Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Содержание работы

Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 269.75 Кб (Скачать файл)








Оглавление

 

Введение 3

1. Исследование и  прогнозирование  конъюнктуры товарного  рынка 5

1. 1 Понятие рыночной  конъюнктуры, цели  и методы ее  анализа 5

1. 2 Показатели конъюнктуры 13

1. 3 Анализ тенденций  и устойчивости  развития рыночной

конъюнктуры 16

2. Характеристика объекта  исследования 20

2.1. Становление и  состояние предприятия  и организационно-правовая  форма предприятия 20

2.2. Вид деятельности 22

3. Анализ внешней  среды предприятия 24

3.1. Анализ общехозяйственной  конъюнктуры 24

3.2. Анализ и прогноз  конъюнктуры рынка 35

4. Анализ внутренней  среды предприятия 48

4.1. Анализ производственно-финансовой  деятельности 48

4.2. Анализ кадрового  состава 53

4.3. Анализ сбытовой  деятельности 54

4.4. Маркетинг 57

4.5. Системы и организация  управления 62

4.6. Анализ конкурентоспособности  товара 64

4.7 SWOT анализ предприятия 69

5. Разработка рыночных  стратегий на предприятии  и оценки их  эффективности 71

Заключение 75

Библиографический список литературы 77

 

Введение

 

Экономика России как материальная база проводимого  общественного переустройства представляет собой  сложный комплекс отраслей.

Промышленности  строительных материалов, изделий и конструкций (ПСМ), как одной из основных отраслей народного  хозяйства в составе  инвестиционного комплекса России, принадлежит ведущая роль в воспроизводственном процессе национального богатства. Доля ее товарной продукции составляет около 3,0% от общего объема промышленной продукции России, стоимость основных фондов отрасли – 2,8% от стоимости производственных фондов страны.

В 1999-2001 гг. ежегодный прирост  товарной продукции  составлял 6-13 процентов, а в 2002 году - 3 процента. По отдельным видам  основных строительных материалов, изделий и конструкций в натуральном выражении ежегодный прирост составлял от 3 до 30 процентов.

Цементная промышленность России является базовой  отраслью строительного комплекса, от которого зависит состояние и развитие экономики страны в целом, решение проблем воспроизводственных процессов, социальных вопросов, в частности, строительство жилья, объектов здравоохранения, просвещения и культуры.

В настоящее время  цементная промышленность России включает в  себя 50 действующих  предприятий, из которых 46 полного цикла  производства и 4 - помольные  установки, работающие на покупном клинкере. 

За последние 4 года производство цемента  в России имеет  постоянный рост и  в 2002 году его выпуск составил 3,8 млн. т. В 2002г. по сравнению с 1997г. производство цемента  возросло на 58%. Вместе с тем уровня производства 1990г. пока не достигнуто. В 2001г. произведено меньше, чем в 1990г. цемента в 1,6 раза.

Следует отметить, что такое  положение в отрасли  наблюдается на только в Белгородской области, но и других регионах России. В целом  по РФ по сравнению  с 1990г. темпы снижения намного больше, нежели в Белгородской области. Так, производство цемента сократилось в 2,4 раза. За счет этого возросла роль белгородских предприятий на рынке строительных материалов России. Если в 1990г. на их долю от общероссийского производства приходилось 7,3%  цемента, то в 2001г.  – 11% всего производимого в России цемента.

Цементную промышленность в  области представляют 2 предприятия ОАО  «Белгородский цемент»  и ОАО «Осколцемент», объем промышленной продукции которых  в 2002 г. составил 2106,8 млн. руб., а доля в  общем производстве строительных материалов составила  38,8%.     

В связи с невостребованностью  в области важнейших  видов строительных материалов растет их доля, вывозимая за пределы области. В 2002г. за пределы  области вывезено 73% произведенного цемента (2783,6 т.) [7]

Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что перед предприятиями стоит проблема сбыта произведённой продукции, поэтому приоритетными направлениями для них являются маркетинговые исследования в области сбыта продукции; распределения долей рынка между компаниями; прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры цементного рынка, которое представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике маркетинга предприятия.

  Результаты анализа  прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка  в сочетании с  отчетными и плановыми  данными дают возможность  заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и принятие оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Цель  прогноза — определить тенденции изменения  факторов, воздействующих на рыночную ситуацию, таких как: общехозяйственная конъюнктура, структурные изменения экономики, инвестиционная активность в потребляющих товар отраслях, научно-техническое развитие этих отраслей, изменение потребностей покупателей под влиянием научно-технического прогресса, социальных и других факторов, появление новых товарных рынков, изменение уровня цен, показателей кредитной и валютно-финансовой сфер.

Основная  цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка  – установить, в  какой мере деятельность промышленности и  торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в  ближайшем будущем  и какие меры следует  принять, чтобы полнее удовлетворить спрос  населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Предметом исследования является ЗАО «Белгородский  цемент».

В соответствии с  целью  курсовой работы нами поставлены и решены следующие задачи:

1. Дать понятие рыночной  конъюнктуры, целям  и методам ее  анализа. 

2. Определить  показатели  конъюнктуры. 

3. Рассмотреть основные  элементы конъюнктурного  анализа. 

4.Сформировать  историческую справку  по образованию  ЗАО «Белгородский цемент» и охарактеризовать его состояние в настоящее время.

5. Проанализировать  внешнюю среду  предприятия, взяв  в качестве исходных позиций общехозяйственную структуру РФ и конъюнктуру цементного рынка в стране. 

6. Проанализировать  внутреннюю структуру  предприятия исходя  из производственно-финансовой деятельности и маркетинговой, организационно-штатной структуры и системы управления, конкурентоспособности производимого товара. 

7. Рассмотреть разрабатываемые  на предприятии  рыночные стратегии  и оценить их  эффективность. 

 

1. Исследование и  прогнозирование  конъюнктуры товарного  рынка

1. 1 Понятие рыночной  конъюнктуры, цели  и методы ее  анализа

 

Любая маркетинговая операция (разработка стратегии и планирование, выбор сегмента рынка, принятие решения  о выпуске нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение  цены и т.д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации и позиции  фирмы на рынке. Термин ситуация происходит от позднелатинского situacio - положение.

Рыночная ситуация представляет собой  сочетание условий  и обстоятельств, создающих конкретную обстановку, или положение на рынке.

Понятия рыночной ситуации и  рыночной конъюнктуры  тесно связаны.

Первый  принцип маркетинга: "исследование рынка", или marketing reseаrch. Под данным принципом  понимается работа профессионала (требующая достаточно высокой квалификации) по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков.

Из  определения очевидно, что в "marketing reseаrch" входят две составляющие: "конъюнктура" и "собственно-маркетинговые исследования", которые также называются "комплексный анализ рынка".

Предлагаются  следующие определения  рыночной конъюнктуры:

"Трендовое", или "динамическое" понимание конъюнктуры  - это изучение  совокупности взаимосвязанных  причин и условий,  определяющих переход  от одного состояния рынка (и его отдельных сегментов) в другое.

В этом плане имеются  экономические теории - длинных, средних, коротких волн конъюнктуры.

Вообще  говоря, имеются следующие  циклы или "волны" конъюнктуры:

  • товарных запасов (около 3-3,5 лет); 
  • промышленные (или Марксовы - 7-11 лет); 
  • строительные (или Кузнеца 19-21 лет);
  • длинные Кондратьевские (технологические, 49-62 лет); 
  • сверхдлинные Сорокинские (социокультурные, около 100 лет).

Основные  идеи этих теорий (которые  подтвердились на практике) состоят  в том, что анализируются 4 фазы того или иного  цикла: процветание (подъем), спад (кризис), депрессия ("полный развал"), восстановление (оживление); то, что лежит в  основе возникающих "спектров колебаний" (например, смена технологического способа производства в длинных кондратьевских волнах, активная часть основного капитала в средних марксовых циклах, и т.п.); и анализируются экономические и социально-политические события, которые на этих фазах происходят.

"Структурное", или "статическое"  понимание конъюнктуры  (его можно назвать  еще и "дифференциальное" - поскольку оно  фиксирует только  сложившиеся события на рынке по отношению к фирме) будет следующим: конъюнктура - это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют следующие основные параметры (переменные) рынка, которые важны для деятельности фирмы:

  • соотношение между спросом и предложением (по отрасли);
  • уровень цен;
  • товарные запасы;
  • портфель заказов;
  • другие параметры, которые связаны с краткосрочными тенденциями развития рынка по отношению к данной фирме.

Тогда рынок в контексте  такого понимания  конъюнктуры –  это сфера обмена, вообще говоря, только по трем параметрам: по уровню спроса; по уровню предложения; по ценам, которые взяты в определенной динамике.

Говоря  в целом, конъюнктурные  исследования связаны  с изучением спроса, предложения и цены по отдельным сегментам рынка, в соотношениях с емкостью и объемом интересующих фирму сегментов, эластичности спроса и эластичности предложения, условий конкуренции, и т.д., причем, как правило, еще и по трем временным интервалам - стратегическому, тактическому и оперативному. Отметим, что в действительности, хорошие (качественные) конъюнктурные исследования - это достаточно дорогостоящие мероприятия, причем

скорее  чисто экономического, чем маркетингового характера.

Итак: конъюнктурные исследования - это специально-экономическое  изучение причин колебаний  от равновесия спроса и предложения  по тем или иным сегментам рынка, которые предназначены  для разработки прогнозов  развития сегментов  рынков в долгосрочной перспективе. Но, как  правило, собственно конъюнктурные исследования выступают в качестве некоего "фона" для собственно-маркетинговых комплексных исследований рынка.

  Вторая часть "marketing reseаrch" (комплексный  анализ рынка)  включает в себя  следующие переменные:

- изучение спроса (а  также и объемов  спроса);

- изучение товара (по  сравнению с конкурентами);

- изучение рынка  (по тенденциям  развития) и определение  рыночной структуры; 

- изучение покупателей  (по стратам и  сегментам);

- изучение конкурентов  и условий конкуренции; 

- анализ форм и  методов сбыта; 

- изучение правовых  аспектов торговли  на данном рынке.

Можно дать и такое определение  конъюнктуры:

Конъюнктура рынка – сложившаяся  экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка – это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.

  Комплексный подход  к изучению конъюнктуры  рынка предполагает: использование различных,  взаимодополняющих  источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъектуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Изучение  конъюнктуры рынка  базируется на анализе  показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.

При изучении конъюнктуры  рынка ставится задача не только определения  состояния рынка  на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

По  своему характеру  прогноз показателей  конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми снижает эту точность.

Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности