Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77
Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1.
Анализ производственно-
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77
Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.
Промышленности строительных материалов, изделий и конструкций (ПСМ), как одной из основных отраслей народного хозяйства в составе инвестиционного комплекса России, принадлежит ведущая роль в воспроизводственном процессе национального богатства. Доля ее товарной продукции составляет около 3,0% от общего объема промышленной продукции России, стоимость основных фондов отрасли – 2,8% от стоимости производственных фондов страны.
В 1999-2001 гг. ежегодный прирост товарной продукции составлял 6-13 процентов, а в 2002 году - 3 процента. По отдельным видам основных строительных материалов, изделий и конструкций в натуральном выражении ежегодный прирост составлял от 3 до 30 процентов.
Цементная промышленность России является базовой отраслью строительного комплекса, от которого зависит состояние и развитие экономики страны в целом, решение проблем воспроизводственных процессов, социальных вопросов, в частности, строительство жилья, объектов здравоохранения, просвещения и культуры.
В настоящее время цементная промышленность России включает в себя 50 действующих предприятий, из которых 46 полного цикла производства и 4 - помольные установки, работающие на покупном клинкере.
За последние 4 года производство цемента в России имеет постоянный рост и в 2002 году его выпуск составил 3,8 млн. т. В 2002г. по сравнению с 1997г. производство цемента возросло на 58%. Вместе с тем уровня производства 1990г. пока не достигнуто. В 2001г. произведено меньше, чем в 1990г. цемента в 1,6 раза.
Следует отметить, что такое положение в отрасли наблюдается на только в Белгородской области, но и других регионах России. В целом по РФ по сравнению с 1990г. темпы снижения намного больше, нежели в Белгородской области. Так, производство цемента сократилось в 2,4 раза. За счет этого возросла роль белгородских предприятий на рынке строительных материалов России. Если в 1990г. на их долю от общероссийского производства приходилось 7,3% цемента, то в 2001г. – 11% всего производимого в России цемента.
Цементную промышленность в области представляют 2 предприятия ОАО «Белгородский цемент» и ОАО «Осколцемент», объем промышленной продукции которых в 2002 г. составил 2106,8 млн. руб., а доля в общем производстве строительных материалов составила 38,8%.
В связи с невостребованностью в области важнейших видов строительных материалов растет их доля, вывозимая за пределы области. В 2002г. за пределы области вывезено 73% произведенного цемента (2783,6 т.) [7]
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что перед предприятиями стоит проблема сбыта произведённой продукции, поэтому приоритетными направлениями для них являются маркетинговые исследования в области сбыта продукции; распределения долей рынка между компаниями; прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры цементного рынка, которое представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике маркетинга предприятия.
Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и принятие оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Цель прогноза — определить тенденции изменения факторов, воздействующих на рыночную ситуацию, таких как: общехозяйственная конъюнктура, структурные изменения экономики, инвестиционная активность в потребляющих товар отраслях, научно-техническое развитие этих отраслей, изменение потребностей покупателей под влиянием научно-технического прогресса, социальных и других факторов, появление новых товарных рынков, изменение уровня цен, показателей кредитной и валютно-финансовой сфер.
Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Предметом исследования является ЗАО «Белгородский цемент».
В соответствии с целью курсовой работы нами поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать понятие рыночной конъюнктуры, целям и методам ее анализа.
2. Определить показатели конъюнктуры.
3. Рассмотреть основные элементы конъюнктурного анализа.
4.Сформировать историческую справку по образованию ЗАО «Белгородский цемент» и охарактеризовать его состояние в настоящее время.
5. Проанализировать внешнюю среду предприятия, взяв в качестве исходных позиций общехозяйственную структуру РФ и конъюнктуру цементного рынка в стране.
6. Проанализировать внутреннюю структуру предприятия исходя из производственно-финансовой деятельности и маркетинговой, организационно-штатной структуры и системы управления, конкурентоспособности производимого товара.
7. Рассмотреть разрабатываемые на предприятии рыночные стратегии и оценить их эффективность.
Любая маркетинговая операция (разработка стратегии и планирование, выбор сегмента рынка, принятие решения о выпуске нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение цены и т.д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации и позиции фирмы на рынке. Термин ситуация происходит от позднелатинского situacio - положение.
Рыночная ситуация представляет собой сочетание условий и обстоятельств, создающих конкретную обстановку, или положение на рынке.
Понятия рыночной ситуации и рыночной конъюнктуры тесно связаны.
Первый принцип маркетинга: "исследование рынка", или marketing reseаrch. Под данным принципом понимается работа профессионала (требующая достаточно высокой квалификации) по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков.
Из определения очевидно, что в "marketing reseаrch" входят две составляющие: "конъюнктура" и "собственно-маркетинговые исследования", которые также называются "комплексный анализ рынка".
Предлагаются следующие определения рыночной конъюнктуры:
"Трендовое", или "динамическое" понимание конъюнктуры - это изучение совокупности взаимосвязанных причин и условий, определяющих переход от одного состояния рынка (и его отдельных сегментов) в другое.
В этом плане имеются экономические теории - длинных, средних, коротких волн конъюнктуры.
Вообще говоря, имеются следующие циклы или "волны" конъюнктуры:
Основные идеи этих теорий (которые подтвердились на практике) состоят в том, что анализируются 4 фазы того или иного цикла: процветание (подъем), спад (кризис), депрессия ("полный развал"), восстановление (оживление); то, что лежит в основе возникающих "спектров колебаний" (например, смена технологического способа производства в длинных кондратьевских волнах, активная часть основного капитала в средних марксовых циклах, и т.п.); и анализируются экономические и социально-политические события, которые на этих фазах происходят.
"Структурное", или "статическое" понимание конъюнктуры (его можно назвать еще и "дифференциальное" - поскольку оно фиксирует только сложившиеся события на рынке по отношению к фирме) будет следующим: конъюнктура - это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют следующие основные параметры (переменные) рынка, которые важны для деятельности фирмы:
Тогда рынок в контексте такого понимания конъюнктуры – это сфера обмена, вообще говоря, только по трем параметрам: по уровню спроса; по уровню предложения; по ценам, которые взяты в определенной динамике.
Говоря в целом, конъюнктурные исследования связаны с изучением спроса, предложения и цены по отдельным сегментам рынка, в соотношениях с емкостью и объемом интересующих фирму сегментов, эластичности спроса и эластичности предложения, условий конкуренции, и т.д., причем, как правило, еще и по трем временным интервалам - стратегическому, тактическому и оперативному. Отметим, что в действительности, хорошие (качественные) конъюнктурные исследования - это достаточно дорогостоящие мероприятия, причем
скорее чисто экономического, чем маркетингового характера.
Итак: конъюнктурные исследования - это специально-экономическое изучение причин колебаний от равновесия спроса и предложения по тем или иным сегментам рынка, которые предназначены для разработки прогнозов развития сегментов рынков в долгосрочной перспективе. Но, как правило, собственно конъюнктурные исследования выступают в качестве некоего "фона" для собственно-маркетинговых комплексных исследований рынка.
Вторая часть "marketing reseаrch" (комплексный анализ рынка) включает в себя следующие переменные:
- изучение спроса (а также и объемов спроса);
- изучение товара (по сравнению с конкурентами);
- изучение рынка (по тенденциям развития) и определение рыночной структуры;
- изучение покупателей (по стратам и сегментам);
- изучение конкурентов и условий конкуренции;
- анализ форм и методов сбыта;
- изучение правовых аспектов торговли на данном рынке.
Можно дать и такое определение конъюнктуры:
Конъюнктура рынка – сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка – это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъектуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.
По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми снижает эту точность.
Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности