Налоговое бремя. Основные функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор изучает сущность налогов, действующую систему Республики Беларусь, налоговую политику государства, реформы в сфере налогообложения. Иными словами, предметом изучения являются отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и сущность налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Понятие налогового бремя.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО БРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.15
2.1 Оценка налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.. . . . 20
2.3 Анализ налогового бремя в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Уменьшение налогового бремя на экономику РБ . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ЗАПАДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 35
3.1 Косвенные налоги и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2 Основные направления совершенствования прямых налогов и налогов, относимых на себестоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3 Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 гг. . . . . . . . . . . . . . . 49
3.4. Пути реформирования налогообложения в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 248.97 Кб (Скачать файл)

В соответствии с НК РБ, статья 13, «плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность  уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

1) юридические лица Республики  Беларусь;

2) иностранные юридические  лица и международные организации;

3) простые товарищества (участники  договора о совместной деятельности);

4) хозяйственные группы.

Под физическими лицами понимаются:

1) граждане Республики  Беларусь;

2) граждане либо подданные  иностранного государства;

3) лица без гражданства  (подданства).

Согласно ПК РБ (статья 28), «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых  у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».

Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу объекта  налогообложения. Она устанавливается  либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах [22, с. 10].

Согласно ПК РБ (статья 41), «налоговая ставка представляет собой  величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине)».

 Анализ развития налоговой  политики в республике с 1992 по 2010 год показывает, что она  практически направлена на решение  задачи о движении денежных  средств для финансирования государственных расходов.  Тактика налогового регулирования должна опираться на общепринятые принципы налогообложения и равенство налоговых изъятий. В этих целях необходимо освободить фонд заработной платы от многократного налогообложения, исключить из себестоимости продукции все связанные с производством налоговые элементы, снизить ставки НДС в отраслях с малым удельным весом материальных затрат в выручке от реализации, в результате снизить цены на белорусские товары и услуги. Обеспечить им конкурентоспособность на мировом рынке, создать условия для направлений вложения капитала в трудоемкие и наукоемкие отрасли.[1,с.30] Желание добавить в налоговую систему все известные в мировой экономике налоги и добавить сборы собственного изобретения не принесло РБ никаких успехов, так как это слишком тяжелые усложнения.

Одной из главных задач  налоговой политики является создание условий для научно - технического прогресса (однажды была принята  попытка стимулирования путем ускоренной амортизации, что равнозначно получению  налоговых льгот от государства  и является стимулом увеличения капитальных  вложений). В РБ это особенно актуально. В налоговой системе республики заложены определенные стимулы для инвестиций в виде налоговых льгот на развитие производства и внедрение новых технологий. Таким образом, создается климат для инвесторов.

Налоговая политика должна быть направлена на наиболее полное решение  социальных проблем. Государству стоит  позаботиться о выравнивании налогового бремени, которое лежит на различных  слоях общества, ведь устранение социальной напряженности явится необходимой  предпосылкой обеспечения долгосрочного  экономического роста. Стоит отметить, что налоговая политика приобрела  черты комплектности и целенаправленности.

В качестве главной оценочной  характеристики налоговой политики выступает фискальное действие налогов  как проявление их основополагающей функции - фискальной. Любое другое действие (функция) налогов проявляется  через эту функцию, поэтому ее параметры лежат в основе оценки всей налоговой системы. Состояние  налоговой системы измеряется такими показателями, как виды налогов, их ставки, суммы и структуры поступлений, задолженность, количеством плательщиков и другими реальными величинами. Оценка налоговой политики через  изменение многих разнокачественных  параметров состояния налоговой  системы не может быть сведена  к единому суммарному показателю. При использовании налогов для  решения частных задач регулирования  отдельных процессов (инвестиции, доходы населения, экспорт-импорт и другие) на базе отдельных фискальных показателей  могут применяться специальные  показатели, например, «налоговые льготы». Но принципиально важно, чтобы регулирующие элементы налоговой политики не входили  в противоречие с сущностными  фискальными характеристиками налогов. [3, с.6]

Таким образом,  совершенствование  налоговой политики в РБ предполагает проведение детального анализа и  оценки действующего налогового механизма, приведение его к уровню мировых  стандартов, снижение общей налоговой  нагрузки и расширение налоговой  базы.

Налоговая политика Беларуси, к сожалению, еще мало привлекательна для иностранных инвесторов, в  том числе и из-за нестабильности налогового законодательства. В то же время нельзя отрицать наличие  динамичного процесса формирования свободных экономических зон  в последние годы на территории республики, что является одним из направлений  налоговой политики по привлечению  инвестиций. Именно здесь через систему  предоставляемых льгот находит  свое проявление в соотношении с  фискальной стимулирующая функция  политики.

Налоговая политика нашего государства складывается под воздействием развития интеграционных связей. В  рамках взаимоотношений республики с Россией межправительственным соглашением с Российской Федерацией о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики, подписанным 30.08.2000 года в г. Москве, была начата работа по унификации налогового законодательства наших государств, что будет закреплено в Налоговом кодексе РБ. А также  проводится работа и по разработке проекта Налогового кодекса Союзного государства. В этой   сфере  обязательно необходимо учитывать  международный опыт государств, входящих в экономические государства (например, ЕС).

Хочется надеяться, что совершенствование  налогового законодательства с учетом современных научных теорий налогообложения  экономически развитых стран, позволит Беларуси в полной мере использовать все налоговые рычаги государственной  политики, создавая предпосылки для  экономического роста – надежного  фундамента стабильных поступлений  в бюджет.      

Принципы исчисления подоходного  налога в 2012 году остались такими же, как  и в 2011. Для физических лиц применяется  единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для  резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в  отношении полученных дивидендов 12%.

любые доходы, за исключением  ниже перечисленных  12%  п. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

полученные в виде дивидендов 12%  пп. 2.1 п. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII 

полученные плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами  Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество  15%  пп. 2.2 п.2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII 

полученные физическими  лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам  9%  абзац 2 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII 

полученные индивидуальными  предпринимателями - резидентами Парка  высоких технологий  9%  абзац 3 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII 

полученные физическими  лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном  порядке бизнес-проекта в сфере  новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам  9%  абзац 4 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII 

полученные от осуществления  предпринимательской и частной  нотариальной деятельности  15%  п. 5 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII 

    1.   Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь.

Основные республиканские  налоги согласно статьи  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [21]

Подоходный налог с  физических лиц взимается в размере 12% ставки на общий доход, полученный от источников внутри и за пределами  Республики Беларусь (для жителей  Беларуси) и с общей суммы доходов, полученных от источников в Республике Беларусь (для нерезидентов).Некоторые виды доходов (социальные пособия, доходы от продажи личного имущества и продукции выращиваемой на приусадебных участках и др.), освобождаются от этого налога. При наличии достаточных оснований, налогоплательщики имеют право применять стандартные, социальные и другие налоговые льготы.

Индивидуальные предприниматели  и частные нотариусы выплачивают  налоги размером 15%.Налог на прибыль  уплачивают в размере 18% ставки (с 2012) на предприятия Республики Беларусь, иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, партнерство и экономические  группы.

Налогооблагаемая прибыль  равна совокупному доходу за вычетом  суммы расходов. Доходы, полученные от источников иностранных компаний в Республике Беларусь, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, облагаются налогом по следующим ставкам:

6% - международные перевозки;

10% - процентные доходы  форме долговых требований;

12% - дивиденды и другие  подобные права;

15% - роялти и других  доходов (ограничение списка, включая  все виды сделок с недвижимым  имуществом);

5% на дивиденды, проценты, роялти и лицензий, если источником  дохода является Hi-Tech Park жителя.

Налог на добавленную стоимость

20% - общая налоговая ставка;

10% - продажа сельскохозяйственных товаров, произведенных в Беларуси, импорт и / или продажа продуктов питания и товаров для детей;

0% - экспортируемых товаров.

Ставка земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Налоговой базой является эквивалентной от кадастровой стоимости земельного участка, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Местные налоги (налог на владельцев собак, налог на собирателей и курортных сборов) вводятся местными органами власти в пределах, установленных Налоговым кодексом:

- Налог на владельцев  собак: 17 500-52 5000 рублей (50 000 - 150 000 рублей  от 01.04.2012), т.е. от 50 до 150% базовой величины (рисунок 2.1);

- Налог на сборщиков:  не более 5% от собранной стоимость  продукции;

- Курортный сбор: не более  3% от стоимости ваучера курорта.

Рисунок 2.1 - Налог на владельцев собак до и после увеличения базовой величины.

Специальные налоговые режимы

1) Упрощенная система  налогообложения:

5% от валового дохода  для плательщиков НДС (численность  работников не более 100, а годовой  валовой доход не более 9 000 000 000 рублей ≈ 1 100 000 долл. США);

7% от валового дохода  по НДС неплательщиками (численность  работников не более 15 и годового  валового дохода не более 3 400 000 000 рублей ≈ 415 000 долл. США);

2% от валовой выручки  от экспорта товаров / работ  / услуг / прав интеллектуальной  собственности (до 31.12.2013);

15% для организаций и  индивидуальных предпринимателей, применяющих валового дохода  в качестве налогооблагаемой  базы.

Рисунок 2.2 - Упрощенная система налогообложения

2) единый налог для  производителей сельскохозяйственной  продукции - 1% от валового дохода

3) единый налог для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц - налоговых ставок отличаются

4) налог на азартные  игры - налоговые ставки различаются  (в евро за единицу игорного)

5) налог на доходы от  лотереи - 8% от выручки лотереи  без призового фонда

6) налог на доходы электронных  интерактивных игр - 8%

7) Леви о деятельности  судов - одна базовая сумма  в течение календарного года (35 000 рублей, а с 01.04.2012 - 100 000 рублей)

8) Леви на ферме эко-туризма  - одна основная сумма в течение календарного года (35 000 рублей, а с 01.04.2012 - 100 000 рублей)

Налогообложения свободных  экономических зон

Есть 6 свободных экономических  зон (СЭЗ) в Беларуси пользующихся льготным налогообложением в отношении производства и реализации импортозамещающих товаров и экспортируемых товаров (услуг).

Прибыль резидентов СЭЗ, освобождаются  от налога на прибыль в течение  первых 5 лет проведения такой деятельности. Позже для резидентов СЭЗ может применяться ставка налога на прибыль уменьшенная на 50%, а ставка налога на прибыль не может превышать 12% годовых. Налог на недвижимость не выплачивается резидентами СЭЗ.

    1. Анализ налогового бремя в Республике Беларусь.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы  налоговых отчислений к совокупному  национальному продукту. Средний  уровень налогового бремени в  зарубежных странах составляет обычно 40-45%.

Показатель налогового бремени  конкретного налогоплательщика  отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг  и прочей реализации), изымаемую  в бюджет:

Налоговое бремя налогоплательщика = Сумма начисленных налоговых  платежей/Совокупный доход

Данный показатель дифференцирован  по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий  и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много  выше, чем на предприятиях сельского  хозяйства.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) позволяет увеличивать  инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию  труда и повышать покупательную  способность населения), что в  совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Информация о работе Налоговое бремя. Основные функции налогов