Оценка деловых и личностных качеств менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение теоретических аспектов деловых и личностных качеств менеджера и разработка практических рекомендаций на примере ООО «МАХ».
Объект исследования – деятельность ООО «МАХ».
Предмет исследования – анализ и оценка деловых и личностных качеств менеджера в ООО «МАХ».
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы деловых и личностных качеств менеджера;
Проанализировать особенности деловых и личностных качеств менеджера в ООО «МАХ»;
Разработать практические рекомендации по совершенствованию деловых и личностных качеств менеджеров в ООО «МАХ».

Файлы: 1 файл

Оценка деловых и личностных качеств менеджера (3).doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использования указанных способов на практике.

Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотрудниками – создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, способность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы – это прямой путь к его участию в выявлении, предотвращении и разрешении сложных ситуаций, ведущих к ухудшению социально-психологического климата.

Умение руководителя создать доброжелательную и конструктивную обстановку во время беседы – качество, которое способствует тому, что подчиненные сотрудники не будут замалчивать свои проблемы, а будут стремиться решить их вместе со своим руководителем. Более того, руководитель должен поощрять подобные обращения сотрудников. При возникновении признаков конфликтной ситуации, появлении у кого-либо из членов коллектива черт поведения, характерных для стресса, руководитель может, а при определенных условиях обязан лично вмешаться в ситуацию путем проведения беседы. Личное участие руководителя в решении деловых и морально-психологических проблем сотрудников не должно носить эпизодического характера. Практика проведения бесед эффективна в том случае, если она отличается периодичностью (даже вне зависимости от того, назрели острые проблемы или нет).

В-третьих, руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных сотрудников. Невыполнение им правил критики, выработанных многолетним опытом общения людей, является распространенной ошибкой, ведущей к обострению отношений в коллективе. Критиковать сотрудников – объективная необходимость в работе любого руководителя. Но при этом он должен показывать личный пример корректного, конструктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника. Исходя из этого, руководителю не следует критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосредственно с критики, подвергать разбору личные качества, а не действия сотрудника.

В-четвертых, от руководителя требуется умение сочетать деловую активность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчаться неудачам, снимать психофизиологическое перенапряжение, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состояний. Обеспечение хорошего отдыха сотрудников, включая рациональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т. е. состояния полного физического, духовного и социального благополучия – предмет первостепенной заботы руководителя. Это поднимает деловой настрой людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и в конечном счете помогает преодолевать напряженность во взаимоотношениях.

Очевидно, что хороший  руководитель служит для сотрудников  примером высокопрофессионального  поведения, плохой, напротив, является наглядным свидетельством того, как  не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель участвует в управлении социально-психологическим климатом не только своими профессиональными действиями, но и словом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личным «магнетизмом». Таким образом, нормы и принципы поведения руководителя базируются на основных правилах этики делового общения [30].

Подавляющее большинство  сотрудников любой организации  в той или иной степени считают  своего руководителя «трудным». Как  правило, некоторые претензии по выполнению руководящей роли имеются к каждому начальнику. При этом достаточно часто подчиненные считают своего руководителя «трудным» во всех проявлениях его специфической должностной роли.

Итак, необходимость работать вместе с «трудным» руководителем – нередко встречающаяся ситуация в процессе профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что с объективных позиций острота рассматриваемой проблемы несколько преувеличена, ей искусственно придаются некоторые гипертрофированные рамки.

Этому способствуют такие  факторы, как, с одной стороны, некоторое субъективное восприятие сотрудником своего «трудного» руководителя и, с другой стороны, проявление отдельных «трудных» черт в профессиональном поведении руководителя, который в целом не вызывает сомнений как профессионал и хороший организатор [32].

Руководитель – фигура, как правило, более заметная, чем остальные сотрудники, он практически постоянно находится под пристальным вниманием своего внешнего окружения. Поэтому отдельные результаты труда, проявления профессионального поведения, характера личных качеств, которые остались бы вне поля зрения применительно к обычному сотруднику, для руководителя выступают на первый план и часто их негативное проявление (может быть даже не столь острое) ему не прощается. Конечно, с одной стороны, руководитель должен предъявлять к себе повышенные требования, но с другой стороны, его оценка со стороны подчиненных сотрудников не всегда корректна и объективна.

Вероятно, это связано с тем, что многие сотрудники недостаточно ясно представляют себе особенности должностной роли руководителя, не учитывают тот факт, что многие руководящие функции, направленные на подчиненных сотрудников, изначально вызывают у них негативную реакцию.

Так, например, выполнение руководителем  такой общей функции управления, как регулирование производственного процесса, может вызывать у подчиненных ощущение излишнего вмешательства в их текущую работу. В данном случае сотрудники не всегда придают должное значение факторам, которые влияют на отклонения от заранее спланированного процесса. Руководитель отвечает за результат, поэтому он вынужден вмешиваться в ход выполнения работы [31].

В силу своей должностной роли руководитель должен выполнять такую общую  функцию управления, как контроль. Ее выполнение практически всегда вызывает негативную психологическую реакцию у подчиненных сотрудников.

Под качествами, определяющими «трудного» руководителя, следует понимать проявление непрофессионализма и некомпетентности в решении большинства вопросов, относящихся к полномочиям данного  руководителя, а также незнание и пренебрежение этическими нормами поведения и взаимоотношений с коллегами по работе [25].

Неумение руководителя подобрать  кадры, организовать выполнение работы, распределить обязанности между подчиненными, мотивировать их – эти и подобные недостатки в деятельности руководителя приводят к тому, что задачи, стоящие перед коллективом, выполняются неэффективно, с нарушениями сроков и полноты решения. Это вызывает ответную негативную реакцию у руководителя, который собственные ошибки и недостатки списывает на подчиненных сотрудников.

Определенную степень вины за возникновение  подобной ситуации можно возложить  на коллектив подразделения, возглавляемого руководителем. Нередки случаи, когда  подчиненные не осознают в полной мере факт, что ответственность за результаты деятельности подразделений лежит не только на руководителе, но и на них самих. Иногда сотрудники осознанно или неосознанно усугубляют тс трудности, с которыми сталкивается руководитель в управлении коллективом. Этому способствует некачественное выполнение функциональных обязанностей сотрудниками подразделения, вольное или невольное «провоцирование» руководителя на ошибки. Характерным является отсутствие помощи руководителю на начальных этапах его работы со стороны опытных сотрудников. Практика показывает, что участие подчиненных в процессе адаптации руководителя при его вхождении в должность является залогом будущей успешной работы. Справедливости ради следует отметить, что в подобной помощи руководитель нуждается и со стороны вышестоящего руководства, а также со стороны службы управления персоналом, которая должна осуществлять общее управление процессом вхождения руководителя в должность и проводить контроль стиля и методов руководства в организации.

«Трудный» руководитель – это мощный источник «антимотивации». Тем не менее имеются определенные модели поведения подчиненных сотрудников, способствующие смягчению этой сложной проблемы. Главной отправной точкой при этом должно стать осознание того факта, что сложность во взаимоотношениях руководителя и подчиненного неизбежны. Поведение сотрудника не должно усугублять возникающих трудностей. Сам сотрудник не должен усиливать психологический дискомфорт от неприятных нюансов взаимоотношений с руководителем [14, с. 57].

Всегда следует помнить, что руководитель в силу своей должностной роли обязан выполнять отдельные функции, которые изначально будут негативно восприниматься сотрудниками. Так, например, руководитель имеет право на критику. Критический разбор деятельности подчиненных – это одна из его непростых функциональных обязанностей. Исходя из этого, подчиненным нужно чаще обращаться к принципам восприятия критики и стараться использовать их в своих взаимоотношениях с руководителем. Принципы восприятия критики помогают объективно и взвешенно оценить негативные моменты в собственной профессиональной деятельности, а также увидеть положительные элементы в критическом разборе своего труда и поведения.

Место сотрудника в организации, ее структуре не ограничивается линейной непосредственной подчиненностью своему руководителю. Роль и задачи практически любого сотрудника значительно шире этой структурной взаимосвязи. Цели сотрудника как необходимого структурного звена в иерархической системе управления не ограничиваются рамками подразделения, во главе которого стоит «трудный» руководитель. Осознание того, что цели сотрудника являются составной частью общей системы целей организации, должно придавать работнику больше уверенности и хладнокровия [6, с. 102].

Следует также помнить, что «трудный» руководитель – это хорошая модель для того, чтобы научиться разрешать разногласия, научиться управлять конфликтами на различных их стадиях. Многие хорошие руководители научились на примере плохих тому, как не надо руководить. Другими словами, «трудный» руководитель предоставляет сотруднику определенные возможности для профессионального и служебного развития, зачастую даже не осознавая этого. Человек должен использовать любую возможность для саморазвития, в том числе изучать ошибки других людей ради того, чтобы не допускать собственных [19, с. 43].

Ни один человек не может одинаково  успешно решать все стоящие перед  ним задачи, тем более руководитель, который часто сталкивается с  дефицитом времени на выполнение всего объема обязанностей. Эти факторы  следует учитывать подчиненным, если они планируют визит к руководителю и получение определенной консультативной помощи от него. Многие сотрудники излишне злоупотребляют обязанностью руководителя выполнять консультативную функцию, заведомо занижая степень собственного участия в процессе выработки каких-либо решений, искусственно сокращая инициативность и самостоятельность в выполнении служебных задач [18, с. 62].

Надо стараться искать и находить благоприятные точки  соприкосновения во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, которые могут являться компромиссными решениями возникающих проблем. При этом следует различать проблемы принципиального и непринципиального характера. Часто многие из нас склонны преувеличивать значимость тех или иных вопросов применительно к собственному психологическому благополучию. Нахождение компромиссов во взаимоотношениях с «трудным» руководителем не должно нарушать жизненных принципов сотрудника и создавать проблем для его здоровья. В противном случае оправдан крайний шаг – подача заявления об увольнении. Работа с «трудным» руководителем не должна быть причиной нервного перенапряжения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ГЛАВА 2. исследование ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАХ»

2.1 Характеристика предприятия ООО «МАХ»

 

ООО «МАХ» г. Магнитогорска расположено по адресу: г. Магнитогорск, ул. Комсомольская, 39.

Профиль деятельности – магазин розничной торговли.

Товары / услуги:   

- Бытовая химия

- Косметика

- Чулочно-носочные изделия

- Нижнее женское бельё.

ООО «МАХ» является юридическим лицом, осуществляет права владения, распоряжения и пользования обособленным имуществом в соответствии с целями и предметом своей деятельности.

Общество вправе в  установленном порядке открыть  банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами.

Трудовые отношения  в Обществе осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Трудовая деятельность осуществляется учредителями самостоятельно, а также  гражданами, привлечёнными учредителями на основе договоров, трудовых отношений, договоров подряда, контрактов. Внутри Общества обеспечиваются оплатой труда, социальные и юридические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

Общество является коммерческой организацией и в своей деятельности руководствуется Уставом, Учредительным договором, законодательством Российской Федерации.

Высшим органом управления является общее собрание участников общества. Руководство текущей деятельностью  общества осуществляется директором.

Общество разрабатывает своё положение по учётной политике. После уплаты всех обязательных платежей и налогов, полученная прибыль используется обществом самостоятельно.

Учредители несут ответственность  по своим обязательствам в пределах стоимости внесённых ими вкладов в Уставной капитал.

ООО «МАХ» размещается на первом этаже жилого дома. Общая площадь магазина составляет 68,5 м2.

Руководство производственно-коммерческой деятельностью ООО «МАХ» осуществляет в соответствии с «Уставом» директор предприятия в лице г. Шеховцовой Екатерины Васильевны.

На данном этапе в ООО «МАХ»  следующая система управления (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

Рис. 1. Организационная структура  ООО «МАХ»

Таким образом, в магазине работает 10 человек. Должностные обязанности  распределены следующим образом:

Информация о работе Оценка деловых и личностных качеств менеджера