Оценка деловых и личностных качеств менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение теоретических аспектов деловых и личностных качеств менеджера и разработка практических рекомендаций на примере ООО «МАХ».
Объект исследования – деятельность ООО «МАХ».
Предмет исследования – анализ и оценка деловых и личностных качеств менеджера в ООО «МАХ».
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы деловых и личностных качеств менеджера;
Проанализировать особенности деловых и личностных качеств менеджера в ООО «МАХ»;
Разработать практические рекомендации по совершенствованию деловых и личностных качеств менеджеров в ООО «МАХ».

Файлы: 1 файл

Оценка деловых и личностных качеств менеджера (3).doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)




Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

 

 

 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса 43 группы

Факультета Экономики и управления

Б

 

 

 

Проверил

Доцент кафедры Менеджмента и маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи: 08.11.2012г

Дата защиты:

Оценка:

 

Магнитогорск

2012г

ЗАДАНИЕ

На курсовую работу студенту 4 курса

заочной формы обучения, группа 43

 

Беляевой Татьяне Владимировне

 

 

В 2012 учебном году Вам надлежит выполнить курсовую работу

По дисциплине «Основы менеджмента» и представить её на рецензирование научному руководителю не позднее 10.11.2012г.

 

 

Тема курсовой работы:

«Оценка деловых и личностных качеств менеджера»

 

Научным руководителем назначен:

Доцент кафедры Менеджмента и маркетинга

Кузнецова Нина Владимировна.

 

 

 

 

«___»__________________2012г___________________________________

(подпись)

--------------------------------------------------

--------------------------------------------------

--------------------------------------------------

( должность, ф.и.о., преподавателя выдавшего задание)

 

«------»--------------------------------2012г-----------------------------------------------------------

(подпись)

 

--------------------------------------------------

(фамилия, и. о. студента)

 

 

 

 

 

 

оглавление

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Умение руководить современными предприятиями, организациями, учреждениями включает в себя компетентность умения обучать  и воспитывать подчиненных, развивать их инициативу, правильно организовывать отношения в коллективах, создавать заинтересованность в эффективной деятельности коллектива.

В настоящее время без знания основ теории организации, психологии, социологии, социальной психологии и педагогики невозможно правильно организовывать управление ни в одной организации, ни в одном учреждении. Каждый руководитель в процессе управления должен уметь оперировать понятиями психологии, социологии, экономики, педагогики и др. так же свободно и квалифицированно, как он мыслит понятиями своей основной специальности, то есть отличается целостностью и профессиональной культурой.

Анализ деятельности и опросы руководителей  различных уровней показывают, что  имеющихся у них знаний в области педагогики, психологии и социологии недостаточно для выполнения основных видов управленческих работ. Как показывает практика, эти знания не приходят с увеличением практического стажа работы, а закладывается в ходе специального обучения и обучения управленческой специальности.

Управление людьми, коллективами требует  навыков и умений. Поэтому здесь  нужна специальная подготовка, периодическое  повышение квалификации и постоянное самообразование. Главная задача такой  учебы — это формирование педагогической, социально-психологической, управленческой, то есть профессиональной, культуры руководителя.

Большое значение для выработки  этих качеств у руководителей  имеют научно обоснованные и проверенные  практикой рекомендации по применению эффективных приемов управления и совершенствованию стиля руководства, которые рассматриваются Е.А. Аксёновым, В.Р. Весниным, А.Я. Кибановым, А.Б. Леоновым, В.П. Шейновым и многими другими.

Цель исследования – изучение теоретических  аспектов деловых и личностных качеств  менеджера и разработка практических рекомендаций на примере ООО «МАХ».

Объект исследования – деятельность ООО «МАХ».

Предмет исследования – анализ и  оценка деловых и личностных качеств  менеджера в ООО «МАХ».

В связи с поставленной целью  выдвигаются следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы деловых и личностных качеств менеджера;
  2. Проанализировать особенности деловых и личностных качеств менеджера в ООО «МАХ»;
  3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию деловых и личностных качеств менеджеров в ООО «МАХ».

Теоретическую основу исследования составили важнейшие положения  отечественной науки о роли руководителя в организации (В.В. Ложкин, А.В. Филиппов и др.), об особенностях развития личностных и деловых качеств руководителя (А.Б. Леонов, В.Г. Шипунов и др.), проблемах кадровой политики и управления персоналом, изложенные в трудах Г. Новикова, И. Хухорева, В.П. Шейнова и др.) самоуправлении личностным и профессиональным развитием руководителей (В.Берг, В.С.Нечипоренко, В.А.Поляков, Х.Швальбе, В.М.Шепель); исследования этики деловых отношений (А.Я. Кибанов, Ю. Михеев и др.)

В процессе работы использовались следующие методы исследования: общенаучный  метод, метод научного наблюдения и  собеседования, метод экспертного опроса менеджеров, анкетирование, аналитический метод.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария,  списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА

1.1 Содержание  и специфика деловых качеств менеджера

 

Понятие «деловые качества» относится к тем понятиям, которыми до сих пор зачастую оперирует нормативный массив, регулирующий трудовые и тесно связанные с ними отношения, но которые не имеют при этом развернутого определения.

Категория «деловые качества» используется в Трудовом кодексе РФ [1]. Причем данный термин всегда употребляется законодателем во множественном числе, что само по себе подразумевает наличие определенного перечня этих самых «качеств», хотя бы примерного. Однако ни перечня, ни легального определения понятия «деловые качества» на сегодняшний день нет.

Некоторую определенность в этот вопрос попытался внести Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление от 17.03.04 № 2), сформулировав для удобства использования понятие деловых качеств [2].

Согласно п. 10 Постановления от 17.03.04 № 2 под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей [6, c. 120]:

- способности находить кратчайший путь к достижению цели;

- способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;

- способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;

- способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).

Обладающий деловыми качествами руководитель должен [3, c. 72]:

Уметь проводить квалифицированный  анализ ситуации и разбираться в  сложной обстановке;

Точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;

Разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором  наиболее результативного;

Своевременно определить содержание действий, требуемых для  разрешения возникающих проблем;

Ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;

Проявлять волю и настойчивость  в преодолении возникающих трудностей;

Оставаться самокритичным  в оценке итогов деятельности.

Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию, они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).

В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно  выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена. Они отличаются друг от друга набором выполняемых функций, их соотношением, формой и средствами деятельности, объемом полномочий и возможностей.

К высшим руководителям  относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров. Их деятельность требует большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени [11, c. 54].

Основные обязанности  высших руководителей организации  состоят в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, общем контроле, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами [4].

В обязанности первого  руководителя входит, например, организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Обязанности представляют собой нормативно закрепленный круг действий, возложенных на орган управления или должность и безусловных для исполнения [7, c. 23].

Официальные обязанности  бывают общими (определяются конституцией), специальными (возложенными руководством конкретного органа управления) и служебными, предопределяемыми совокупностью функций, присущих данной должности. Обязанности закрепляются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, положениями, контрактом, техническими правилами, инструкциями, приказами, распоряжениями администрации.

Значительный комплекс обязанностей требует от руководителя глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются. Поэтому сегодня в крупной организации первые руководители единолично уже не могут принимать все решения и переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не «боссами», а первыми среди равных. Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем, или по-другому главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации [24, c. 91].

Руководители среднего звена (основных подразделений и  предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Работа руководителей среднего звена в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач.

Через подчиненных руководителей  низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. Им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично - самостоятельно, частично - выходя с предложениями к руководству организации), поощрять или наказывать своих подчиненных [26, c. 84].

На руководителей низового звена (начальников отделов, секторов, цехов, участков) ложится вся тяжесть  повседневного управления персоналом и производственным процессом. Они  осуществляют распределение заданий, разработку графиков, организацию и координацию труда подчиненных; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль заходом работы, соблюдением сроков, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации [10, c. 25]. Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач - мастера решают проблемы в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не более двух недель. Около половины времени мастера при этом затрачивают на общение с работниками.

Несколько иные задачи решают руководители высшего уровня. Председатель правления должен обладать видением будущего и способностью решать ключевые задачи на срок более 20 лет; члены правления - на срок 15-20 лет; руководители самостоятельных подразделений - на срок до 10 лет; несамостоятельных подразделений - на срок до 5 лет; руководители групп - на срок до полугода; рядовые сотрудники определяют задачи на один месяц [8, c. 133].

Помимо официальных  обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, руководители несут обязанности неофициальные. Руководители не должны:

Информация о работе Оценка деловых и личностных качеств менеджера