Разработка информационного обеспечения для оценки состояния рынка кофеен г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
- Определить товарную структуру рынка кофеен и выделить сегмент для исследования;
- Определить факторы, влияющие на состояние рынка кофеен;
- Изучить состояние национального и регионального рынков кофеен;
- Создать базу данных для хранения собранной информации и проведения анализа состояния рынка кофеен.

Файлы: 1 файл

kursak_1.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Информационный маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка информационного обеспечения для оценки состояния рынка кофеен г. Красноярска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                  _____________         И.В. Филимоненко

 

Студент      УБ 10-07                      _____________         Е.В. Полежаева

                                                                                                                                  А.С. Бушков

                                     

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями через информацию. Информация используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий; совершенствования понимания маркетинга как процесса. Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных

Маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями через информацию. Информация используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий; совершенствования понимания маркетинга как процесса.

Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.     Цель курсовой проекта – исследование рынка кофеен и проведение его комплексного исследования.

Задачи курсовой работы:

- Определить  товарную структуру рынка кофеен  и выделить сегмент для исследования;

- Определить  факторы, влияющие на состояние  рынка кофеен;

- Изучить  состояние национального и регионального  рынков кофеен;

- Создать  базу данных для хранения собранной  информации и проведения анализа  состояния рынка кофеен.

Общепит, а в данном случае кофейни, являются одним из важных факторов, без которого практически невозможно обойтись. Поэтому выбор этого рынка достаточно актуален и учитывает потребности современных потребителей.

 

1 . Концепция маркетинговой информационной системы

 

1.1 Структура и назначение  маркетинговой информационной системы (МИС) 

 

Маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы, являющейся частью информационной системы управления организацией.

Возникла концепция данной системы и началась ее практическая реализация в начале 1970-х гг. Маркетинговая информационная система (МИС) — это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначавшихся для обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки принятия маркетинговых решений.

МИС предназначена для:

- раннего обнаружения возможных  трудностей и проблем;

- выявления благоприятных возможностей;

- нахождения и оценки стратегий  и мероприятий маркетинговой  деятельности;

- оценки на основе статистического  анализа и моделирования уровня  выполнения планов и реализации  стратегий маркетинга.

Основные преимущества использования МИС:

- организованный сбор информации;

- широкий охват информации;

- предупреждение кризисов в  деятельности фирмы;

- координация планов маркетинга;

- скорость анализа;

- представление результатов в  количественном виде.

По своей сути МИС — это инструмент мониторинга маркетинговой среды и анализа данных, собираемых из маркетинговой среды.

Маркетинговые исследования являются частью системы по сбору маркетинговой информации. Эта система может быть представлена в виде схемы, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура МИС

 

Задача МИС состоит в том, чтобы собирать первичные и вторичные данные о маркетинговой среде, вести их обработку и подготавливать соответствующие информационные отчеты для подразделений компании.

 Структурно МИС состоит из четырех основных блоков:

- Система внутренней информации — система сбора и обработки текущих данных о состоянии маркетинговой среды, получаемая из внутрифирменных источников (внутренние документы, отчеты, базы данных, идеи и предложения персонала компании и пр.).

- Система маркетинговой разведки — система сбора и обработки текущих данных о состоянии внешней среды, получаемая из внешних источников (отслеживание текущих публикаций в СМИ, наблюдения за действиями конкурентов, отслеживание рекламы, посещение отраслевых выставок и пр.).

- Система маркетинговых исследований — систематические и целенаправленные исследования рынка для решения конкретных задач, стоящих перед фирмой.

- Система маркетингового анализа — обработка, сравнение и анализ полученных маркетинговых данных, адаптация маркетинговой информации к нуждам соответствующих подразделений менеджмента фирмы.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды и источники  информации  в МИС

 

Одним из ключевых вопросов деятельности предприятия является получение полной, достоверной, своевременной информации о состоянии маркетинговой среды.

Маркетинговая информация - это факты и цифры, которые определенным образом касаются маркетинговой деятельности организации, характеризующие ее маркетинговая среда. Так, "портрет" индивидуального потребителя создается с помощью таких данных, как возраст, пол, уровень дохода, образование, место проживания, потребительские привычки и др.. В процессе выхода на внешние рынки существенное значение имеют, в частности, такие факты и цифры, как особенности национального менталитета потребителей, размеры ставок ввозной (импортной) пошлины, система налогообложения и т.д..

В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется разнообразная информация. Маркетинговая информация позволяет предприятию:

- снизить  финансовый риск и опасность  для образа фирмы;

- получить  конкурентные преимущества;

- следить  за маркетинговой средой;

- координировать  стратегию;

- оценивать  эффективность деятельности;

- подкреплять  интуицию менеджеров.

Информационный фактор играет все более важную роль не только в маркетинговом анализе, но и в целом по успешности деятельности организации. Маркетинговую информацию обычно разделяют на вторичную и первичную.

Первичная информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований. Достоинства первичной информации:

- сбор в  соответствии с точно поставленной  целью;

- известна  и контролируема методология  сбора;

- результаты  доступны для компании и могут  ограждаться от конкурентов;

- известна  надежность.

Недостатки:

- большое  время на сбор и обработку;

- дороговизна;

- сама фирма  не всегда может собрать все  необходимые данные.

Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние.

Основными источниками внешней вторичной информации являются:

- публикации  национальных и международных  официальных организаций;

- публикации  государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;

- публикации  торгово-промышленных палат и  объединений;

- сборники  статистической информации;

- отчеты  и издания отраслевых фирм  и совместных предприятий;

- книги, сообщения  в журналах и газетах;

- публикации  учебных, научно-исследовательских, проектных  институтов и общественно-научных  организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;

- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие  фирменные публикации;

- материалы  консалтинговых организаций.

Достоинства вторичной информации:

- дешевизна  по сравнению с первичной информацией;

- возможность  сопоставления нескольких источников;

- быстрота  получения по сравнению со  сбором первичной информации.

Недостатки:

- неполнота;

- устареваемость;

- иногда  неизвестна методология сбора  и обработки;

- невозможность  оценить достоверность.

Источник информации — это концентрированный и специализированный проводник разнообразных сведений о рыночной деятельности, канал маркетинговой информации, откуда ее заимствуют заинтересованные пользователи.

Источниками первичной информации являются лица, имеющие доступ к каким-либо сведениями и занимающиеся определенной рыночной деятельностью (как активной, так и пассивной). Некоторые лица имеют эксклюзивное право собственности на информацию, другие покупают ее или добывают ее какими-либо способами. Источниками информации являются юридические и физические лица, которые по своим служебным обязанностям, или в силу присущих им свойств, образа и стиля жизни, сложившегося менталитета обладают потенциальной информацией. Эта информация проявляется как в их действиях, так и высказываниях.

 К основным источникам первичной информации относятся:

- потребители (в том числе население);

- производители;

- дистрибьюторы (торговые посредники);

- поставщики;

- торговые конкуренты;

- партнеры;

- неторговые учреждения и организации;

- эксперты рынка;

- сотрудники компании.

Источники вторичной информаций могут быть представлены в виде документов, сообщений, результатов маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований, могут быть выражением определенных тенденций и закономерностей.

В ряде стран предприятия и организации добровольно или в обязательном порядке публикуют определенный набор сведений о себе (разумеется, не нарушая коммерческой тайны, но достаточно, чтобы составить представление о конкуренте). Во многих странах, в том числе в России, издаются регистры предприятий и справочные бюллетени по постоянному кругу показателей. Коммуникативные каналы маркетинговой среды осуществляют постоянный обмен информацией, без чего практически невозможна коммерческая деятельность. Самостоятельным источником вторичной информации являются средства массовой информации (СМИ).

К основным источникам вторичной информации относятся:

- внутренние отчеты компании;

- отчеты о продажах;

- бухгалтерские и финансовые отчеты;

- жалобы и предложения потребителей;

- средства массовой информации;

- различные бюллетени;

- публикации исследовательских и консалтинговых фирм;

- статистические сборники;

Интернет, тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний.

Как правило, при проведении маркетингового исследования собирается всевозможная вторичная информация об объекте исследования, поскольку она дешевле, и ее можно собрать в кратчайшие сроки. После оценки вторичной информации, в случае, если она не позволяет достичь целей исследования, организовывается сбор первичной информации.

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы сбора данных 

 

Маркетинговое исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства.

Соответственно данное определение четко определяет основные этапы проведения любого маркетингового исследования:

- разработка концепции исследования

- поиск и сбор информации;

- обработка данных;

- подготовка итоговой аналитической записки (отчета).

Виды исследований

   Один из наиболее трудоемких и затратных этапов любого маркетингового исследования это поиск и сбор информации по исследуемой проблеме. В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на:

- кабинетные;

- полевые.

Однако, на практике, полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга, решая свой конкретный круг вопросов.

Кабинетное исследование - поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент. Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения валидности информации.

Информация о работе Разработка информационного обеспечения для оценки состояния рынка кофеен г. Красноярска