Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77
Тенденции динамики развития цементной промышленности России предопределяются воздействиями множества факторов, которые упрощенно можно разделить на группы:
Каждая из рассматриваемых групп факторов оказывает непосредственное влияние на процесс определения стратегии развития цементной промышленности в строительном комплексе.
Современное российское цементное производство можно охарактеризовать как ориентированное на внутренний и на внешний рынок. Российская цементная промышленность на протяжении всей своей истории придерживалась одной доминирующей стратегии – ростом производства. Данная концепция требовала постоянно возрастающего объема инвестиций для разработки новых программ, в том числе и маркетинговых. Отсутствие постоянного притока инвестиций в строительную отрасль, углубленное структурными преобразованиями российской экономики в 90 – е годы, предопределило резкое снижение объема производства цемента (таблица 3.8).
В поисках рынка сбыта своего цемента увеличили расстояния его перевозок многие предприятия - ОАО «Савинский ЦЗ», «Воскресенскцемент», «Михайловцемент», «Осколцемент», «Липецкцемент», «Себряковцемент», «Новоросцемент» и другие. Изменилась структура поставок и потребления цемента во всех экономических районах страны и прежде всего в Центральном, Центрально - Черноземном и Севере - Западном экономическом районах.
Наиболее крупными экспортерами в 2002 г. явились: «Новоросцемент», «Белгородский цемент», Сланцевый завод «Цесла», Пикалевское ПО «Глинозем», «Вольскцемент». Резко снизился экспорт цемента в Украину. Это связано с введением этой страной специальной пошлины на российский цемент в размере 41%. Импорт цемента в Россию составил 0,2% к общему объему производства и не оказывал существенного влияния на российский рынок. Импорт же цемента в нашу страну осуществлялся примерно по среднеевропейской цене - 72,5 дол США за тонну, что значительно дороже отечественных цементов.
Как отмечено ранее, ряд цементных предприятий реализует часть своего цемента в другие страны. Этот вид продаж становится в последние годы стабильным и увеличивается.
Объем производства цемента (в том числе и на ЗАО «Цементный завод») определяется следующими факторами: объем экспорта цемента (увеличился в 2001 г. от общего объема продаж); состояние производственных мощностей; уровень спроса на цемент на внутреннем рынке; возможность экспорта.
Несмотря на сложные экономические условия работа предприятий отрасли в последние 3 года стабилизировалась, и появились предпосылки для увеличения производства цемента. Рост цен на цемент на внутреннем рынке обеспечился значительным улучшением финансового положения финансовых компаний. Высокие результаты компаний обеспечили возможность значительного увеличения капиталовложений. Цементные организации планируют осуществить активную инвестиционную политику, направленную на поддержание и развитие цементных производственных мощностей и на модернизацию технологического оборудования. Значительный объем капиталовложений позволяет улучшить снабжение внутреннего рынка и повысить качество экспортируемой продукции. Значительное количество намеченных инвестиционных проектов связано с созданием и внедрением в производство нового технологического оборудования, позволяющего получить более качественную продукцию (таблица 3.10.).
Таблица 3.10
Инвестиции в строительную деятельность.
Инвестиционно-строительная деятельность |
сумма, млрд. руб. | |
2000 г. |
2001 г. | |
Инвестиции в основной капитал - в процентах к предыдущему году Объем работ по договорам строительного подряда (в фактически действовавших ценах) - в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) Ввод жилых домов млн. м2 общей площади - в процентах к предыдущему году Индекс промышленного производства в промышленности стройматериалов к предыдущему году |
1165,2 117,1 530,3
111,5
30,3 94,7 109,7 |
1375,1 118,0 737,5
109,9
31,7 104,6 105,5 |
Суммарный объем видимого потребления цемента в 2001 г. составил 32,6 млн. т, увеличившись на 8,4% по сравнению с прошедшим годом. Расширение внутреннего рынка цемента полностью обеспечивалось за счет внутреннего производства, доля, контролируемая иностранцами ничтожно мала и в течении года не была подвержена заметным изменениям. Основным фактором развития увеличение объемов строительства как в промышленном и инфраструктурном, так и в химическом секторе.
Анализ спроса в разрезе применения различных видов и марок цемента по результатам 2000-2001 г.г. проводился путем изучения фактической структуры выпуска и реализации продукции двадцатью крупнейшими российскими производителями цемента. Учитывая, что суммарная доля этих предприятий в общероссийском выпуске цемента достигает 90% при отсутствии значительных экспортно-импортных операций, используемые данные позволяют адекватно и оценивать ситуацию, складывающуюся на российском рынке.
Основная доля в потреблении цемента в России приходится на портландцемент. По оценке, его удельный вес на рынке составляет не менее 92%, тогда как оптимальную часть занимает шлакопортландцемент и, в значительно меньших объемах, другие разновидности цемента.
В видовой структуре потребления портландцемента преобладают сорта, содержащие минеральные добавки. На их долю приходится почти половина портландцемента, используемого в России. Весьма значителен сегмент продукции, не содержащий минеральных компонентов. Его удельный вес превышает 38% суммарного объема потребления. Из специальных видов цементов наибольшим спросом пользуется сульфатостойкий цемент. Рынок других видов продукции пока еще остается крайне узким: так, например, цемент с пластифицирующей добавкой занимает лишь 0,1% общего объема применения, а быстродействующие сорта – около 0,5%.
Структура потребления по основным видам портландцементов в 2001 г. с минеральными добавками 47,0 %, без добавок 38,5%, прочие 8,3%, 6,2% - сульфатостойкий.
В марочном ассортименте потребления превалирует цемента марок 400 и 500. На их долю приходится соответственно 66,2% и 32,6% общего объема рынка. Следует отметить, что с этой точки зрения в структуре потребления цемента произошли качественные изменения, в бывшем СССР потребители в силу дефицита качественной продукции были вынуждены использовать цементы более низких марок. Так, в конце 80-х г.г. сегмент цемента марки 300 составил более 10%, тогда как в настоящее время он сузился до 0,4%. Явный прогресс достигнут и в потреблении цемента марки 500, удельный вес которой в общем объеме используемого цемента возрос за последние годы (таблица 3. 11).
Таблица 3.11
Структура потребления цемента по основным маркам в России и в бывшем СССР.
Годы |
М 300 |
М 400 |
М 500 |
М 550 |
М 600 |
2000-2001 гг. |
0,4 |
66,2 |
32,6 |
0,4 |
0,4 |
Середина 80-х гг. |
13,8 |
62,8 |
22,1 |
0,8 |
0,5 |
Основные потребители цемента - предприятия производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленного строительства. Таких потребителей цемента на территории России более 150 тысяч, в том числе около 130 тысяч подрядных организаций, более 16 тысяч предприятий промышленности строительных материалов. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента – население, использующего цемент для индивидуального, садового и гражданского строительства.
Эта группа уже в настоящее время уже занимает достаточно большой удельный вес в потреблении цемента и в ближайшем будущем останется одним из наиболее перспективных сегментов рынка.
Основными потребителями цемента являются предприятия по изготовлению железобетонных изделий и конструкций. Примерно одинаково оцениваются доли изготовителей асбестоцементных изделий и строительно-монтажных организаций.
Структура рынка цемента по основным группам потребителей в России представлена на рис. 3. 1:
производство ЖБИ – 53%;
проведение СМР – 21%;
производство АЦИ – 20%.
Рис. 3.1 Структура рынка цемента по основным группам потребителей в России.
Продажа цемента населению предъявляет дополнительные требования к производителям по доставке, упаковке и качеству продукции (в настоящее время доля цемента, расфасованного в специальную тару, составляет не более 10% общего объема потребления), однако довольно большой объем потребления и ожидаемая достаточно высокая динамика развития, делают его одним из перспективных направлений сбыта.
Летний период, как всегда, характеризуется повышенной активностью на цементном рынке. Именно летом спрос на цемент достигает своего пика, и каждый цементный завод старается работать с максимальной мощностью, борясь за новые рынки сбыта, чтобы обеспечить себе безбедное существование в период спада потребления цемента в зимнее месяцы (рисунок 3.2.5.).
С 1995 г. производство цемента ЗАО «Белгородский цемент» увеличивается с каждым годом на 15%, в 2002 г. составило 2800 тыс. тонн цемента.
Предприятие располагает работоспособным технологическим основным и вспомогательным оборудованием для производства 2,4 млн. тонн клинкера и 286 млн. тонн цемента в год.
В 2002 г. мощности ЗАО "Белгородский цемент" были использованы на 56% по клинкеру и на 59% по цементу, что объясняется общей неблагоприятной экономической обстановкой в России, снижением темпов строительства в стране и покупательной способностью населения, высоким уровнем цен на природный газ, электроэнергию, грузовые железнодорожные перевозки.
Таблица 4.1
Основные технико-экономические показатели работы предприятия
№ П/П |
ПОКАЗАТЕЛИ |
ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ |
ВЕЛИЧИНА ПОКАЗАТЕЛЯ |
ОТКЛОНЕНИЯ + /- | |
ОТЧЕТНЫЙ ГОД 2002 г. |
ПРЕДЫДУЩИЙ ГОД 2001 г. | ||||
1 |
Годовой выпуск продукции в натуральном в стоимостном выражении |
тонн |
2034549 |
17691732 |
265375 |
2 |
Объем реализованной продукции |
тыс. руб. |
840706 |
632120 |
208586 |
3 |
Численность работающих всего, в том числе рабочих |
чел. |
1220 862 |
1167 848 |
53 14 |
4 |
Основные производственные фонды |
тыс. руб. |
242401 |
224169 |
18232 |
5
|
Фондоотдача |
руб./ руб. |
3,47 |
2,81 |
0,65 |
6 |
Оборотные средства |
тыс. руб. |
202678 |
177972 |
24706 |
7 |
С/ст. товарной продукции |
тыс. руб. |
689608 |
523148 |
166460 |
8 |
Затраты на один рубль товарной продукции |
pуб./ pуб |
0,82 |
0,827 |
-0,007 |
9 |
Прибыль валовая |
141855 |
100087 |
41768 | |
10 |
Рентабельность производства |
25,4 |
19,1 |
6,33 |
Для определения эффективности использования имущества предприятия в финансовом анализе используют следующие показатели: коэффициент мобильности, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, однодневный оборот, продолжительность оборота, частные слагаемые показатели коэффициента оборачиваемости оборотных средств предприятия.
Таблица 4.2
Финансовые показатели за 1999-2002 г.
Показатели |
1999 г. |
2001 г. |
2002г. |
К моб., раз/год |
0,13 |
0,3 |
0,43 |
К об., раз/год |
- |
4,91 |
3,93 |
О од., тыс. руб./ дней |
- |
694,26 |
749,01 |
П об., дней |
- |
73,95 |
91,55 |
Судя по результатам коэффициент мобильности на исследуемом предприятии далек от норматива, что говорит о его некоторой рыночной неустойчивости. Положительным фактором является то, что наблюдается рост коэффициента (в 2,3 раза), очевидно, это вызвано изменением доли оборотных средств с 13,32% в 2000 г. до 30,62% в 2001 г., соответственно.
Из таблицы 4.2. видим, что за год коэффициент оборачиваемости уменьшился, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия.
Однодневный оборот увеличился в 2002 г. на 7,8 % по сравнению с 2001 г.
Из-за уменьшения коэффициента оборачиваемости оборотных средств произошло увеличение продолжительности оборота.
Для более тщательного анализа оборачиваемости оборотных средств необходимо рассмотреть частные показатели. Их расчет представлен в таблице 4.3.
Таблица 4.3.
Показатели оборачиваемости составляющих оборотных активов
КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ |
2001г. |
2002г. | ||
К об. |
П об. |
К об. |
П об. | |
Оборотные активы |
4,91 |
73,35 |
3,93 |
91,55 |
Запасы |
7,85 |
45,84 |
8,24 |
43,71 |
Дебиторская задолженность |
15,67 |
22,97 |
8,78 |
40,99 |
Денежные средства |
1824,34 |
0,20 |
688,74 |
0,52 |
Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности