Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77
Из таблицы видно, что со снижением общего К об. увеличилась оборачиваемость по производственным запасам. Это связано с увеличением объемов производства в 2002 г. на 35,733 тыс. тонн. Рост оборачиваемости производственных запасов связан с их пропорциональным ростом объема производства. Также снизилась оборачиваемость дебиторской задолженности, что вызвано отсутствием достаточного количества денежных средств у потребителей.
Таблица 4.4.
Финансовые показатели активов.
№ |
ПОКАЗАТЕЛИ |
2001 год |
2002 год |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,57 |
1,39 |
2 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,36 |
0,28 |
3 |
Рентабельность активов |
22,9% |
12,65% |
4 |
Доля собственных средств в активе баланса |
75% |
68% |
5 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней |
30 |
18,9 |
6 |
Чистые активы |
234864 |
258142 |
Значение коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о том, что у организации достаточно оборотных средств, для того чтобы погасить свои краткосрочные обязательства.
Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии предприятия.
За 2002 г. произошло ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности (на 11 дней), что позволило освободить из хозяйственного оборота часть оборотных активов - 19 490.
Балансовая стоимость имущества организации (валюта баланса) на 01.01.2002 396826.
Таблица 4.5
Основные показатели финансового положения ЗАО «Белгородский цемент»
Наименование показателей |
Ед. измерения |
2001г. |
2002г. |
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении компании Доля ОС в активах Коэффициент износа ОС Коэффициент обновления Коэффициент выбытия |
руб.
% % % % |
387160309
71,8 0,59 0,5 0,04 |
389193560
76,2 0,58 4,4 1,43 |
Величина собственных оборотных средств Коэффициент платежеспособности Доля оборотных средств в активах Коэффициент покрытия запасов |
Руб.
% |
-2891045
0,18 13,5
0,33 |
-4846442
0,32 12,6
1,01 |
Коэффициент концентрации собственного капитала Коэффициент финансовой зависимости Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
|
0,85
1,18
0,18 |
0,86
1,17
0,16 |
Выручка от реализации Фондоотдача Оборачиваемость собственного капитала Оборачиваемость совокупного капитала |
Руб. |
223777086 0,81
0,68
0,58 |
253409921 0,86
0,76
0,65 |
5. Оценка рентабельности Чистая прибыль Рентабельность продукции Рентабельность совокупного капитала Рентабельность собственного капитала |
Руб. %
%
% |
13880692 10,9
3,6
4,2 |
24279222 13,9
6,2
7,3 |
За указанные в таблице 4.5 годы стоимость имущества и источников его приобретения увеличилась на 1744695 рублей. Увеличение имущества предприятия в абсолютных суммах шло за счет собственных средств и свидетельствует о сохранении имущественного потенциала предприятия.
Возросла на 4,4 пункта доля основных средств в активах. Коэффициент износа основных, средств уменьшился на 1%, увеличил свое значение коэффициент обновления на 3,9 пункта.
Рассмотрев показатели финансовой устойчивости можно сделать вывод, что предприятие остается финансово независимым.
За приведенный период повысилась эффективность текущей основной производственной деятельности. Увеличилась на 13,2% выручка от реализации продукции, на 74,9% - чистая прибыль, увеличились показатели, характеризующие эффективность использования материальных трудовых ресурсов: производительность труда, фондоотдача.
Экономический анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Белгородский цемент» представлен в следующей таблице.
Таблица 4.6
Экономический анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Белгородский цемент» за 1998 2001 г.
Показатели |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Себестоимость реализации продукции, тыс. руб. |
233330 |
342033 |
457783 |
568600 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
7128 |
8773 |
9121 |
10247 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
8 |
873 |
566 |
887 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
9612 |
22886 |
25688 |
31458 |
Прибыль от реализации товаров |
29184 |
75207 |
82865 |
101483 |
Как видно из таблиц 4.1- 4.1ЗАО «Белгородский цемент» имеет возрастающие показатели прибыли, что свидетельствует о стабилизации и эффективности развития предприятия. Финансовый анализ деятельности предприятия позволяет оценить работу предприятия с учетом сложившихся экономических условий в стране, как удовлетворительную.
Однако, по данным таблицам, можно сказать, что более эффективной деятельности предприятие способствуют мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции.
В таблице показана доступные данные структуры и динамики кадров ЗАО "Белгородский цемент".
Таблица 4.7
Анализ численности категорий кадров.
|
КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛА |
1999 год |
2000 год |
Отклонение | |||
Человек |
% |
Человек |
% |
Человек |
% | ||
Промышленно-производственный персонал в т.ч. |
1221 |
88,29 |
1060 |
90,83 |
-161 |
2,54 | |
рабочие |
987 |
71,37 |
848 |
72,66 |
-139 |
1,29 | |
служащие |
234 |
16,92 |
212 |
18,17 |
-22 |
1,25 | |
Непромышленный персонал в т.ч. |
162 |
11,71 |
107 |
9,17 |
-55 |
-2,54 | |
торговли |
115 |
8,32 |
77 |
6,60 |
-38 |
-1,72 | |
общественное питание |
14 |
1,01 |
14 |
1,20 |
0 |
0,19 | |
оздоровительных учреждений |
11 |
0,80 |
6 |
0,51 |
-5 |
-0,29 | |
культурно-просветительских учреждений |
8 |
0,58 |
3 |
0,26 |
-5 |
-0,32 | |
прочих организаций |
14 |
1,01 |
7 |
0,60 |
-7 |
-0,41 | |
Всего персонала |
1383 |
100,0 |
1167 |
100,0 |
-216 |
0 |
Из таблицы видно, что в общей структуре кадров доля промышленного персонала в 1999 г. возросла, а непромышленного, соответственно, снизилась. Уменьшилась численность торгового персонала, оздоровительных учреждений, культурно-просветительских учреждений, прочих организаций. Связано с недостатком средств для их финансирования.
Показатели движения рабочей силы.
Важнейшими показателями, характеризующими трудовые ресурсы, являются показатели движения рабочей силы:
Таблица 4.8
Показатели |
1999 г. |
2000 г. |
1999/2000 |
К приема |
0,038 |
0,021 |
1,8 |
К выбытия |
0,238 |
0,168 |
1,4 |
К оборота |
0,275 |
0,189 |
1,4 |
Ктекучести кадров |
0,219 |
0,159 |
0,8 |
Из таблицы 4.8 видно, что прием кадров на предприятии сократился в 1,8 раза. В динамике коэффициент выбытия сократился в 1,4 раза, что положительно, а отрицательно - то, что коэффициент выбытия намного больше коэффициента приема. Текучесть кадров на предприятии в 2000 г. снизилась, что положительно.
Россия является нетто-экспортером цемента. Подавляющую часть объемов экспорта (93%) обеспечивают 10 российских предприятий. К трем ведущим предприятиям-экспортерам, обеспечивающих более 70% общероссийских поставок, относится и ЗАО «Белгородский цемент» (таблица 4.9).
Таблица 4.9
Крупнейшие российские предприятия-экспортеры цемента в 2000-2001 г.г.
Страна- производитель |
Объем экспорта, тыс. т |
Доля, % |
Динамика 2000/2001 % | |||
2000г. |
2001г. |
2000г. |
2001г. | |||
ОАО«Спасскцемент», г. Спасск, Приморский край |
764,3 |
767,9 |
33,4 |
30,7 |
100,5 | |
ЗАО «Белгородский цемент», г. Белгород |
244,3 |
570,8 |
10,7 |
22,8 |
233,6 | |
ОАО«Новоросцемент», г. Новороссийск |
540,5 |
477,5 |
23,6 |
19,1 |
88,3 | |
ОАО «Новотроицкий цементный завод», Оренбургская область |
74,5 |
98,1 |
3,3 |
3,9 |
131,7 | |
«Сланцевский цементный завод «Цесла», Ленинградская область |
120,4 |
97,0 |
5,3 |
3,9 |
80,6 | |
ООО «Югтранзитсервис- Огнеупор», г. Таганрог |
- |
77,0 |
- |
3,1 |
- | |
ОАО «Вольскцемент», Саратовская область |
102,8 |
68,3 |
4,5 |
2,7 |
66,4 | |
ОАО «Осколцемент», Белгородская область |
30,8 |
64,4 |
1,3 |
2,6 |
209,1 | |
ОАО «Пикалевский глинозем», Ленинградская область |
23,6 |
55,0 |
1,0 |
2,2 |
233,1 | |
ООО «Штерн-Эксорт», г. Москва |
- |
50,1 |
- |
2,0 |
- | |
Прочие |
389,9 |
176,2 |
17,0 |
7,0 |
45,2 | |
Итого |
2291,0 |
2502,3 |
100,0 |
100,0 |
109,2 |
Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе. На ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 4.10).
Таблица 4.10
Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент»
предприятия |
потребление |
доля, % |
ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина |
300000 |
16,5 |
ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5 |
20000 |
1,1 |
ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина |
15000 |
0,8 |
Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал |
10000 |
0,55 |
Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров |
8000 |
0,45 |
Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров |
9000 |
0,5 |
ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск |
19000 |
1,04 |
ОАО «Курский завод КПД», г. Курск |
8000 |
0,45 |
Магазин ЗАО «Белгородский цемент» |
36000 |
2 |
Прочие |
1399 800 |
76,6 |
Итого |
1824 800 |
100 |
Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают нам возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру. Специалисты отдела маркетинга и внешнеэкономических связей и отдела сбыта оформляют все необходимые документы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции по назначению. Экспорт цемента в последние годы постоянно расширяется, и в 2002 году он достиг 33% от общего объема продаж.
Цементы прошли очень жесткие испытания и сертифицированы по стандарту EN-197 в испытательной лаборатории Организации контроля качества Союза немецких цементных заводов в Дюссельдорфе. Кроме того, сертификация цементов произведена в Канаде, США, Англии, Венгрии, Украине, Словакии, Эстонии, Израиле, Польше, Испании, Португалии, Финляндии.
Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности