Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучение адаптации персонала в администрации муниципального образования Абинского района и повышение ее эффективности. Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. выделить особенности управления адаптацией персонала в организации;
3. рассмотреть этапы проведения адаптации нового сотрудника.
5) ознакомление сотрудника с историей
организации, ее миссией, миссией самого
сотрудника, его зоной ответственности
и полномочий;
ознакомление сотрудника с системой материальной
и нематериальной мотивации и социальным
пакетом организации;
6) назначение наставника новому сотруднику;
ознакомление сотрудника с требованиями
к обеспечению качества работ;
7)
постановка задач новому сотруднику на
испытательный срок, объяснение критериев
оценки выполнения поставленных задач;
8)
корректировка и контроль поставленных
на испытательный срок задач;
9) завершение процесса адаптации .
10) поддержка и дальнейшее развитие нового сотрудника на протяжении всего периода работы в администрации.
Чтобы
помочь новому сотруднику эффективно
работать в и быстрее адаптироваться на
новом рабочем месте, руководство администрации
должно приложить максимум усилий. Новый
сотрудник обязательно должен проходить
стадию ученичества. Так называемое наставничество
- опытный сотрудник в процессе делового
общения на рабочем месте знакомит нового
сотрудника с правилами работы, обязанностями,
принятыми нормами взаимодействия. Все
это необходимо для того, чтобы новый сотрудник
после выхода на работу не ощущал себя
«чужим», быстрее познакомился с коллективом,
традициями организации, корпоративной
культурой.
Наставником следует выбрать сотрудника
администрации, который положительно
зарекомендовал себя. Это может быть линейный
руководитель или сотрудник данного подразделения,
имеющий опыт работы . Именно на наставнике
лежит основная часть работы по профессиональной
адаптации. Но, чтобы наставничество было
максимально эффективным, сотрудники
службы персонала обязаны контролировать
и корректировать работу наставника. Для
того чтобы сам наставник был заинтересован
в обучении нового сотрудника, рекомендуется
вводить дополнительные бонусы как за
сам процесс наставничества, так и за успешно
пройденный испытательный срок новым
сотрудником. Также можно провести инструктаж
– наглядную демонстрацию приемов
работы. Рекомендуется проводить такую
форму обучения, как ротация - краткосрочная
работа нового сотрудника на разных должностях
в разных отделах администрации, что позволяет
достаточно быстро изучить работу целом
и приобрести многостороннюю квалификацию.
Следует отметить, что профессиональную
адаптацию женщины проходят в большинстве
случаев быстрее, чем мужчины, а молодежь
быстрее сотрудников зрелого возраста.
Новый сотрудники администрации при
прохождении социально-
Если сотрудник занимает новую должность
в результате внутреннего передвижения,
социально-психическая адаптация протекает
гораздо легче, так как в этом случае он
знаком с большинством сотрудников, особенностями
корпоративной культуры и процессом работы
в организации.
Для устранения проблем организационной
адаптации в администрации муниципального
образования Абинский район, необходимо
ознакомить новых сотрудников со сложившейся
корпоративной культурой , служебными
взаимоотношениями между сотрудниками,
системой документооборота организации.
Надо рассказать ему об истории развития,
миссии организации и личной миссии сотрудника,
дать ознакомиться с положением об организационной
структуре администрации и положением
об отделах, должностной инструкцией.
Для того чтобы адаптация была наиболее
благоприятна, должен существовать ряд
документов, в которых четко прописаны
система задач на период адаптации сотрудника,
критерии оценки работы в этот период,
сроки реализации той или иной цели, структура
администрации и схема взаимодействия
отделов. При этом руководитель, наставник
или сотрудник службы персонала в администрации
должен постоянно общаться с новым сотрудником,
обсуждать текущие вопросы, указывать
на ошибки и объяснять пути их устранения.
Нельзя недооценивать важность таких
документов, как положение о подразделении
или должностная инструкция, именно с
помощью этих документов новый сотрудник
может ознакомиться со своими должностными
обязанностями, правами и ответственностью,
структурой отделов. Руководству администрации
муниципального образования Абинский
район, следует придавать внутренним документам
большое значение, так как многие из них
не могут помочь новому сотруднику.
Итак, для совершенствования
— создать должность непосредственно связанную с организацией процесса адаптации. Например, в различных странах Европы должность с функциями по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала;
— создать интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в должность;
— использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;
— выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом.
Но одним из самых главных и перспективных мероприятий по совершенствованию адаптации является наставничество. При этом наставничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя.
Наставничество, как процесс обучения и передачи опыта непосредственно на рабочем месте, - явление далеко не новое и хорошо себя зарекомендовавшее. Практика наставничества известна во всем мире, и это один из самых популярных способов обучения персонала. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и, в отличие от коучинга, адресовано специалистам линейного звена.
Грамотно выстроенная и
— сокращение сроков выхода на плановый уровень производительности труда и достижения соответствия корпоративным стандартам;
— повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;
— снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса;
— снижение риска профессионального выгорания ключевых наиболее опытных сотрудников, носителей знаний, навыков и системы корпоративных ценностей;
— предоставление опытным сотрудникам возможностей для карьерного роста как в горизонтальном, так и вертикальном направлении;
— повышение экономической эффективности системы подготовки персонала;
— укрепление командного духа, повышение лояльности сотрудников компании к ее системе ценностей.
Так как возможности наставника не безграничны, и может возникнуть затруднение при ответе на какие-либо вопросы, можно создать специальные курсы подготовки наставников, что повысит производительность труда и осведомленность в каких-либо определенных сферах самих наставников.
В заключение хочется отметить, что при
интенсивном темпе и насыщенности жизни
в администрации от нового сотрудника
ждут скорейших результатов, он же - реализации
своих заветных целей (финансовых, карьерных
и т.п.), напряжение в какой-то момент может
достичь критической точки. Новому сотруднику
может начать казаться, что в другом месте
было бы лучше, что этой организации он
«не нужен», что его недооценили. В итоге
постепенно вызревает решение об уходе,
поскольку лояльность нового сотрудника
к администрации пока не сформирована
и с его точки зрения он «еще ничего не
должен».
Конечно, подобное решение можно объяснить
по-разному, но, как правило, истинная причина
в том, что новому сотруднику не хватило
сил преодолеть проблемы адаптационного
периода, перейти на следующий этап взаимоотношений
, а руководство администрации не смогло
ему в этом помочь. Чтобы адаптация новых
сотрудников в администрации не заканчивалась
увольнением, необходимо понимать важность
адаптации и уметь правильно организовать
этот процесс.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В данной курсовой работе нами рассмотрена проблема адаптации работника в администрации муниципального образования Абинский район. Процессы, происходящие в администрации типичны и для других организаций, независимо от масштабов и вида деятельности, где существует проблема текучести кадров и их неудовлетворенность.
Адаптация – это взаимное приспособление
работника и организации, основывающееся
на постепенной врабатываемости
сотрудника в новых профессиональных,
социальных и организационно-
Выделяем основные цели адаптации работников в администрации:
- возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для администрации;
- уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работают отделы администрации. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от администрации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы;
- вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды;
- снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным;
- сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в администрации, то они могут отреагировать на это увольнением;
- экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей;
- развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к деятельности администрации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей;
- снижение издержек по поиску нового персонала;
- формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства);
Проведенный анализ показал, что успешность адаптации зависит от целого ряда условий:
1) качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
2) объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
3) отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
4) престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности;
5) особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
6) гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
7) особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
8) личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.
Не все вышеперечисленные
В литературе по управлению персоналом выделяют следующие классификации адаптации: по отношениям субъект-объект; по воздействию на работника; по уровню: первичная и вторичная; по отношению сотрудника к организации; по направлениям; типы адаптации.
Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
Цель планирования адаптации сотрудника на рабочем месте заключается в создании предпосылок и условий для успешного освоения сотрудником основ рабочего процесса своего рабочего места, отдела и предприятия в целом и способности эффективно выполнять свои обязанности.
Проведенный опрос по оценке уровня удовлетворенности работников социальными условиями труда и факторами производственной среды предприятия, социальный мониторинг работы адаптантов показал, что основные задачи, которые были поставлены перед системой адаптации решены, а именно: экономия времени непосредственного руководителя и коллег; развитие у новых работников благоприятного и позитивного отношения к работе, чувства удовлетворенности трудом; снижение чувства дискомфорта, тревожности у новых сотрудников; сокращение периода приспособления новых работников к требованиям и условиям труда в администрации; уменьшение издержек, связанных со временем достижения новыми сотрудниками необходимых показателей работы.
Информация о работе Показатели успешной адаптации персонала и пути их совершенствования