Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:37, курсовая работа
Цель работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности сбыта для продвижения книжной продукции.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы повышения эффективности сбытовых систем;
- провести анализ и оценку мероприятий по стимулированию сбыта сети магазинов «Буквоед»;
Введение…………………………………………….….........................................3
1. Теоретические основы повышения эффективности
сбытовых систем …………………………………………………...…..6
1.1. Экономическая сущность понятия
«стимулирование сбыта»……………………………………...…........6
1.2. Типы и методы повышения эффективности
сбытовых систем ………………...........................................................11
1.2.1. Методы стимулирование сбыта, в зависимости от
целевой аудитории……………..………………………...….12
1.2.2. Методы стимулирование сбыта, в зависимости форм
выражения……………………………………….………...…16
1.3. Теоретические основы методов разработки программы
по стимулированию сбыта …...............................................................25
2. Анализ системы стимулирования сбыта компании «Буквоед»…….27
2.1. Характеристика компании «Буквоед» …...........................................27
2.2. Анализ и оценка мероприятий по стимулированию
сбыта …………………………..............................................................32
2.3. Предложения по повышению эффективности
сбытовых систем…………………........................................................41
Заключение ………………………………………………………………..…….45
Список использованной литературы…………………………………………..48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...……………..50
Предприятиям следует
учитывать все аспекты
Обобщая вышеизложенное,
важно отметить, что современная
трактовка интегрированных
Стимулирования сбыта – инструмент маркетинговых коммуникаций, который представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара.
К его особенностям относится то, что в отличие от рекламы, связей с общественностью, спонсорства на стимулирование сбыта оказывают влияние определенные факторы. Во-первых, это специфика самого данного инструмента маркетинговых коммуникаций. Во-вторых, эволюционность использующихся при этом технологий, которые мобилизируют воображение продавцов для обеспечения стимулирования самыми различными способами. В-третьих, это быстрота воздействия на продажи товара на всех фазах его жизненного цикла. Помимо перечисленных отличий важно также отметить ограниченность периода действия предложения, которая служит дополнительной мотивацией и является одной из причин быстрой реакции покупателей на предлагаемые стимулы [2].
1.2. Типы и методы повышения эффективности сбытовых систем
Выбор методов стимулирования сбыта зависит, в первую очередь, от поставленных целей. Поэтому прежде чем перейти к типологии и характеристике методов, необходимо рассмотреть, какую цель ставит перед собой компания и какие задачи она преследует, используя СТИС.
При формировании концепции
стимулирования сбыта компания определяет
целевую аудиторию; занимается поиском
эффективных путей
СТИС преследует несколько целей, которые условно можно разделить на стратегические и специфические.
С точки зрения стратегии основным стремлением предприятия будет увеличение числа потребителей и количества товаров, покупаемых одним покупателем; возобновление интереса к своей продукции, а также увеличение оборота и выполнение плана продаж.
К специфическим целям
можно отнести ускорение
Кроме того, цели стимулирования сбыта предприятия могут быть связаны с определенными обстоятельствами, например, извлечение выгоды из ежегодных праздников, использование подходящих событий (годовщина, открытие новых торговых предприятий) или поддержка рекламных кампаний.
А. Дейан, А. и Л. Троадек характеризуют многоцелевую направленность СТИС подразделением целей на группы, в зависимости от целевой аудитории [2]:
- К первой группе относится потребители, составляющие самую важную часть, и все усилия маркетинга направлены, в основном, именно на них. Множество мероприятий по стимулированию разработано только с одной целью: как можно эффективнее привлечь и удовлетворить потребителя.
- Целями предприятия по отношению к дистрибьюторам могут быть как увеличение объема товара, поступающего в торговую сеть, так и заинтересованность посредника в активном сбыте именно этой марки.
- Торговый персонал должен быть мотивирован к осуществлению качественной работы путем поощрения и вовлечения в деятельность фирмы.
В зависимости от этого могут применяться различные типы мероприятий по стимулированию продаж. Далее они классифицируются по объектам воздействия и, соответственно, методам продвижения.
а) Для конечного потребителя
К числу часто используемых методов и средств стимулирования сбыта относятся [7]:
1) торговля в кредит;
2) бесплатные образцы товара;
3) купоны для покупки товара со скидкой;
4) скидки при покупке определенного количества товара;
5) премии при покупке на определенную сумму;
6) использование упаковки для других целей;
7) гарантия возврата денег при возврате товара по любым
причинам;
8) зачет цены устаревшего товара при покупке нового;
9) проведение лотереи, выдача купонов, прилагаемых
к приобретаемому товару.
Торговля в кредит - одно из наиболее сильных средств стимулирования сбыта, позволяющее продавать и дорогие товары, и недорогие товары, но большими партиями. Бесплатные образцы товара предлагаются покупателю для того, чтобы заинтересовать его в приобретении более крупных партий товаров или более частых покупок.
Купоны для покупки со скидкой прилагаются обычно к рекламным объявлениям, которые публикуются в прессе, вкладываются в упаковки товара либо рассылаются по почте.
Скидки при покупке определенного количества товара (5, 10 и более единиц) - очень распространенный метод стимулирования сбыта. Особенно часто такая скидка предоставляется при продаже мыла, сигарет, аудио- и видеокассет.
Премии при покупке товаров на определенную сумму часто выдаются торгующими организациями. В качестве премий может использоваться какой-либо полезный товар, имеющийся в продаже.
Гарантия возврата денег за товар, который покупатель возвращает в силу каких-либо причин и при этом не требует никаких объяснений, повышает репутацию торгующей фирмы среди покупателей. Необходимо выполнить только одно условие - возвратить товар в сохранности.
б) Для розничного торговца и дистрибьютора
Мероприятия проводятся
с целью либерализации
Конкурсы: заключаются в проведении соревнования между магазинами на оптимальное месторасположение определенной продукции в торговом зале, на лучшую выкладку и оформление точек продаж. Поощрение победителей осуществляется ценными подарками или иными способами во время проведения специальных мероприятий для розничных торговцев, например во время обучения, презентации или конференции.
Обучение: заключается в подготовке умения розничных торговцев грамотно размещать и продавать определенный товар, используя фирменные стандарты производителя. Такое обучение может проходить в рамках корпоративной конференции или презентации.
Подарки: являются одним из неформальных средств быстрого налаживания отношений между производителем и розничным торговцем. Личное расположение компаний друг к другу позволяет усилить взаимный интерес к продвижению нашей продукции. В основном подарки делаются во время знакомства или по случаю праздничных дат. Подарки могут варьироваться по степени важности.
Бонусы: заключаются в премировании контрагента за выполненные обязательства. Они могут предоставляться в виде льготных условий по контрактам купли-продажи или в виде дополнительных поставок по сниженным ценам, либо другим способом.
в) Для персонала производителя
Обучение: представляет собой взаимовыгодный процесс, ориентированный на результат как для компании, так и для персонала; заключается в интенсивной подготовке вновь пришедших и уже работающих сотрудников; периодичность таких мероприятий зависит от целей и задач компании; они проводятся обычно не реже одного раза в три месяца.
Мотивация продвижением по службе: представляет собой поощрение персонала. Возможность служебного роста — одна из самых эффективных составляющих успешной работы; заключается в прямом повышении по службе или в переходе на более ответственные участки внутри отдела или компании. Каждый сотрудник должен видеть свои перспективы.
Обеспечение форменной одеждой и материалами для работы: наличие таковых позволяет нормально и успешно выполнять свои обязанности [6].
Форменная одежда
— желательный элемент для
торгового персонала. Она
Бонусы: представляют собой материальное вознаграждение за определенные достижения.
Конкурсы: разнообразные формы соревнований между сотрудниками компании; они заключаются в стремлении людей стать (или быть) лучшими из лучших. Во время таких конкурсов вырабатывается командный дух и формируется чувство ответственности за работу всего коллектива.
Приведенная типология методов симулирования сбыта является основой методов разработки плана стимулирования сбыта, которые мы и рассмотрим в следующем параграфе.
1.2.2. Методы стимулирование сбыта, в зависимости форм выражения
Согласно А. Дейяну и А. Троадеку все методы стимулирования сбыта можно объединить в три группы:
- предложения в денежной форме;
- предложения в натуральной форме;
- предложения в активной форме [11].
К ценовым методам относятся купоны на скидки, рассрочки, снижения цен. В случае стимулирования торгового персонала сюда же можно отнести премии за выполнение определенных задач.
Образцы продукции, дополнительный товар за ту же цену, пробы, дегустации – всё это предложения в натуральной форме.
В последнюю группу входят различные конкурсы, игры, лотереи.
Теперь более подробно рассмотрим каждую группу.
а) Предложения в денежной форме.
Ценовое стимулирование оказывается эффективным в том случае, если цена является важным фактором при выборе товара и потребитель не испытывает приверженности к продукции другой фирмы. Данный прием стимулирования позволяет заранее оценить стоимость операции и быстро ее организовать. Для посредника это лучший инструмент, который можно применять без предварительной подготовки, когда требуется немедленная реакция на действия конкурента или надо внести коррективы в ценовую политику торгового предприятия.
В целом, стимулирование, связанное с ценами, должно быть ограничено во времени и представлять возможность продемонстрировать превосходство товара над товарами-конкурентами. Вместе с этим частое фигурирование марки в «специальных» предложениях может ухудшить имидж товара.
Цель простого снижения цены на товар в большинстве случаев касается ликвидации затоваренности или ускорения сбыта. Более сложные формы скидок нацелены на создание позитивного и динамичного имиджа того или иного товара; увеличение ценности покупки; объединение уже зарекомендовавшей себя продукции с выпускаемым новым товаром, чтобы облегчить его внедрение на рынок; объединение продажи продуктов с высокой степенью оборачиваемости и изделия, сбыт которого оставляет желать лучшего. Наибольшей популярностью пользуются такие формы скидок, как скидки с цены, купоны, скидки по дисконтным или подарочным картам.
Ценовое стимулирование обеспечивает потребителю непосредственную и быструю выгоду и может принимать различные формы:
- сезонные скидки.
- скидки по особому случаю (юбилей фирмы, национальный праздник, крупная выставка, ярмарка и т.п.).
- скидки на немодный или морально устаревший товар. В этом случае главным критерием является конец жизненного цикла товара по причине его старения.
- скидки за большой объем покупки.
В этом случае снижение цены относится не к конкретному товару, а к комплекту товаров. Цель таких предложений – увеличение потребления. Их преимущество заключается в предложении значительно большего снижения цен, поскольку оно распределяется на весь комплект [11]. Часто практикуется в магазинах типа cash&carry.
- скидки, предоставляемые постоянным покупателям, определенным категориям потребителей (как правило, данный вид скидок применяют торговые предприятия, при этом потребителям выдаются специальные дисконтные карты);
Информация о работе Приемы и механизмы повышения эффективности сбытовых систем