Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:56, дипломная работа
Современные технологии и производство требуют не только высокой квалификации и исполнительской дисциплины работников, но и их творческого участия в производственной деятельности, отождествления себя с компанией, раскрытия личностного потенциала каждого работника. В условиях рыночной конкуренции качество персонала стало важнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций.
Любой из этих видов заблуждений может привести к авансированной симпатии или антипатии по отношению к претенденту и этим фальсифицировать объективный отбор кандидатов.
Следуя первому принципу, предприятие-работодатель руководствуется при найме профилем требований к будущему работнику, который разрабатывается в службе управления персоналом. Профиль требований формируется с помощью следующих критериев отбора:
Формируя профиль пригодности, или “идеальный портрет" предполагаемого работника, критерии отбора дают "старт" началу селективного процесса. С течением времени они могут изменяться по одной или нескольким позициям, что отражается на дальнейшей селективной процедуре.
Согласовывая свои действия со вторым и третьим принципами, служба управления персоналом продумывает, организовывает и осуществляет механизм отбора претендентов на вакантные должности.
В центре отбора персонала — стремление работодателя установить пригодность возможного будущего работника. Принципиально пригодность налицо, если прослеживается достаточное соответствие между требованиями, обусловленными работой, и предпосылками успеха, продемонстрированными кандидатом. С помощью методов диагностики пригодности специалисты службы управления персоналом должны сориентироваться, действительно ли рассматриваемое соответствие можно истолковывать как необходимое.
Эффективный отбор обусловливает создание позитивного имиджа организации для дальнейшего привлечения претендентов. Поэтому к осуществлению процесса селекции относятся ответственно, просчитывая его с экономической точки зрения, выверяя с правовой и этической сторон, учитывая статус вакантного места. Для некоторых профессий процедура отбора гораздо сложнее, чем для других, и подготовка к ней проводится особенно тщательно. Чем более ответственна работа, чем большую ценность представляет для предприятия ее выполнение, тем более сложным бывает отбор. Претенденты на должность управленцев проходят несколько селекционных ступеней и оцениваются множеством людей (психологами, специалистами по персоналу, потенциальными начальниками, сотрудниками). Наоборот, производственные рабочие могут быть отобраны на основе бланка заявления и интервью с непосредственным начальником, либо через приглашение в рекламном объявлении. Есть предприятия и организации, которые "усеченному" отбору не доверяют и вне зависимости от статуса вакансии "утяжеляют" его, используя более широкий инструментарий.
В рамках следования соответствующим философии и принципам отбора на предприятии стараются оценить три вида поведения кандидата:
Для осуществления этой процедуры многие работодатели используют ступенчатую систему отбора (см. рис. 1), проводя один или два предварительных и затем — окончательный, применяя при этом различные методы — от аналитических до медико-психологических, служащих "вспомогательным средством для выработки решения о найме".
Руководствуясь собственными соображениями об отборе, каждое предприятие использует либо полный набор отборочных методов, либо некоторые из них (см. табл. 1 и 2)/7.С.5-13/.
Таблица 1
Использование различных методов отбора оценки качеств кандидата
Методы отбора | |||||
Качества |
Анализ анкет-ных данных |
Наведение справок в уч. заведении и (или) на прежней работе |
Тести-рование |
Провер-ка навы-ков в центрах оценки |
Собесе-дование или интер-вью |
Интеллект |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Образование |
+ |
+ |
+ | ||
Состояние здоровья |
+ |
+ |
+ | ||
Личностные характеристики |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Мотивация, отношение к работе |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Коммуникативные качества |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Наличие противопоказаний к работе |
+ |
+ |
+ | ||
Моральные качества (честность, трудовая этика, ответственность и т.д.) |
+ |
+ |
+ |
Таблица 2
Методы оценки персонала, применимые при отборе и подборе
Название метода |
Краткое описание |
Результат |
1 |
2 |
3 |
Источнико-ведческий (биографиче-ский) |
Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика |
Заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюи-рование (со-беседование) |
Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике |
Вопросник с ответами |
Анкетирова-ние (самооценка) |
Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа |
Анкета |
Социологиче-ский опрос |
Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) |
Анкета социологической оценки |
Наблюдение |
Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня |
Отчет о наблюдении |
Тестирование |
Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей» |
Психологический портрет |
Экспертные оценки |
Определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника |
Модель рабочего места |
Критический инцидент |
Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину) |
Отчет об инциденте и поведении человека |
Продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
Деловая игра |
Проведение организационно- |
Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей. |
Анализ конкретных ситуаций |
Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада |
Доклад с альтернативами решения ситуации |
Ранжирование |
Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) |
Ранжированный список работников (кандидатов) |
Программи-рованный контроль |
Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов. |
Карта программированного контроля, оценка знаний и умений |
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана) |
Контроль профессиональных
знаний и умений, предусматривающий
предварительную подготовку оцениваемого
по определенной дисциплине и выступление
перед экзаменационной |
Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план |
Таким образом, процесс отбора персонала подвержен влиянию ряда внешних факторов, которые проецируются на внутренние и находят отражение в формировании философии отбора и определении его действенных процедур. Следовательно, для обеспечения эффективного поиска кандидатов в современных условиях требуется применение различных методов и способов отбора в зависимости от существующей вакансии.
1.2. Классификация источников привлечения персонала
Важное место в системе обеспечения безопасности организации в процессе кадровой деятельности занимает определение источников пополнения персонала/36.С.149/. Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах (см. рис. 2) /37.С.313/.
Можно разделить основные
источники удовлетворения потребности
в персонале на внутренние (внутри
самой организации) и внешние (за
пределами организации)/28.С.
Внутренние источники
привлечения персонала позволяю
Анализ практики отбора позволил ученым отследить те позитивные и негативные моменты внутренних и внешних источников, которые наиболее вероятны и могут иметь соответствующие последствия в ходе дальнейшей работы коллектива и нанятого сотрудника/7.С.8/.
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены на рисунке 5.
Работники отдела кадров, ориентируясь на жизненные и трудовые запросы работника и одновременно отвечая интересам политики организации должны эффективно совмещать поиск как внутри организации, так и вовне (рис.6 и табл. 3)/30.С.641-644/.
Наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора/37.С.314/.
Таблица 3
Источник найма менеджеров на работу (опрос 300 менеджеров США)
Наименование источника найма |
Уд.вес в % |
Рекомендации друзей и родственников |
24 |
Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала |
23 |
Объявления, реклама |
21 |
Различные источники внутри компании |
13 |
Инициативные письма-обращения о приеме |
7 |
Инициативные звонки по телефону в компании |
7 |
Прочие |
5 |
Всего |
100 |
Появившуюся в организации
самостоятельную вакансию, специалисты
рекомендуют заполнять
Выдвижение кандидата
из числа работников рассматривается
обычно как положительный пример,
как поощрение за хорошую работу,
и современные организации
Преимуществом внутренних замещений является предоставление уже работающему сотруднику возможности профессионального роста. Познание собственных шансов продвижения способствует формированию у личности требуемых качеств и демонстрации их при найме как атрибутов пригодности. Успешная реализация сотрудником своих возможностей и способностей часто "откликается" в поведении его коллег, многие из которых, "заражаясь" реальностью продвижения, следуют тем же путем. Отбирая "своих", предприятие может надеяться на ограничение текучести персонала, а зная достоинства и недостатки работника — судить о его соответствии предполагаемой должности на основании опыта, тем самым, помимо прочего, сокращая затраты на найм. Внутренние замещения, по оценкам специалистов, для всех участников (предприятия-работодателя — кандидатов) связаны с незначительным риском/7.С.8-9/.
Сегодня российские организации предпринимают серьезные усилия по развитию собственного персонала, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее, в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с "резервом") считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов/8.С.191/.