Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77
обязанности: организовывает технологические процессы производства, утверждает технологические карты, осуществляет систематический контроль за соблюдением нормативов. Руководит эксплуатацией всего оборудования, внедрения новой техники и новых видов продукции, механизации трудоемких работ и автоматизацией производственных процессов.
задачи: разрабатывает организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение плана производства по всем показателям
1.2.10 ремонтно-электрический цех 1.2.11 цех КИПА и С
1.2.12 пароводогазокомпрессовый цех
задачи: выполнение финансового плана, обеспечение сохранности и правильное использование оборотных средств и специальных фондов, выполнение обязательств по платежам в государственный бюджет и др.
задачи: осуществляет мероприятия по подбору изучению и расстановки инженерно-технических работников, служащих и рабочих предприятия. Осуществляет начисление заработной платы.
В настоящее время на предприятии работает 1480 человек, из них:
Предприятие располагает высококвалифицированными кадрами. Более 150 цементников награждены правительственными наградами СССР и России.
Для цементной отрасли характерна конкурентная борьба за рынки сбыта между собственно российскими производителями и объединяющими часть из них холдинговыми структурами. Конкуренция между продукцией российских цементных заводов определяется их различной технической оснащенностью, поскольку от нее зависит как качество цемента, так и цены на него.
Производство цемента отличается довольно высокой для промышленности строительных материалов конкуренцией производства (таблица 4. 11). Так, 10 ведущих предприятий обеспечивают более половины выпуска цемента по стране, причем в 2002 г. доля компаний-лидеров существенно возросла.
Таблица 4.11
Доля производства цементных предприятий
№ |
Наименование |
год | |
2001 г. |
2002 г | ||
1 |
ОАО«Мальцовский цемент» |
9,3 |
9,8 |
2 |
ОАО «Себряковцемент» |
5,5 |
6,1 |
3 |
ПО «Мордовцемент» |
5,0 |
5,9 |
4 |
ОАО «Новоросцемент» |
4,8 |
5,5 |
5 |
ЗАО «Белгородский цемент» |
5,3 |
5,2 |
6 |
ОАО «Сухоложсцемент» |
5,4 |
5,2 |
7 |
ОАО «Осколцемент» |
5,3 |
4,7 |
8 |
ОАО «Липецкцемент» |
5,4 |
4,6 |
9 |
ОАО «Топкинский цемент» |
2,9 |
4,4 |
10 |
ОАО «Михайловцемент» |
3,7 |
4,1 |
11 |
Прочие |
49,5 |
44,5 |
Всего по России |
100,0 |
100,0 |
Доминирующее положение занимает крупнейшее предприятие холдинговой группы «Штерн-цемент», АО «Мальцовский портландцемент». В 2002 году им контролировалось 9,8% общероссийского выпуска цемента, что более чем в 1,5 раза выше, чем доля его ближайшего конкурента АО «Серебряков цемент» (6,1%). ЗАО «Белгородский цемент» в этом списке занимает пятое место с долей рынка в 2002 г. 5,2%.
Таблица 4.12
Данные о производстве цемента в России по основным предприятиям
№ |
Наименование |
Производство, тыс. т | |
2001 г. |
2002 г | ||
1 |
ОАО«Мальцовский цемент» |
3015,2 |
3423,4 |
2 |
ОАО «Себряковцемент» |
1784,0 |
2122,0 |
3 |
ПО «Мордовцемент» |
1630,1 |
2058,0 |
4 |
ОАО «Новоросцемент» |
1561,0 |
1935,7 |
5 |
ЗАО «Белгородский цемент» |
1711,6 |
1824,8 |
6 |
ОАО «Сухоложсцемент» |
1758,0 |
1814,0 |
7 |
ОАО «Осколцемент» |
1721,2 |
1633,3 |
8 |
ОАО «Липецкцемент» |
1076,0 |
1600,0 |
9 |
ОАО «Топкинский цемент» |
948,0 |
1530,0 |
10 |
ОАО «Михайловцемент» |
1183,0 |
1451,0 |
11 |
Прочие |
15955,0 |
15681,7 |
12 |
Всего по России |
32343,1 |
35073,9 |
В 2002 г. именно ведущие предприятия отрасли задавали тон в темпах развития производства. Основная часть компаний, входящих в десятку «лидеров» увеличила выпуск намного активнее в сравнении с более мелкими предприятиями. Наилучших результатов добились «Мордовцемент» (рост на 26,2%), тогда как АО «Мальцовцемент» в 2002 г. увеличило выпуск на 13%, по сравнению с предыдущим годом. Прирост в производстве ЗАО «Белгород цемент»незначителен, составил 6,6%.
Основными конкурентами ЗАО "Белгородский цемент" являются:
Таблица 4.13
Анализ конкуренции
КОНКУРЕНТЫ |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
ОАО «Осколцемент» Белгородская область, г. Старый Оскол; |
|
|
ОАО «Мальцовцемент» Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино; |
|
|
ОАО «Себряковцемент» Волгоградская область, г. Михайловка. |
|
|
Одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие «Осколцемент». Составим кривые сильных и слабых сторон предприятий.
Таблица 4.14
Показатели анализа конкуренции
Показатель |
Оценка в баллах | |||||||||||
0-3 |
4-7 |
8-10 | ||||||||||
1. Производственный потенциал |
||||||||||||
-мощность |
3 |
5 |
||||||||||
-номенклатура |
7 |
|||||||||||
-возможность расширения |
9 |
|||||||||||
2. Гибкость производства |
9 |
|||||||||||
3. Состояние технологического оборудования |
||||||||||||
-износ |
2 |
|||||||||||
-степень автоматизации |
9 |
|||||||||||
-уровень прогрессивности |
9 |
|||||||||||
-коэффициент использования |
8 |
|||||||||||
4. Уровень качества |
||||||||||||
-соответствие мировым стандартам |
10 | |||||||||||
-контроль качества сырья |
10 | |||||||||||
5. Степень известности предприятия |
9 |
|||||||||||
6. Продолжительность жизненного цикла товаров |
6 |
|||||||||||
7. НИОКР |
9 |
|||||||||||
8. Репутация |
10 | |||||||||||
9. Методы сбыта |
10 | |||||||||||
10. Средства связи |
8 |
|||||||||||
11.Сервисные услуги |
9 |
|||||||||||
12. Качество товара |
9 |
|||||||||||
13. Стоимость цемента |
6 |
|||||||||||
14. Надежность поставок |
10 | |||||||||||
15. Квалификация персонала |
9 |
|||||||||||
16. Менеджмент на предприятии |
9 |
|||||||||||
17. Местонахождение |
10 |
Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности