Разработка комплекса маркетинга фирмы ЗАО «Тарк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Исходная задача маркетинга – анализ и прогнозирование рынка, его сегментов и среды, конкуренции и конъюнктуры. От качества и глубины анализа и прогнозов зависят перспективы решения других задач. Эти задачи укрупнено составляют две группы:
- разработка и планирование деятельности фирм с ориентацией на потребителя и развитие спроса;
- реализация товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики.
В данном курсовом проекте необходимо разработать комплекс маркетинга ЗАО «Тарк», успешно осуществляющей свою деятельность на рынке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ, ЕЕ ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ И МЕСТА В РЫНОЧНОМ ОКРУЖЕНИИ 3
1.1. Краткая характеристика фирмы, цель и задачи ее деятельности 4
1.2. Общее описание товара и потребности в нем, оценка текущего спроса на товар 6
1.3. Характеристика маркетинговой среды и ее влияние на деятельность фирмы 6
2. ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ 9
2.1. Обоснование выбора принципов сегментирования рынка 11
2.2. Построение дерева сегментирования 17
2.3. Выбор стратегии охвата рынка и целевых сегментов 18
2.4. Позиционирование товара в выбранных сегментах 20
3. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ 21
3.1. Описание товарного ассортимента и его основных характеристик 21
3.2. Разработка упаковки товара 22
3.3. Использование товарных знаков 23
3.4. Организация сервисного обслуживания клиентов 24
4. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ 25
4.1. Постановка задач ценообразования 25
4.2. Обоснование и расчет цены на товар 26
5. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ 27
5.1. Выбор комплекса продвижения товара на рынок 28
5.2. Описание используемых способов продвижения товара на рынок 30
6. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА 35
6.1. Выбор каналов распределения товаров 35
6.2. Организация товародвижения 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАРКЕТИНГУ_Барданос_7.06.04.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)
    1.  Описание товарного ассортимента и его основных характеристик

 

Товарный ассортимент – это  группа товаров, продвигаемых на рынок  одной компанией, которые включаются в одну и ту же категорию товаров. Они могут различаться по цене, качеству и характеристикам и продвигаться в различные рыночные сегменты.

В настоящее  время ЗАО «Тарк» реализует следующие  группы бытовой техники — пылесосы, моющие пылесосы, моющие аппараты, пароочистители, мойщики окон, а также дополнительные принадлежности, расходные материалы и химические чистящие средства. Распределение выручки от продаж по этим товарным группам показано на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Распределение  выручки от продаж по группам товаров.

 

Основой политики фирмы  в этом направлении – привлечение  новых клиентов. Потребители, которые находятся за пределами рынка, могут быть привлечены на рынок новыми предложениями. Это расширит размер рынка, увеличит общую долю рынка фирмы и создаст более высокую прибыль. Однако очень велика вероятность того, что новый товар или перемещение товара в новую позицию уничтожит долю существующих товаров в ассортименте. Но новый товар вводится на рынок именно из-за того, что он обладает определенными привлекательными особенностями. Это дает возможность назначить более высокую цену с целью компенсации затрат. Новый товар заполняет пробел в товарном ассортименте, который, если его не заполнить, дает возможность конкурентам захватить лидерство на рынке.

    1.  Разработка упаковки товара

 

Оборудование  фирмы «Karcher» упаковывается в высококачественную картонную упаковку, которая характеризуется профессиональным дизайном. Оформление внешней упаковки выдержано в традиционном бело-желтом цвете, с использованием фотографических иллюстраций изделия. На упаковке нанесены также технические параметры изделия, наименование и адрес завода-изготовителя. Такая упаковка продукции привлекает внимание покупателей, описывает характеристики товара, способствует формированию доверия потребителей и производит приятное впечатление. Внутренняя упаковка выполняется из синтетических материалов и обеспечивает защиту оборудования при транспортировке. Кроме всего прочего упаковка выполняется с использованием вторичного сырья и не наносит вред окружающей среде.

Это выгодно отличает оборудование фирмы «Karcher» и благоприятно сказывается на имидже торговой марки, тем самым повышая конкуренто-способность товара.

    1.  Использование товарных знаков

 

Как известно, товарный знак и знак обслуживания - имя, символ, рисунок или что-либо другое, используемое для обозначения товара фирмы, и  отличающее эти товары от товаров  конкурентов. Торговая марка - зарегистрированный законом товарный знак, дающий владельцу этого знака исключительное право на его использование.

С позиций маркетинга товарный знак – это особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит право располагать  данным товаром, получать прибыль и  нести ответственность за поставку некачественного товара. Товарный знак дает его владельцу материальные выгоды, создавая ему высокую репутацию.

Стремление  зарегистрировать товарный знак может  быть связано с экономическими причинами: марочные товары обычно ценятся на 15–25% выше, чем не марочные, поэтому товарный знак становиться автономным ценным объектом собственности. Поэтому лучше сначала завоевать доверие покупателей отличной технической и коммерческой работой, а потом уже думать о введении товарных знаков.

Товарный знак становится стимулом повышения качества товаром. Для покупателей же товарный знак – это движущий мотив покупки и своеобразная гарантия качества. Существуют четыре типа обозначения знака (марки):

а) фирменное  имя;

б) фирменный  знак;

в) торговый образ;

г) торговый знак.

Фирменные имена, фирменные знаки товарные образы представляют собой маркетинговые  обозначения и не обеспечивают юридической  защиты от использования конкурентами, если не зарегистрированы как товарные знаки.

Марка «Karcher» на протяжении десятилетий отождествляется с высочайшим качеством продукции. Фирма «Karcher», являющаяся первооткры-вателем аппаратов для чистки высоким давлением, год за годом задает новые масштабы своими инновационными решениями. «Karcher» предлагает продукцию высочайшего качества как для решения профессиональных задач чистки и ухода, так и для бытового применения. На все изделия, выпускаемые на немецких заводах, распространяется строгая внутрифирменная система обеспечения качества, соответствующая требованиям стандартов ISO 9001.

Торговая марка – бренд – фирмы «Karcher» показана на рисунке 9.

 

 

Рисунок 9 – Торговая марка фирмы «Karcher».

    1.  Организация сервисного обслуживания клиентов

 

Разнообразие предложений  товара на рынке достигается не только путем расширения ассортимента. В  современных условиях, когда многие предлагаемые товары (из числа взаимозаменяемых) сравнимы по качеству, ассортименту и ценам, на первый план выходит их сервис.

Применительно к маркетингу  материальных, физических  товаров  эта тенденция получила несколько  гротескное название: «дематериализация». Спектр вариантов рыночного выбора здесь особенно широк, так как  сервис предполагает работу с конкретным клиентом, непосредственный контакт с ним. Как следствие этого сервис наиболее индивидуализирован и выступает как средство дополнительного повышения конкурентоспособности, подкрепления предложенных на рынок товаров. Именно он наиболее ярко определяет имидж фирмы среди покупателей.

Для ЗАО «Тарк» определим несколько критериев дифференциации разновидностей сервиса в отношении товара. По времени своего оказания сервис подразделяется на:

- совершаемый до покупки (например, консультация);

- в процессе покупки (подгонка под индивидуальные требования);

- послепродажный (транспортировка, приведение в рабочее состояние, обучение пользованию, гарантийный и послегарантийный ремонт).

По характеру услуг  сервис может быть техническим (технический  осмотр, ремонт) или коммерческим (пробные поставки, предоставление права обмена). По своей связи с товаром сервис может быть как связанным (инструктаж), так и несвязанным (организация удешевленных или приближенных к покупателю продаж). Различается сервис и по механизму оплаты: он может осуществляться за отдельную плату (абонентское обслуживание) или выглядеть бесплатным, входя в продажную цену (гарантийное обслуживание).

ЗАО «Тарк» охватывает максимально  широкий спектр услуг, уделяя особое внимание пред и послепродажному консультированию, гарантийному и послегарантийному обслуживанию. В штатной структуре ключевое место занимает сервисная служба, сотрудники которой регулярно проходят обучение и повышение квалификации у представителей новосибирской фирмы и консультантов «Karcher» из Германии. ЗАО «Тарк» имеет официальный сертификат фирмы «Karcher» на оказание сервисных услуг, и использует для технического обслуживания и ремонтов оборудования инструмент, запчасти и комплектующие «Karcher».

  1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ

 

Являясь одним из элементов комплекса маркетинга, цена активно используется при выработке маркетинговой политики. При этом если изменение продуктовой политики, планирование и реализация деятельности по продвижению продуктов, создание новых каналов товародвижения требуют достаточно длительного времени, то, в ответ на изменение внешних и внутренних возможностей и условий, цены могут быть изменены достаточно быстро.

Цена играет особую роль в маркетинге и потому, что она  прямым образом влияет на результирующие экономические показатели: прибыль, объем реализации, показатель рыночной доли и на такие конечные финансовые показатели, как окупаемость инвестиций и др.

Как правило, организация  не руководствуется получением сиюминутной  выгоды, реализуя продукт по максимально  высокой цене, а проводит гибкую ценовую политику.

    1.  Постановка задач ценообразования

 

В основе любой деятельности фирмы лежит постановка целей, поэтому ей, прежде всего, предстоит решить, каких именно целей она стремиться достичь с помощью товара. Чем яснее представление о целях, тем легче установить цену. Основными целями являются:

а)  выживаемость фирмы  – на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция, чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт фирмы устанавливают низкие цены в надежде на благожелательную реакцию потребителей;

б)  максимизация текущей  прибыли – производится оценка спроса и издержек относительно цен и  выбирается такая цена, которая обеспечит  максимальные поступления текущей  прибыли;

в)  завоевание лидерства  по показателям доли рынка – самая большая доля рынка обеспечит самые низкие издержки и самую высокую прибыль;

г)  обеспечение максимального  качества товара – товар должен стать самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке, что  требует установления на него высокой цены.

Если принять во внимание, что своим целевым сегментом ЗАО «Тарк» выбрало потребителей с не низкими доходами и стратегию позиционирования – «цена – качество», ей целесообразнее будет рассматривать последнюю цель ценовой политики. Она ориентирована на долгосрочную перспективу, на что фирма и рассчитывает: она уже просуществовала 10 лет и собирается и дальше расширять свою деятельность, поэтому краткосрочные цели ей не подходят. Однако фирма пока не ставит своей целью достичь большей доли рынка в выбранном сегменте, она считает: сначала надо показать потребителям, что она достойна представлять данный товар и способна обеспечить его сопровождение. Этого можно добиться только путем достижения высокого качества сервисных услуг.

Цель достижения качества включает в себя две задачи:

  1. Обеспечение лидерства по показателям качества товара и сервиса.
  2. Сохранение лидерства по показателям качества.

Эти задачи взаимодополняют  друг друга, и обязывают фирму к поддержанию устойчивого имиджа. Достижение таких задач очень трудоемкий процесс, они приведут к неизменному росту затрат за счет производственных, административных затрат, затрат на рекламу, распространение и сбыт. Но ЗАО «Тарк» предлагает на рынке товар, качество и большую часть рекламы которого обеспечивает фирма-производитель, поэтому улучшение сервиса, возможно, не приведет к слишком большому росту затрат, и следовательно, цен.

На первом этапе следования новым задачам фирме возможно придется придержать рост цен, чтобы не вызвать их резкий скачок и вызвать отток потребителей, то есть ей следует применять стратегию глубокого проникновения на рынок: медленно, но верно внедрять продукцию со средней ценой и высоким качеством. Потом когда клиенты примут новый уровень цен, фирме необходимо будет для покрытия затрат и занятия должного положения на рынке перейти к премиальной стратегии. Это позволит ей оптимальным образом достичь поставленных задач и при этом дифференцировать цены в зависимости от уровня качества.

    1.  Обоснование и расчет цены на товар

 

Существуют следующие методы ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен; установление цены на основе закрытых торгов.

Методом ценообразования  наиболее подходящим для данной фирмы  является метод ощущаемой ценности товара. Основным фактором ценообразования здесь выступают не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара используются в комплексе маркетинга неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара.

Этот метод предпочтительнее в данной ситуации по двум основным причинам:

1) ЗАО «Тарк» ограничено договором с новосибирским дилером, от которого получает готовую цену и возможный диапазон наценки (обычно не более 10%) .

2) Исходя из преимуществ  новой модели пылесоса «кärcher 5500», цена его немного выше среднерыночной, что ограничивает «маневр» цены, но в то же время дает возможность сформировать у потенциальных потребителей ощущение его ценности.

В стратегию адаптации  цен входит и стратегия, определяющая условия продажи, среди которых  выделяют две большие группы:

  1. наценки и скидки на товары;
  2. условия поставки и оплаты.

И наценки и скидки представляют собой последнее уточнение  цен, когда уже ясны многие предварительные  аспекты, и выступают инструменты  окончательной  «настройки» цен  в унисон позиции и возможностям покупателя.

Для получения потребителем некоторой коммерческой выгоды, ЗАО «Тарк» предлагает следующую систему скидок:

  • бонусные скидки: они предоставляются постоянным клиентам в случае, когда в течение 6 месяцев они делают не менее 3 заказов. Величина данного вида скидки, в зависимости от суммы заказа, составляет от 3 до 5%;
  • скидка по купонам, размещенных в прессе – 3%;
  • торговым агентам предоставляется возможность самостоятельно решать размеры скидок конкретным клиентам в зависимости от объемов потребления.

Информация о работе Разработка комплекса маркетинга фирмы ЗАО «Тарк»