Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучение адаптации персонала в администрации муниципального образования Абинского района и повышение ее эффективности. Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. выделить особенности управления адаптацией персонала в организации;
3. рассмотреть этапы проведения адаптации нового сотрудника.
Организации приходится тратить немало средств, чтобы подобрать способного специалиста, но его потеря обходится еще дороже. Тот, кто считает, что новичок должен найти в себе силы, чтобы завоевать свое место, должен иметь в виду, что он может найти в себе силы и для того, чтобы его покинуть. Если новый сотрудник хорошо проинструктирован, он будет испытывать доверие к руководителю, организации, усвоит их требования, будет комфортно себя чувствовать, эффективно и с желанием работать.
Адаптация руководителей. Особенно сложна адаптация руководителей. Это происходит, прежде всего, из-за несоответствия их уровня и уровня новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований.
Стратегий может быть несколько:
Выжидательная. Состоит в постепенном изучении ситуации, проблем подразделения и особенностей работы предшественника. Характеризуется повышенной осторожностью, детальным выяснением работы предшественника, обшей ситуации, знакомства с нереализованными проектами и лишь после этого началом активных действий (обычно не ранее чем через 100 дней).
Критическая. Исходя из оценки всего
предшествующего как
Традиционная. Предполагает действия по проторенной предшествующим руководителем дороге и использование прежних приемов.
Рациональная. Основывается на отборе нескольких направлений деятельности с целью решить насущные, волнующие большинство проблемы в течение 4-6 недель и улучшить тем самым положение дел. Она может принести новичку успех, показать его умелое руководство. В процессе реализации этой стратегии нужно постепенно учить подчиненных работать по-новому, поставив им конкретные цели, при трудностях не опускать руки, помня, что сила инерции часто бывает большой.
Подчиненные и вышестоящие руководители имеют свои интересы и ожидания в отношении нового сотрудника. Новый руководитель испытывает давление как сверху, так и снизу. Поэтому перемены не должны быть резкими, создавать опасность нарушения работы других подразделений. В связи с этим заинтересованным лицам сразу же рекомендуется дать понять, что их интересы при всех преобразованиях будут учтены, но с практическими действиями не спешить.[15]
Те, кто прежде работал в организации, хорошо известны, но их выдвижение на руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть бывших коллег. Кроме того, над ними довлеют привычки и традиции кажущиеся знания внутренних проблем, а поэтому своего "производственная слепота".
Возникают также сложности, связанные с тем, что принятие коллективом нового руководителя во многом зависит от его сопоставления с предшественником. Новый руководитель сможет добиться успеха только тогда, когда будет хорошо ориентироваться во внутренних взаимоотношениях и опираться на ключевые фигуры, например на временно исполняющего эти обязанности для него. К нему целесообразно обратиться за советом в первую очередь и обсудить возможности сотрудничества.
Процесс вхождения нового
руководителя в коллектив облегчается
также предварительным
Заключающей ступенью работы службы управления персоналом по адаптации новых сотрудников является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новичков, и устранять факторы, мешающие их закреплению в коллективе. По завершении адаптации непосредственный руководитель должен написать краткую характеристику на работника и передать бланк адаптации в службу управления персоналом.[12]
Адаптация работника на производстве,
эффективное управление этим процессом
требуют большой
Службы адаптации работника
могут выступать как
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1) Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2) Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3) Развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.
Главная цель этих подразделений, служб это – сделать процесс адаптации приспособления новых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.[9]
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
- организация семинаров, курсов и т.п. по различным вопросам адаптации;
- проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
- проведение организационно – подготовительной работы при введении новшеств;
- специальные курсы подготовки наставников;
- использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;
- выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
- выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
- подготовка замены кадров при их ротации;
- проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитии групповой динамики.[11]
1.3 Критерии эффективности
Успешностью адаптации персонала является достижимость желаемых результатов процесса адаптации. Успешная адаптация характеризуется:
- нормальной продолжительность;
- удовлетворенностью трудом;
- выполнением сотрудником
- признанием коллективом
Успешность адаптации зависит
от характеристик производственной
среды и самого работника. Чем
сложнее среда, чем больше отличие
ее от привычной производственной среды
на прежнем месте работы, чем больше
связано с ней изменений, тем
труднее проходит процесс адаптации.
Адаптация как процесс
С позиций управления кадрами, для определения сроков адаптации важное значение имеет такое понятие, как предел адаптации. При определении сроков адаптации в качестве ее предела, т.е. точки отсчета завершения ее процесса, могут использоваться определенные количественные показатели. Среди них можно выделить:
- объективные показатели - уровень
и стабильность количественных
показателей труда (
- субъективные показатели - уровень
удовлетворенности своей
Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон. Например, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления. Профессиональную адаптацию характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени, средний уровень брака продукции по вине работника. К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для работника производственной средой в целом и наиболее важными для него её компонентами, характером взаимоотношений с коллегами и администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе.[3 стр. 321]
2. Анализ адаптации персонала в Абинском районе
2.1. Социально – экономическая характеристика муниципального образования Абинский район
В 1834 году на берегу реки
Абин возникло Абинское укрепление в составе
Геленджикской коммуникационной линии.
В 1836г. основана станица Абинская. Административно-
1. Абинское городское поселение, Ахтырское городское поселение,
2. Варнавинское сельское поселение, Ольгинское сельское поселение,
3. Мингрельское сельское поселение, Светлогорское сельское поселение,
4. Федоровское сельское поселение, Холмское сельское поселение.
Абинский район расположен в 80 км от Краснодара и 60 км от Черноморского побережья. Развита сеть автомобильных дорог, общая протяженность которых составляет более 900 км. Район пересекает дорога Краснодар-Новороссийск. По территории района проходит железная дорога федерального значения (Новороссийск - Москва), ориентированная в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей.
Абинский район имеет благоприятное транспортно-географическое положение, находясь на пересечении железнодорожных, автомобильных стратегических магистралей общероссийского значения, район может стать крупным логистическим центром.
Агропромышленный комплекс
является основой экономики. Богатые
и разнообразные почвенно-
Основные социально-
Таблица 1 – Уровень жизни населения муниципального образования Абинский район
Показатель |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2010г. к 2012г., % |
Численность постоянного населения на конец года, тыс. чел. |
91 |
92 |
92,9 |
2,04 |
Естественный прирост (убыль) на 1000 чел., чел. |
2 |
26 |
54 |
96,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % от трудоспособного населения |
0,6 |
0,65 |
0,7 |
14, 2 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. |
18 000 |
20 000 |
23 000 |
21,7 |
Средний размер назначенных месячных пенсий всех пенсионеров, руб. |
6000 |
6 200 |
6 500 |
7,7 |
Площадь жилья, приходящегося на одного жителя, кв. м |
17 |
18 |
18 |
5,5 |
Информация о работе Показатели успешной адаптации персонала и пути их совершенствования