Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучение адаптации персонала в администрации муниципального образования Абинского района и повышение ее эффективности. Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. выделить особенности управления адаптацией персонала в организации;
3. рассмотреть этапы проведения адаптации нового сотрудника.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Одной из проблем работы с персоналом
в организации при привлечении
кадров является управление адаптацией.
В ходе взаимодействия работника
и организации происходит их взаимное
приспособление, основу которого составляет
постепенное вхождение
Кроме того, способы включения новых
сотрудников в жизнь
Для руководителя же информация о
том, как организован в его
подразделении процесс
Цель данной работы – изучение
адаптации персонала в
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность
2. выделить особенности
3. рассмотреть этапы проведения адаптации нового сотрудника.
Объект исследования – администрация муниципального образования Абинский район.
Предмет исследования – адаптация персонала.
В курсовой использовались учебники следующих авторов: В.В. Музыченко, А.Я. Кибанова, Б.Л. Еремина и Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, Е.В. Маслова, Е.Ф. Коханова, а так же статьи из электронных источников: журнал «HR - менеджмент», электронный журнал по управлению персоналом и HR100 "Управление персоналом: 100% практика".
Методы исследования:
1. Теоретические аспекты понятия адаптация
1.1 Понятие, цели и этапы
Адаптация персонала чрезвычайно важна при наборе персонала в организацию. Дело в том, что у кандидатов нередко возникает проблема необоснованных ожиданий, когда вновь принятый на работу сотрудник питает нереалистичные надежды, выстраивает нереалистичные планы, касающиеся своего будущего в новой организации. При поступлении на работу кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и что она ожидает от них. Более того, необоснованные ожидания могут приводить к росту неудовлетворенности работой и, как крайний, экстремальный случай, к увольнению и, соответственно, росту текучести кадров со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для компании. Устранение этих необоснованных ожиданий и вызывает необходимость развития и совершенствования такого направления кадровой работы, как адаптация персонала.[7]
Адаптация - процесс активного
Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т.д.). Показателем низкой адаптации - перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т.д.) либо отклоняющееся асоциальное поведение. [1 стр. 228-230]
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс - к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода - несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию - важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе. "Опыт" такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы. [5 стр. 40-42]
Цели адаптации:
· уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
· снижение озабоченности и
· сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе, то они могут отреагировать на это увольнением;
· экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой. [1 стр. 230-231]
Виды адаптации:
Существует несколько
· По отношениям «субъект- объект»:
а) активная - когда кандидат стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, правила, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
б) пассивная - когда он стремится к такому воздействию и изменению.
· По воздействию на работника:
а) прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника;
б) регрессивная - неблагоприятно воздействующая на работника.
· По уровню:
а) первичная - когда кандидат первый раз поступает на работу в конкретную компанию;
б) вторичная - при последующей смене работы внутри компании, причем она подразделяется на адаптацию работника в новой должности и адаптацию работника к понижению в должности.
· По направлениям:
а) производственная;
б) непроизводственная. [1 стр. 231]
Профессиональная адаптация - заключается
в активном освоении профессии, ее тонкостей,
специфики, необходимых навыков, приемов,
способов принятия решений для начала
в стандартных ситуациях. Она
начинается с того, что после выяснения
опыта, знаний и характера новичка
для него определяют наиболее приемлемую
форму подготовки, например, направляют
на курсы или прикрепляют
Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.). Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.
Социально-психологическая
Экономическая - это адаптация к уровню и способам получения доходов.
Организационно - административная адаптация
основана на понимании и принятии
новым сотрудником своего организационного
статуса, структуры организации
и существующих механизмов управления.
Необходимо, на наш взгляд, сделать
новому сотруднику краткий экскурс
в историю развития организации,
рассказать о клиентах и партнерах,
дать ознакомиться с положением об
организационной структуре
Этапы адаптации:
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа:
Этап 1. Оценка - определение уровня
подготовленности кандидата. Если сотрудник
имеет не только специальную подготовку,
но и опыт работы в аналогичных
подразделениях других компаний, период
его адаптации будет
Поскольку организационная структура
зависит от ряда параметров, таких,
как технология деятельности, внешняя
инфраструктура и персонал, новичок
неизбежно попадает в какой-то степени
в незнакомую ему ситуацию. Адаптация
должна предполагать как знакомство
с производственными
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника с обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. При этом обычно вводятся в практику обучающие программы типа «Реалистическое знакомство с будущей работой», «История организации», «Введение в профессию».
Этап 3. Действенная адаптация, состоящая
в приспособлении новичка к своему
статусу и в значительной степени
обусловливающая его включение
в межличностные отношения с
коллегами. В рамках данного этапа
необходимо дать новичку возможность
активно действовать в
Этап 4. Функционирование. Этим этапом
завершается процесс адаптации,
он характеризуется постепенным
преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к
Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
Информация о работе Показатели успешной адаптации персонала и пути их совершенствования