Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы при исследовании конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Содержание работы

Введение 3
1. Исследование и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка 5
1. 1 Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы ее анализа 5
1. 2 Показатели конъюнктуры 13
1. 3 Анализ тенденций и устойчивости развития рыночной
конъюнктуры 16
2. Характеристика объекта исследования 20
2.1. Становление и состояние предприятия и организационно-правовая форма предприятия 20
2.2. Вид деятельности 22
3. Анализ внешней среды предприятия 24
3.1. Анализ общехозяйственной конъюнктуры 24
3.2. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка 35
4. Анализ внутренней среды предприятия 48
4.1. Анализ производственно-финансовой деятельности 48
4.2. Анализ кадрового состава 53
4.3. Анализ сбытовой деятельности 54
4.4. Маркетинг 57
4.5. Системы и организация управления 62
4.6. Анализ конкурентоспособности товара 64
4.7 SWOT анализ предприятия 69
5. Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности 71
Заключение 75
Библиографический список литературы 77

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 269.75 Кб (Скачать файл)

 

Преимуществом Оскольского завода является то, что  он более новый, а  следовательно более  современный, а значит оборудование имеет  меньший износ  и технология производства более современна (сухой  способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.

Таблица 4.15

Значение  экономических параметров товара

 

Параметр

i

Вес i- го параметра

Предприятия

Белгородский цемент

Осколцемент

Цена  изделия

1

0,9

9

8

Расходы на транспортировку

2

0,7

6

6

Качество изделия

3

0,7

10

10

Соответствие мировым  стандартам

4

0,5

9

7

Репутация

5

0,6

8

8

Надежность поставок

6

0,7

8

9

Реклама

7

0,6

7

5

Сервисные услуги

8

0,5

8

6


 

Также наиболее близким  и сильным конкурентом  ЗАО «Белгородцемент» является   ОАО  «Липецкцемент», г. Липецк.

Таблица 4.16

Оценка  конкурентоспособности  ЗАО «Белгородский  цемент».

 

Показатель

ЗАО «Белгород цемент»

ОАО «Липецк цемент»

Потребительские:

  1. доля рынка
  2. доля экспорта
  3. средняя марка цемента

Экономические:

1.средняя  цена за 1тонну  навалом

2. средняя  цена за 1 т в  таре

 

5,2

22,8

439,1

 

762

928,5

 

4,7

2,6

440,5

 

758

915


 

Таким образом, ЗАО «Белгородский  цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее не опровергает сильную позицию предприятия.

4.7 SWOT анализ предприятия

SWOT - анализ является первым шагом стратегического планирования. Задача SWOT - анализа заключается в выявлении сильных и слабых сторон, возможности функционирования на рынке и угроз (со стороны появления новых товаров, поставщиков, конкурентов, государства, внутренней угрозы).

Для оценки внутренней маркетинговой среды  предприятия построим профиль конкурентных преимуществ ЗАО  «Белгородский цемент».

Таблица 4.17

Сводная таблица  анализа внутренней среды.

 

Показатель

Белгородский цемент

Вольскцемент

Штерн-цемент

Серебряков цемент

Объем выпуска

3

2

5

4

Доля экспорта

5

3

4

2

Возраст ОПФ

3

2

4

5

Уровень квалификации кадров

5

3

4

2

Географическое  расположение

5

4

5

4

Уровень конкурентоспособности

4

3

5

4

Цена

2

3

4

5

Номенклатура

5

2

4

3

Сбыт продукции

4

3

5

2

итого

36

25

40

31


 

Оценив по пятибалльной шкале ЗАО «Белгородский  цемент» и еще 3 наиболее крупных  предприятий цементной  промышленности, мы получим следующие  результаты:

  1. сильные стороны предприятия это:

а) доля экспорта: ЗАО «Белгородский  цемент» входит в 5 крупнейших экспортеров  страны;

б) наиболее широкий  и глубокий ассортимент  продукции: цементы  марок 400,500, 550, 600 с  добавками и без, цементы для дорожных покрытий, железобетонных труб мостовых конструкций и др.;

в) достаточно высокий  выпуск продукции;

г) хорошие географические расположения завода: завод имеет собственные  сырьевые базы, что  позволяет экономить  на транспортировке  сырья, широкую сеть автомобильных и  железнодорожных дорог;

д) низкая себестоимость  продукции за счет постоянного снижения удельных норм ТЭР  и материалов;

е) меньше численность персонал, а значит и более  высокая производительность труда;

ж) орган по сертификации ОС "БелГТАСМ - сертификация" сертифицировал в  системе ГОСТ Р  цементы ЗАО "Белгородский цемент" на соответствие требованиям ГОСТ 10178-85, ГОСТ 22266-91 и ТУ 21-26-18-91. Впервые в России наши цементы получили международные сертификаты по немецкому стандарту DIN 1164 -СЕМ I 42,5 и СЕМ Т I/A-S 32,5, выданный Исследовательским институтом цементной промышленности Германии;

з) предприятие несколько  лет подряд принимает  участие во Всероссийских  конкурсах на лучшее предприятие стройиндустрии и награждается Дипломом 1-й  степени за достижение высокой эффективности  и конкурентоспособности  в строительстве  и промышленности строительных материалов в новых экономических  условиях;

и) высокая скорость отгрузки покупателю;

к) широкий ассортимент  упаковки: мешки по 50 и 20 кг, "биг-бег", по 1, 1,5, 2 тонны, тарирование  цемента в термоусадочную пленку.

  1. слабые стороны предприятия это:

а) относительно высокие цены;

б) возраст ОПФ: почти все оборудование цементного завода в  замене и модернизации;

в) несвоевременные  работы по проведению сертификации продукции;

г) недостаточные маркетинговые  исследования рынка;

д) отсутствие оборотных  средств для приобретения необходимых запасов  топлива и энергии, полуфабрикатов;

е) отсутствие запасных частей для ремонта  печей, мельниц, компрессоров.

Все полученные данные представим в  итоговой матрице (таблица 4.18).

Таблица 4.18

Итоговая матрица  SWOT – анализа ЗАО «Белгородский цемент».

 

-высокий объем  выпуска;

-большой ассортимент;

-высокое качество;

-географическое  расположение;

-устойчивые связи  с потребителями.

S

-сравнительно  высокие цены;

-моральный и  физический износ  оборудования.

 

 

 

W

-снижение затрат  на производство;

-расширение рынков  сбыта;

-инвестиции на  приобретение нового  оборудования.

O

-организационно-экономические  риски;

-макроэкономические  условия.

T


 

5. Разработка рыночных  стратегий на предприятии  и оценки их  эффективности

 

Стратегический  анализ является логическим продолжением конъюнктурного, но отличается от него более широким кругом охватываемых проблем и более глубоким изучением взаимосвязей и закономерностей товарно-денежного обращения. Стратегический прогноз в отличие от конъюнктурного, преимущественно предупреждающего, носит характер перспективного, долгосрочного.

На  предприятии сейчас разрабатываются  стратегии корпоративной  диверсификации, т.е. освоение новых видов услуг: строительство автомобильных дорог с использованием собственных бетонов, составлен план по организации производства пено- и керамзитбетона, различных бетонных и железобетонных изделий, выпуску сухих строительных смесей, строительству коттеджей. Перечисленное в наибольшей степени отвечает основному принципу диверсификации, т.е. стремление предприятия ЗАО «Белгородский цемент» внедриться в области деятельности, которые не связаны с нынешней деятельностью.

Для более эффективного функционирования ЗАО  «Белгородский цемент»  в будущем, расширения его рынков сбыта, в рамках глобальной стратегии развития предприятия, направленных на достижение досрочных задач и целей можно предложить разные варианты дальнейшего развития предприятия:

1. снижение затрат  и себестоимости  на определенный  вид продукции  – ценовая стратегия;

2. усилить на предприятии  использование рекламы  и промоушен в  качестве основных  средств маркетинговых  коммуникаций –  рыночная стратегия;

3. определения  вида посредников  в различных географических  регионах и расширение  канала распределения  – сбытовая стратегия.

Эти стратегии  предполагают наиболее полное использование  имеющихся возможностей предприятия: маркетинговых, технологических, организационных. Они основываются на устранении слабых мест в маркетинговой и производственной деятельности, что позволит увеличить долю на рынках, где реализовывается продукция фирмы.

 

1. Снижение затрат  и себестоимости  портландцемента  с минеральными добавками тарированного в мешки по 50 кг – ПЦ 500 Д-20.

Расходы при этом виде маркетингового планирования будут  содержать текущие  и единовременные затраты, связанные  с увеличением  мощности предприятия  и модернизации технологического оборудования при:

- реконструкции  цеха помола путем  модернизации мельниц.  При этом будут  производиться высокомарочные цементы, которые усилят конкуренцию.

- использовании  при обжиге клинкера  альтернативных видов  топлива для частичной  замены природного газа.

- в целях снижения  удельного расхода  электроэнергии и  сжатого воздуха  при помоле и  транспортировке  цемента, для повышения  производительности  цементных мельниц  на предприятии  можно предложить  расширение использования замкнутого цикла помола с новыми сепараторами, внедрить оригинальные внутри мельничные устройства, применить новые интесификаторы помола. Это позволит улучшить физико-химический свойства цемента, сократить время производства, получить цементы с высокой удельной поверхностью.

Снижение  текущих затрат и  себестоимости товара в целом обуславливает  возможность снижения его отпускной  цены (ценовая конкуренция), а значит, возможность  роста объема продаж соответственно ценовой  эластичности спроса на данный товар. В этом случае эффективность маркетингового мероприятия выразится в увеличении выручки от реализации продукции.

2. Расширение рекламной  деятельности

Реклама не только позволяет  информировать потребителей о товаре, на котором  есть спрос на рынке, но и создать этот спрос, в особенностях на развивающихся рынках.

С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области  рекламы необходимо четкое представление  о бизнесе и  особенностях товара, знать сильные  и слабые стороны  предприятия, обладать информацией о  рынке, знать возможности  которые он предлагает, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке.

Реклама оказывает влияние  на маркетинг, которое  трудно уловить и  конкретизировать. Необходимо четко спланировать рекламную компанию в отношении сроков, средств рекламы, задействованных в компании, рекламного бюджета и т. д.

Создание  рекламной компании должно быть направлено, в основном, на такой  растущий сегмент  рынка цемента  как население  с целью информирования данных потенциальных покупателей о существовании специализированных магазинов «Белгородский цемент», созданных именно для работы с данными лицами.

Данная  рекламная кампания будет включать в  себя:

    1. создание рекламных щитов по Белгородскому району (4 щита);
    2. выпуск буклетов с описанием свойств различных марок и видов цементов, и также сфер его использования, по которым любой покупатель сможет самостоятельно определиться с выбором необходимой ему марки. Данные буклеты будут предлагаться в фирменных магазинах предприятия.

Увеличение  выручки предприятия  от проведения рекламной  компании произойдет из-за:

  1. увеличения объемов от продаж от 3 до 10%;
  2. более высокие цены на тарированный цемент.

Информация о работе Разработка рыночных стратегий на предприятии и оценки их эффективности