Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 19:12, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- Определить товарную структуру рынка кофеен и выделить сегмент для исследования;
- Определить факторы, влияющие на состояние рынка кофеен;
- Изучить состояние национального и регионального рынков кофеен;
- Создать базу данных для хранения собранной информации и проведения анализа состояния рынка кофеен.
По результатам исследования можно сделать результат: на рынок кофеен происходит влияние не только со стороны макро-факторов, но и со стороны микро-факторов, которые оказывают глубокое влияние. Так же существует множество кофеен, как российских, так и зарубежных.
Внимание заострялсь на пкофейнях г. Красноярска. Необходимо усилить свои позиции и закрепиться на рынке кофеен.
Потребление кофе в России пока находится на невысоком уровне и значительно отстает от западных стран. Культура потребления кофе в России развивается, поэтому эксперты считают рынок кофе в России одним из самых перспективных.
Характерная особенность рынка кофеен в России – большое количество сетевых участников. Сетевой формат работы на рынке обеспечивает раскрученный брэнд, единые стандарты обслуживания, близкий ассортимент в каждом заведении сети, возможность снижать издержки за счет оптовых закупок и высокий уровень узнавания марки потребителями.
За последние 10 лет рынок кофеен и кафе-кондитерских активно развивался. Существенное негативное влияние на рынок общественного питания, как во всем мире, так и в России оказал финансовый кризис. Темпы роста снизились уже в конце 2008 года. Доходы населения на тот момент еще не успели существенным образом снизиться, однако уже появились негативные ожидания.
После кризиса рынок восстанавливался крайне медленно: положительная динамика была отмечена с мая 2010 года. Тем не менее, на сегодняшний день сегмент кофеен, а также кафе-кондитерских, в России успешно развивается.
Количество посетителей кофеен наиболее велико в городах Новосибирск и Санкт-Петербург. В Москве уровень посещаемости чуть ниже, но также является одним из самых высоких в стране. Значительное количество посетителей кофеен наблюдается в городах Омск, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Челябинск.
При выборе заведения для посетителей кофеен и кафе-кондитерских наиболее важными характеристиками являются качество и вкусовые характеристики предлагаемых напитков и блюд, чистота и удобство заведений, высокий уровень сервиса, доступные цены.
В тройку лидеров среди сетевых кофеен и кафе-кондитерских по доле посетителей в Москве и Московской области входят сети «Шоколадница», «Кофе Хауз» и «Starbucks». Поскольку их отрыв от остальных участников рынка достаточно большой, то значительных изменений в расстановке сил на рынке в ближайшие годы не ожидается.
В дальнейшем российский рынок кофеен будет становиться все более цивилизованным, и по уровню своего развития постепенно приблизится к американскому или европейскому рынкам
.
http://querycom.ru/company/
-pazolini.html
8. http://watermarket.ru/
http://www.restoranoff.ru/
http://www.foodmarket.spb.ru/
http://www.openbusiness.ru/
http://www.sostav.ru/news/
http://www.advertology.ru/
http://www.sostav.ru/news/
http://www.foodmarket.spb.ru/
Приложение А
Анкета:
1) Как часто вы посещаете
- очень часто
- часто
- редко
- очень редко
- не посещаю такие заведения
2) Какую кофейню Вы
- Traveler`s Coffee
- Шоколадница
- Крем
- Кофеin
- Кофе-terra
- другая фирма
3) Сколько в среднем Вы платите за посещение кофейни, которое Вы предпочитаете?
- 100-120
- 120-160
- 160-200
- 200-300
4) Оцените уровень обслуживание официантов. Оцените в баллах от 1 до 5:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
6) Оцените качество работы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Статья 1.
Обзор рынка кофеен
«Купи одну чашку, вторую получи бесплатно» — лозунг крупнейшей сети кофеен «Кофе Хауз» в России. Как этот слоган повлиял на развитие и успех этой компании? Какие методы продвижения на рынок используют как сетевые компании, так и отдельные одиночные кофейни? Насколько заполнен рынок кофеен в Москве и что следует сделать, чтобы остаться и развиваться на нем? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в нашей статье, анализируя и исследуя как сам рынок, так поведение ведущих игроков.
ЧТО ТАКОЕ КОФЕЙНИ
Кофейни стали неотъемлемой частью жизни мегаполисов, точнее людей, проживающих там. По данным маркетинговой компании «Step by Step» на август 2005 года около 27 % москвичей, посещают кофейни не реже одного раза в неделю, в С-Петербурге эта цифра еще больше и составляет 34 %.
Кофейни — место, где мы встречаемся с друзьями, назначаем деловые встречи, отдыхаем всей семьей. Для многих утро будничного дня начинается именно с чашечки эспрессо, выпитого в кофейне неподалеку от офиса. Проведение деловой встречи и переговоров, удобно в неформальной обстановке уютного заведения. И это уже не дань моде, а скорее норма жизни. После лекций в институте студенты отправляются не куда-нибудь, а в кофейню за углом, чтобы поболтать и попить каппучино или какао, ведь у них есть флаеры!!! В выходные мы всей семьей отправляемся на шопинг в торговый центр и после удачных покупок, уставшие заходим в кофейню, расположенную ниже этажом. Здесь можно перекусить, отдохнуть и затем смело продолжать поход по магазинам.
Почему кофейни стали настолько популярны и пользуются спросом? Потому, что это место, которое могут посещать люди не только с высоким уровнем дохода. Там можно просто выпить чашечку кофе, а можно перекусить под негромкую ненавязчивую музыку. И обременять себя поисками также нет необходимости, особенно в центре. Итак, кофейня это место не только общественного питания, но и досуга, где каждый, исходя из своих финансовых возможностей, ставит перед собой определенные цели пребывания.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...
Несколько слов из истории кофейного бизнеса.
Первая в мире кофейня появилась в 1554г. в Стамбуле (Константинополе). Однако вскоре власти стали закрывать их, ссылаясь на то, что они отвлекают народ от молитв, а турецкие чиновники стали брать большие взятки, за разрешение им вести свой бизнес. Вскоре кофе попадает в Европу через Венецию в 1600 году, а в 1654 году кофе попадает в Россию. Именно в этом году придворный лекарь прописал Алексею Михайловичу, отцу Петра I, следующий рецепт: «Вареное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Но только Петру I удалось внедрить кофе не как лекарство от насморка, а как напиток. Он часто бывал в Голландии, у амстердамского бургомистра Николая Витсена, известного в то время предпринимателя и кофе-торговца. Именно в Голландии Петр I пристрастился к этому напитку, а по возвращению в Россию со свойственной ему энергией начал его пропагандировать.
Первая современная кофейня в России появилась в северной столице в 1994 году, а на ноябрь 2005 года эта цифра в С-Петербурге выросла до 150. В свою очередь, первая кофейня в Москве «Кофе Бин» — появилась в середине 90-х гг. на Кузнецком мосту и представляла собой кафе-магазин. Тем не менее там можно было уже попробовать классический эспрессо и капучино, и этот опыт привлек внимание не только любителей кофе. Предприниматели быстро оценили инвестиционную привлекательность рынка кофеен, и они стали открываться одна за другой.
Большая часть кофейного рынка в Москве и Санкт-Петербурге принадлежит сетевикам. В северной столице это — «Идеальная чашка», «Марко», «Республика Кофе» и «Рико». Кстати, сеть «Идеальная чашка», открывшая в октябре 2003 года одну кофейню в Москве в ТЦ «Мега», в свои дальнейших планах собирается открывать их в крупнейших городах СНГ.
РЫНОК КОФЕЕН СТОЛИЦЫ
И вот что представляет из себя рынок кофеен Москвы. На данный момент емкость рынка кофеен (по данным маркетингового агентства «Step by Step») составляет 2000 заведений, а в Москве на ноябрь 2005 года насчитывается всего около 230 заведений (по данным РГК «Оскар»). Текущий же объем столичного рынка кофеен составляет — свыше 20 млн. долларов в год.
Сегмент кофеен в Москве растет не больше чем 10 % в год, в то время как весь рынок не меньше 20% (по данным аналитиков ИК Финам), а также эксперты считают, что будущее скорее всего за сетевыми проектами. На сегодняшний день на них приходится 60 % от общего числа, а остальное приходится на одиночные заведения. ( из маркетинговых исследований РА «Оскар»).
Жесткой конкуренции на рынке нет, так как посетители кофеен пока не предъявляют высоких требования ни к качеству кофе, ни к уровню обслуживания, а все потому, что сравнить с чем-то не имеется возможности. Например, в США и Европе, где кофейни на каждом шагу конкуренция намного выше. Для сравнения в США кофейня занимает третье место по пребыванию в ней человека, после дома и работы. По данным аналитиков компании «МКД-партнер», в Москве и С-Петербурге на 100 тыс. жителей приходится 0, 7 кофейни, а в Нью-Йорке эта цифра составляет 27, в Сиэтле — 62, в Милане 135. В России «кофейный бизнес» зародился недавно, но, тем не менее, он прижился и активно развивается. Ярким примером тому служит появление кофеен в крупных городах РФ (Новосибирск, Екатеринбург, Самара и т.д.). В перспективе, в ближайшие лет 5 в каждом городе РФ будут кофейни, т.к. инвестиции вложенные в этот бизнес окупаются через 3–4 года, и спрос на эти заведения превышает предложение.
Лидером на рынке является «Кофе Хауз» — сеть, которая является крупнейшей в России. Она насчитывает самое большое количество точек в Москве, а также успешно продвигается на рынках других городов. Пока это С-Петербург, Казань, Киев.
Вторая по величине сеть — «Шоколадница», наступающая на пятки в Москве лидеру. Даже логотипы обоих сетей внешне схожи. В дальнейшей перспективе «Шоколадница» также планирует свое развитие в регионах.
На третье место претендует сеть «Мока
Лока» входящая в компанию «Росинтер»
и насчитывающая 14 заведений. На рынке также
можно выделить средние сети, включающие
в себя от 5 до 10 точек. К ним относится сеть
«Кофе Тун», «Кофемания», «Кофе Бин», «Дольче
Моменто». Имеются маленькие сети где
количество ограничивается 2–3
Всех представителей кофейного рынка можно разделить на две категории: на дорогие заведения, где средний чек составляет 20–25 $ («Кофемания», «Александрия», «Москва-Берлин»), и заведения рассчитанные на посетителя со средним уровнем дохода и сумма среднего чека составляет 10—15$ («Кофе Хауз», «Шоколадница», «Кофе-Тун»). Первая категория кофеен делает акцент, прежде всего на качестве и на эксклюзивности своей продукции, а также на высокий уровень обслуживания. Основные потребители этой категории состоятельные люди, ставшие постоянными клиентами. Вторая категория кофеин предлагает традиционный ассортимент (кофе, чай, напитки, десерты и т.д.), обладающий хорошими потребительскими свойствами. Эта категория отличается от первой тем, что уровень обслуживания там не на высшем уровне. Ниже представлена таблица, где показаны основные игроки рынка кофеен по Москве и сумма среднего чека, данного заведения (данные РГК «Оскар»).
Название сети |
Кол-во точек |
Средний чек, $ |
Кофе Хауз |
49 |
10–12 |
Шоколадница |
31 |
10–15 |
Мока Лока |
14 |
5–10 |
Кофе Тун |
9 |
15–20 |
Эстерхази |
6 |
25–30 |
Кофемания |
5 |
20–25 |
Дольче Моменто |
5 |
12.5 |
Монтана Кофе |
5 |
5–7 |
Кофе Бин |
4 |
10–13 |
Москва-Берлин |
3 |
20–25 |
Крепери Де Пари |
3 |
15–20 |
Каппучино Экспресс |
2 |
10–12 |
Таблица - основные игроки рынка кофеен
В независимости от категории и принадлежности к сети кофейни предлагают ряд дополнительных услуг. Практически все кофейни делят торговую площадь для курящих и некурящих. «Take Away» («еда с собой») стала очень популярной в России, и кофейни успешно ее используют. Если Вы хотите поработать за ноутбуком Вам предложат воспользоваться беспроводной связью Wi-Hi. Купить кофе в зернах или молотый можно не только в «Монтана Кофе», которая первая на российском рынке занялась обжаркой кофе в России. Эту услугу предлагают большинство кофеен Москвы. Кроме кофейных зерен на месте можно приобрести турку, френчпресс, кофеварку и другие кофейные аксессуары. И все-таки что заставляет человека, отдать предпочтение именно этой кофейне, а не другой.
КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ ВЫБИРАЕТ КОФЕЙНЮ
Рассмотрим основные факторы, которые влияют на потребителя при выборе кофейни, основываясь на данных маркетингового агентства «Step by Step».
Таблица – данные опроса
Специалистами было опрошено 1500 посетителей различных московских кофеен.
Так, более половины опрошенных — люди с доходом не ниже 500 долларов, также 23% имеют доход более 1000 долларов в месяц, и только 21% опрошенных относятся к группе потребителей с уровнем дохода 300–500 долларов. Основным фактором, влияющим на выбор первого посещения кофейни, по мнению опрошенных, является мнение друзей и знакомых, так называемое «сарафанное радио». И если заведение сделало все, чтобы клиент остался доволен, он обязательно расскажет об этом, гарантируя тем самым, приток посетителей в это место.