмена оборотных налогов, уплачиваемых из выручки.

Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов