Проведение маркетингового исследования деятельности ООО «Самое вкусное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка маркетинговой стратегии ООО «Самое вкусное».
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- проведения краткого анализа тенденций рынка кондитерских изделий;
- краткой характеристики предприятия, выбранного в качестве объекта исследования;
- проведения анализа рыночной среды предприятия;
- проведения сравнительной характеристики товаров предприятия и конкурентов на основе данных маркетинговых исследований;
- анализ и планирование элементов маркетинг-микс (анализ «5Р») предприятия.

Содержание работы

Введение 4
1. Описание ООО «Самое вкусное» 6
2. Анализ маркетинговой среды ООО «Самое вкусное» 16
2.1 Анализ факторов внешней среды (STEP -анализ, анализ 2 сил Портера) 16
2.2 Проведение структурного анализа непосредственного окружения
(модель пять сил Портера) 18
2.3 Проведение SWOT -анализ 22
2.4 Анализ привлекательности отрасли и конкурентной позиции
бизнеса - матрица «Маккинзи» 25
3. Проведение маркетингового исследования 28
4. Анализ и планирование элементов маркетинг-микс («5Р»)
ООО «Самое вкусное» 30
4.1 Product: Выбор базовой товарной стратегии и принципов
позиционирования 30
4.2 Price: планирование цены 35
4.3 Place: планирование распределения, выделение основных покупателей 36
4.4 Promotion: планирование продвижения 38
4.5 People: Планирование поведения покупателей.
Кадровая политика фирмы 42
5. Использование инструментов электронного маркетинга 44
6. Выводы и рекомендации 46
Список литературы 49 Приложение А. Типовые образцы продукции предприятия 51 Приложение Б. Анализ конкурентов 62 Приложение В. Детализация анализа основных конкурентов
ООО «Самое вкусное» 58
Приложение Г. Графическое представление результатов анализа отдельных сегментов рынка кондитерских изделий 61
Приложение Д. Дистрибуция предприятий конкурентов на различных видах рынков

Файлы: 1 файл

Светкина курсовая.docx

— 6.07 Мб (Скачать файл)

 

Важное влияние на эффективность  функционирования ООО «Самое вкусное» оказывают факторы внешней макросреды, на которые, как правило предприятие влиять не может.

Законодательство и политическая среда на современном этапе оказывают  позитивное влияние на деятельность предприятия.

Основным направлением развития российской экономики на современном  этапе является поддержка отечественных  производителей - ООО «Самое вкусное» относится именно к данному сегменту российских предприятий.

Политическое руководство  страны последовательно проводит политику достижения продовольственной безопасности и обеспечивает принятие пакета законов  в области таможенного, налогового и других видов права, обеспечивающих возможность развития российских предприятий.

Экономическое положение  страны и Пензенского региона  являются разнонаправленными факторами. В целом состояние экономики  России способствует развитию предприятия, несмотря на нарастающие кризисные  явления. Однако, кризис носит мировой характер и состояние российской экономики гораздо более стабильное, чем состояние экономики многих других стран мирового сообщества.

В то же время Пензенская область является одним из беднейших  регионов РФ и находится на государственных  дотациях, что не способствует эффективному развитию предприятия (единственный плюс состояния региона - это то, что  уровень оплаты труда работников предприятия ниже, чем в среднем  по отрасли, что позволяет минимизировать себестоимость продукции).

В динамике экономическую  ситуацию вряд ли можно признать позитивной.

Социально-демографические  факторы негативно влияют на развитие предприятия, так как демографическую  обстановку в стране и Пензенской области можно смело характеризовать  как демографическую катастрофу.

Изменение технологий скорее является нейтральным фактором, так  как прорыва в технологиях  производства кондитерской продукции  в ближайшей перспективе не предвидится.

Международная среда оказывает  негативное влияние, так как в  условиях девальвации рубля импортные материалы, используемые на предприятии дорожают, а экспорт готовой продукции не увеличивается из-за падения деловой активности и уровня жизни в зарубежных странах.

Экологическая среда также  негативно влияет на деятельность предприятия, из-за наличия на территории области  ядерного производства (Пенза -19), завода по уничтожению химического оружия (пос. Золотаревка) и биологического производства (Медпрепараты). Очевидно, что данные производства не способствуют экологической чистоте продукции предприятия и росту спроса на нее.

Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделить наиболее существенные на конкретный период времени факторы. К ним следует отнести, мировой финансовый кризис, активно перерастающий в экономический, а также позитивные изменения в налоговой сфере. Если первый фактор отрицательный, то второй - положительный.

На настоящий момент времени  отрицательное действие первого  нивелируется воздействием второго.

Если, негативное воздействие  подавит действие позитивных факторов и будет длительным во времени, то руководству предприятия нужно  быть готовым к сокращению выпуска  продукции и увольнению персонала, так как критические факторы  находятся вне сферы влияния  руководства предприятия.

2.2. Проведение  структурного анализа непосредственного  окружения (модель пять сил  Портера)

При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность  конкуренции и потенциальные  уровни воздействия на организацию  пяти ключевых сил. Методика позволяет  определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии.

Структурная модель 5 сил  Портера показана на рисунке 6.

Рисунок 6 - Структурная модель 5 сил  Портера

Рассмотрим зависимость  ООО «Самое вкусное» от возможных  угроз со стороны.

Уровень конкуренции можно  оценить как свободную конкуренцию, так как число действующих  конкурентов велико.

Появления новых участников рынка ждать не приходится, учитывая экономическую ситуацию.

Поставщики товара пока способны обеспечить предприятие сырьем и  материалами (стоимость поставляемого  товара, гарантия качества, временной  график поставок, пунктуальность и  обязательность выполнения условий  поставщиком удовлетворяют требованиям предприятия). Более того, наблюдается даже некоторая тенденция снижения цен на сырье.

Потребители предприятия  независимо от их географического положения, демографических характеристик, социально-психологические  характеристик и отношения к  продукту снижают спрос из-за кризисных  явлений в экономике.

Появления товаров-субститутов  на рынке пока не предвидится.

Анализ конкурентных сил  показывает, что ООО «Самое вкусное» на современном этапе развития должна приложить все усилия к реализации внутренних резервов - снижению себестоимости продукции, повышению ее качества и более активному стимулированию потребительского спроса.

Итак, в сложившихся условиях приоритетами развития предприятия  является реализация двух направлений - обеспечение доступа к каналам  распределения и реализация эффекта  роста производительности.

Доступ к каналам распространения. В данном случае речь идет о возможности  доступа к эффективным и выгодным каналам распространения продукции  или услуг.

Эффект роста производительности. Производительность возрастает по мере того, как рабочие, менеджеры и  служащие осознают поставленные задачи и становятся опытнее. При этом улучшается соотношение «затраты— эффективность».

В условиях кризиса предприятию  не следует принимать глобальных решений о диверсификации деятельности или смены вида бизнеса, так как  на рынке инвестиций наблюдается  дефицит финансовых средств и  у ЗАО ПКФ имеются серьезные  препятствия для выхода из отрасли:

  • специализированные активы: высокоспециализированные активы, такие, как оборудование для производства кондитерских товаров, имеющее низкую ликвидную стоимость;
  • правительственные ограничения: нежелание правительства разрешить выход в связи с опасениями уменьшения занятости в г. Пензе.

 

 

 

 

 

 

 

Для получения конкурентного  преимущества ООО «Самое вкусное» может использовать три общих конкурентных стратегии (табл. 8).

Таблица 8 - Матрица выбора конкурентной стратегии компании

Целевой рынок сбыта

Стратегическое преимущество

Низкие издержки

Дифференциация продукта

Широкий

Стратегия лидерства в снижении издержек

Стратегия дифференциации продукта

Узкий

Стратегия фокусирования (концентрации)

с акцентом на снижение издержек

с акцентом на дифференциацию продукта


Очевидно, что с учетом специфики предприятия его руководством должна быть выбрана стратегия лидерства  в снижении издержек.

Издержки следует уменьшить  за счёт экономии ресурсов, удешевления  сырья, совершенствования технологии, оптимизации управления.

Итак, анализ внешнего окружения  ООО «Самое вкусное» посредством  использования STEP-анализа (макроокружение) и структурного анализа 5 сил Портера (непосредственное окружение) (см. рисунок 7) показал, что предприятие находится не в лучшей ситуации.

Воздействие сил внешней  макросреды в целом следует признать негативным.

Рисунок 7 - Взаимодействие модели Портера  и STEP-анализа

 

 

 

Влияние факторов внешней  микросреды неоднозначно и в целом  можно признать нейтральным, так  как в аналогичной ситуации находятся  все конкуренты, рынок кондитерских товаров в целом сформирован и появления новых конкурентов на современном этапе можно не опасаться.

Главными резервами повышения  эффективности функционирования предприятия  в сложившейся ситуации является мобилизации внутренних резервов.

Следующим этапом комплексного маркетингового исследования среды  функционирования ООО «Самое вкусное» является анализ её внутренних сторон.

2.3. Проведение  SWOT -анализа

Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе  внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать  SWOT-анализ. Он является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

Аббревиатура SWOT означает: Strengths - сильные стороны; Weakness - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats - угрозы.

Иначе говоря, SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «О» и «Т» к внешнему окружению организации.

Ключевые факторы анализа:

  • Менеджмент.

Потенциал сотрудников ООО  «Самое вкусное» высшего и среднего уровня можно оценить как высокий - они обладают высокой квалификацией  и лояльны к ценностям предприятия.

  • Маркетинг.

Маркетинговое обеспечение  деятельности предприятия находится на высоком уровне широко используется реклама (в основном печатная), личные

продажи, рекламной активность находится примерно на одном уровне с конкурентами.

  • Персонал.

Работа персонала обеспечивает своевременный выпуск качественной продукции, уровень квалификации и  заинтересованности различных категорий  персонала позволяет обеспечивать эффективный производственный процесс.

  • Анализ системы сбыта компании.

Система сбыта обеспечивает потребности и запросы торговых партнеров, хотя распределение объема продаж по членам сети дистрибьюции и неравномерно.

  • Анализ продуктового портфеля.

Продуктовый портфель продаж предприятия в достаточной степени  диверсифицирован и позволяет удерживать долю рынка, постпенно расширяя ее по отдельным товарным позициям.

  • Анализ приоритетных конкурентов.

Доля рынка приоритетных конкурентов может быть оценена  по данным приложений Г, Д.

  • Анализ ценовой политики.

Ценовая политика предприятия  обеспечивает конкурентный паритет  товаров предприятия на рынке. Для  стимулирования сбыта используются объемные скидки.

Итак, рассмотрим составляющие SWOT - анализа.

Сильные стороны:

- многолетний опыт производственной деятельности;

- рыночно-ориентированный менеджмент;

- широкая номенклатура изделий;

- обновление оборудования;

- высокое качество товаров;

- доступность сырья.

Слабые стороны:

- высокая степень износа оборудования по отдельным группам;

- высокая возрастная планка кадрового состава;

- и др.

Возможные угрозы:

   - падение спроса;

- присутствие аналогичных товаров по более низким ценам (демпинг со стороны конкурентов;

- и др.

К возможным направлениям развития предприятия следует отнести:

    - увеличение числа надежных партнеров и расширение круга покупателей;

      - оптимизация использования имеющихся площадей и оборудования;

     - и др.

Результаты анализа сильных  и слабых сторон организации представлены в

табл. 9. Матрица SWOT представлена в табл. 10.

Таблица 9 - Результаты анализа сильных  и слабых сторон организации

Сильные стороны

Слабые стороны

  • многолетний опыт производственной деятельности;
  • рыночно-ориентированный менеджмент;
  • широкая номенклатура изделий;
  • обновление оборудования;
  • высокое качество продукции;
  • доступность сырья.
  • высокая степень износа оборудования по отдельным группам;
  • высокая возрастная планка кадрового

состава;

  • высокая доля накладных расходов;
  • неустойчивое финансовое положение.

Возможности

Угрозы

увеличение числа надежных партнеров  и расширение круга покупателей;

  • оптимизация использования имеющихся площадей и оборудования;
  • совершенствование системы управления;

использование современной компьютерной и организационной техники;

внедрение современных информационных технологий;

  • выход на новые рынки и рост спроса.
  • падение спроса;
  • присутствие аналогичных товаров по более низким ценам;
  • чрезмерное насыщение рынка;
  • сезонные колебания спроса.

Информация о работе Проведение маркетингового исследования деятельности ООО «Самое вкусное»