Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Содержание работы

Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 269.75 Кб (Скачать файл)

В 2004 г. сформировалась тенденция  некоторого улучшения  ситуации в российской экономике. Устойчиво  снижалась задолженность  по выплатам заработной платы, была полностью  погашена задолженность  по пенсиям, продолжала сокращаться безработица, стабилизировался валютный курс рубля, наблюдается значительный рост собираемости налогов в федеральный бюджет.

Сложилась хорошая ситуация в промышленности. Это было обусловлено, прежде, ростом производства в ряде отраслей, которые выпускают  сырьевые ресурсы  и ориентированы  в значительной степени  на внешний рынок. Достаточно благоприятная внешнеторговая конъюнктура позволила им увеличить экспорт продукции, что позитивно повлияло на производственно-хозяйственную деятельность.

Произошло увеличение производственного  запаса для оборонной  промышленности, железнодорожного, тракторного и  сельскохозяйственного  машиностроения. Началась легализация «теневого» производства спиртовой  и ликероводочной промышленности. Все это способствовало росту производства в промышленности. 

Однако  зависимость экономического положения России от уровня и динамики цен на сырьевые ресурсы, в том числе  и топливно-энергетические, ослабляет экономическую безопасность РФ и затрудняет переход российской экономики к устойчивому длительному росту.

Для определения влияния  общехозяйственной  конъюнктуры на устойчивое положение фирмы и удовлетворение потребности клиентов составим таблицу 3.5.

 

Таблица 3.5

Влияние факторов страны на устойчивое положение  предприятий.

 

ПОКАЗАТЕЛЬ

СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА

0,4

+

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

0,9

+

КРИМИНАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА

0,8

-

ТЕМПЫ ИНФЛИЦИИ

0,4

-

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ СФЕРА

0,7

-

СОЦИАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА

0,9

+

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

0,5

-

ПРАВОВАЯ ОБСТАНОВКА

0,8

+

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

0,3

+

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ  ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

0,5

+

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

0,9

-

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

0,3

+


 

На  основании таблицы 3.5 можно сделать  вывод, что положительное  влияние на деятельность организаций оказывают  такие факторы  общехозяйственной конъюнктуры России, как улучшение внешнеэкономических связей и политической обстановки в стране, снижение темпов инфляции, улучшение экологической обстановки в стране, снижение темпов инфляции, улучшение экологической обстановки в стране, богатые природные ресурсы и высокое развитие культуры страны. Отрицательное влияние оказывает напряженная криминальная обстановка в стране, не достаточно развитие кредитно-финансовой системы, низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере, тяжелая социально-демографическая обстановка, низкая научно-техническая обеспеченность промышленности и сильный износ основных производственных фондов.

В то же время в течение  время 2004 г. действовали  факторы, тормозящие развитие российской экономики, и многие из них будут оказывать свое негативное влияние на динамику экономического роста в 2005 г.

Особо следует выделить два фактора: низкий уровень заработной платы в бюджетной  сфере, отставание минимального размера заработной платы от прожиточного минимума и отсюда низкий платежный  спрос  и снижение жизненного уровня населения.

 

Прогноз общехозяйственной  конъюнктуры Российской Федерации

При этом прогнозе необходимо учитывать значительную инертность российской экономики, особенно реального сектора, вследствие чего любые изменении, даже кризисного характера, начнут давать результаты с некоторым опозданием. Представленный прогноз разработан на основе важнейших тенденций, сформировавшихся в экономике России 1997-2003 г.г. Конечно, эти тенденции в течение 2005 г. могут меняться, и тогда прогнозирование оценки должны быть скорректированы.

Динамика  производства ВВП  в 2005 г. почти полностью  будет повторять  динамику 2004 г. В первом полугодии, возможно, некоторое снижение объемов ВВП, которое  во втором полугодии  сменится незначительным ростом. Официальный прогноз правительства РФ по росту ВВП в 2004 г. составляет 5,9%. Рост ВВП России в 2003 г. составил 7% .

Тенденция роста основных видов  основных видов продукции  химической и нефтехимической  промышленности сохранится. Можно ожидать  увеличения экспорта минеральных удобрений, синтетических смол и пластических масс, синтетических каучуков и тому подобного. В то же время будут  продолжать расти  внутренний спрос  на многие виды продукции.

В машиностроении и  металлообработке продолжится  наращивание производства многих основных видов продукции. В общем, объеме промышленного производства повысится удельный вес продукции автомобильной промышленности, тяжелого, энергетического, транспортного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и снизится доля приборостроения, электротехнической, станкостроительной и инструментальной промышленности.

В 2005 г. правительство, видимо продолжит проводить  жесткую денежно-кредитную  политику. Так же будет расти кредиторская задолженность, которая  оказывает влияние  на уровень потребительских  цен. С будет проводиться  монетизация льгот, на эти цели выделено 170 млрд. руб. С 1 января 2005г. повышается размер заработной платы в бюджетной сфере на 20%, а с1 июля 2005 г. предусмотрено введение доплат к тарифным савкам (окладам 1-4 разрядов).

Тенденции демографической  ситуации России не изменятся. Число  умерших превысит число родившихся.

В сфере занятости  тенденция, сформировавшаяся в 2004 г., несколько  изменится: будет  наблюдаться некоторый  рост в безработице.

Тенденции в формировании баланса  денежных доходов  и расходов населения  изменится незначительно. Значительно сократится доля расходов, направленных на покупку валюты, приобретение ценных бумаг и формирование сбережений в виде вкладов в банке. И, наоборот, увеличиться расходы на питание и приобретение предметов первой необходимости.

Продолжиться  медленное восстановление объема импорта товаров. Как в предыдущие годы больше всего  будут покупаться машин и оборудования, а также продовольствия.

Россия  имеет высокую  внешнюю задолженность  и характеризуется  высокими темпами оттока капитала.

Состояние национальной экономики  по-прежнему находится  в теснейшей зависимости от внешних факторов, прежде всего конъюнктуры мировых сырьевых рынков.

 

3.2. Анализ и  прогноз конъюнктуры  рынка

 

Краткий обзор цементного рынка России.

 

Становление и состояние цементной  промышленности

Цементная промышленность включает свыше 50 предприятий  совокупной мощностью  почти 90 млн. тонн цемента  в год. Ежегодно производится свыше 30 млн. тонн, что  примерно втрое меньше пикового для страны уровня 1989 года.

Цементная промышленность является составной частью тяжелой промышленности и определяет потенциал любого государства Отрасль является основным поставщиком сырья для производства бетона и железобетона (свыше половины производимого цемента), который в свою очередь выступает основным конструкционным материалом в строительстве. Другими  словами, это сектор, спрос, на продукцию которого прямо зависит от объемов жилищного и промышленного строительства. 

Цементная промышленность имеет  две основные отличительные  особенности. Первая – производство цемента чрезвычайно энергоемко. Доля энергоресурсов, а также топлива  превышает половину себестоимости. Это делает ее очень чувствительной к колебаниям стоимости энергоресурсов и различных видов топлива. Цемент является ключевым элементом в производстве основного строительного материала – железобетона, и, соответственно, цементная промышленность в экономике играет роль одного из каналов трансляции инфляции издержек на всю экономику. Доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости зависит от технологии производства.

Влияние стоимости энергоресурсов на цементную промышленность очень велико. Низкая стоимость газа на внутреннем рынке  вкупе с постоянно  растущей стоимостью электроэнергии делают экономически невыгодным переход на более передовое производство сухим способом, к тому же изначально большинство цементных заводов сориентировано на мокрую технологию (по ней производится чуть менее 90% цемента). Впрочем, ситуация меняется по мере увеличения стоимости газа. Однако вопрос энергоемкости на фоне постоянного роста энерготарифа пока открыт.

Другая  важная особенность  отрасли – то, что при перевозках на дальние расстояния доля тарифа на грузоперевозки в стоимости для  потребителя может  достигать половины себестоимости продукта. Это резко усиливает  локализацию рынка в рамках отдельных региональных сегментов. В основном же перевозки внутри региона имеют смысл только при существенном недостатке мощностей по производству цемента либо возможности существенно сэкономить на железнодорожном тарифе.

Цементная промышленность является одной из старейших  отраслей нашей страны. Первый цементный  завод был построен в 1839 г. в Петербурге, затем были построены заводы под Москвой и в Прибалтике. В 1900 г. в России уже насчитывалось около 50-ти цементных заводов. В годы первой мировой войны производство цемента резко упало и составило всего 36 тыс. тонн. Общая мощность цементных заводов к концу 1940 г. возросла по сравнению с 1928 г. в три раза и составила 5675 тыс. тонн Дальнейший рост производства был прерван Великой Отечественной войной. К маю 1945 г. были частично восстановлены 11 заводов, а в 1948 г. удалось произвести довоенный уровень производства цемента. В 1953 г. было выпущено цемента в три раза больше, чем в 1940 г. По объему производства СССР вышел на первое место в мире, а в 1966 г. перегнал США по производству цемента на душу населения.

 

Характеристика  цементного рынка  России по регионам

Анализ  структуры потребления  в разрезе федеральных  округов показывает, что региональная сегментация российского рынка цемента в целом совпадает с размещением основных его производств. Одна из причин этого - экономическая нецелесообразность продажи цемента с транспортировкой на расстоянии более 1000 км. Регионом с наиболее емким рынком является центральный федеральный округ, где сконцентрировано 36,1% внутреннего потребления цемента. За ним с существенным отставанием располагается Приволжский (18,3%), Южный округ (15%), Уральский (11,3%), Северо-Западный (7,0%), Сибирский ( 9,5%) Дальневосточный ( 2,8%).

Следует отметить, что внутри округов области  также сильно дифференцируемы по объемам потребления. Поэтому при рассмотрении региональных рынков целесообразно учитывать и деление по областному признаку, так как в основе выделения области учтены, экономические, географические и производственные, организационные и другие факторы.

Наиболее  перспективными сточки зрения объемов потребления  цемента являются Московский регион (22,7% общероссийского  рынка), Краснодарский  край (5,6%) и Свердловская область (5,2%). Среди  других территорий весьма развитые региональные рынки имеют Татарстан, Тюменская и Челябинские  области, а также  Башкортостан (таблица 3.6). В целом на долю 10 регионов с максимальными объемами потребления цемента приходится более половины внутреннего рынка.

Таблица 3.6

Региональная  структура потребления  цемента в России, %.

 

Наименование региона

Доля региона

Московский регион (Москва и обл.)

22,7

Краснодарский край

5,6

Свердловская область 

5,2

Республика Татарстан

3,3

Тюменская область

3,1

Челябинская область

2,9

г. Санкт-Петербург

2,6

Республика Башкортостан

2,5

Новосибирская область

2,3

Волгоградская область

2,1

Прочие 

47,7

Итого

100


 

Лидирующие  положение среди  цементных заводов  в 2002 г. занял ОАО  «Мальцовский портландцемент», доля которого в общероссийском масштабе составила 12,4%. На втором месте, с  довольно большим  отрывом, следует  ОАО «Мордовцемент», доля которого составила 7,6%. Третье, четвертое  и пятое место распределились следующим образом:

3. ОАО «Осколцемент»  - 7,2%;

4. ОАО «Топкинский  цемент» - 6,3%;

5. ОАО «Себряковский  цементный завод» - 6,2%.

На  этих предприятиях были осуществлены меры, направленные на их техническое перевооружение и улучшение технико-экономических  показателей работы.

Таблица 3.7

Производство  цемента на ведущих  предприятиях России в 2001 г. и показатели средней марки цемента.

 

№ п\п

Предприятия

Выпуск цемента, тыс. т в 2001 г.

Тарирование цемента, тыс. тонн

Средняя марка цемента

1

2

3

 

4

2

Россия всего

26022

3209

424

3

Пикалевское АО «Глинозем»

1115

33

405

4

Мальцовский портландцемент

2394

104, 6

485

6

Воскресенск цемент

1114

78, 8

400

7

Михайловцемент

648

32, 8

400

8

Белгородский цемент

1254

155, 1

472

9

Осколцемент

1229

142, 9

444

10

Липецкцемент

900

94, 0

397

11

Себряковцемент

962

343, 0

490

12

Вольскцемент

848

106, 2

470

13

Ульяновскцемент

1211

100, 6

400

14

Кавказцемент

1186

123, 2

409

15

Новоросцемент

1655

204, 0

496

16

Сухоложскцемент

1005

165, 9

410

17

Стерлитамакское АО «Сода»

686

109, 4

403

18

Топкинский цемент

750

100, 8

425

19

Урал цемент

768

132, 3

414

Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности