Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. Полезность маркетинга с каждым моментом возрастает. Это происходит потому, что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удаётся. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1. Маркетинговая стратегия предприятия. 4
1.2. Инструменты формирования маркетинговой стратегии 6
1.3. Методы формирования стратегии в специальной области 9
(один из 4P) 9
1.3.1 Анализ внешней среды 18
1.3.2 Анализ внутренней среды предприятия 19
1.3.3 SWOT - анализ 20
1.3.4 Анализ жизненного цикла товаров 23
1.3.5 Анализ модели Портера 25
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 27
2.2 Стратегический анализ внешней среды предприятия 32
2.2.1 Анализ состояния и динамики макроокружения 32
2.2.2 Анализ состояния и динамики микросреды (отраслевой анализ) 39
2.3 Анализ внутренней среды (потенциала) предприятия 43
2.4 Анализ специальной области маркетинговой деятельности 51
Глава 3. Разработка специальной стратегии предприятия 59
3.1 Моделирование специальной стратегии предприятия 59
3.2 Программа стратегии в специальной области 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Файлы: 1 файл

Strategichesky_marketing_Kulagina.docx

— 892.28 Кб (Скачать файл)

На пересечение разделов образуются четыре поля, для которых следует  рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые  должны быть учтены при разработке стратегии предприятия:

- «СИВ» - сила и возможности.  Для таких пар следует прорабатывать  стратегию по использованию сильны  сторон предприятия, для того  чтобы для того чтобы получить  результат от возможностей, выявленных  во внешней среде;

- «СИУ» - сила и угрозы. Стратегия  должна предполагать использование  сильных сторон предприятия для  устранения угроз;

- «СЛВ» - слабость и возможности.  Стратегия должна быть построена  таким образом, чтобы предприятие  могло использовать появившиеся  возможности для преодоления  имеющихся слабостей;

- «СЛУ» - слабость и угрозы. Стратегия  должна быть построена таким  образом, чтобы предприятие избавилось  от слабостей и преодолело  имеющуюся угрозу.

Матрица SWOT Михалева Е.П. Маркетинг. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - Стр. 178.

 
 

Возможности

1.

2.

3.

Угрозы

1.

2.

3.

 

Сильные стороны

1.

2.

3.

Поле «СИВ»

Поле «СИУ»

 

Слабые стороны

1.

2.

3.

Поле «СЛВ»

Поле «СЛУ»

 
       

Для оценки возможностей применяется  метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Аналогичная матрица составляется для оценки угроз.

В целом, SWOT-анализ обеспечивает объективный  контекст для определения маркетинговой стратегии предприятия.

1.3.4 Анализ жизненного цикла товаров

Жизненный цикл товаров (ЖЦТ) - это  время существования товара на рынке, концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более  совершенным или дешёвым товаром. Могут быть товары - долгожители, но вечного товара нет Панов А.И. Товарная стратегия. - Новгород, Издательство Новгородского госуниверситета, 2001. - 114 с.. Концепция ЖЦТ может применяться  в отношении вида продукции, конкретной модели и торговой марки. Тип и особенно конкретная модель продукции обычно более чётко следуют традиционному жизненному циклу, чем вид продукции или торговая марка.

Рассмотрим, какие маркетинговые  стратегии применяются на различных  этапах жизненного цикла товара.

Таблица 1

Маркетинговые стратегии на различных  этапах жизненного цикла товара

 

Этапы жизненного цикла товаров

Маркетинговые стратегии

 

1. Этап внедрения на рынок

- стратегия быстрого «снятия сливок  с рынка»;

- стратегия медленного  «снятия сливок с рынка»;

- стратегия быстрого проникновения  на рынок;

- стратегия медленного  проникновения на рынок.

 

2. Этап роста

- улучшение качества товара, придание  ему новых свойств;

- выпуск новых моделей  и модификаций, а так же расширение  номенклатуры размеров, ароматов, и  т.д., чтобы защитить основной  товар;

- выход на новые сегменты  рынка;

- расширение действующих  каналов сбыта и определение  новых.

- в рекламе переход  от осведомления к стимулированию  предпочтения;

- снижение цен, чтобы  привлечь потребителей, для которых  их уровень является доминирующим  фактором приобретения товара.

 

Этап зрелости.

- стратегия модификации рынка;

- стратегия модификации  продукта;

стратегия модификации маркетинга - микс.

 

Этап спада.

Увеличение инвестиций с целью  захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.

Сохранение определённых уровней капиталовложений, пока не прояснится ситуация в отрасли.

Сокращение инвестиций, отказ  обслуживать группы менее выгодных потребителей и одновременно увеличить капиталовложение в прибыльные ниши.

Отказ от инвестиций в целях  быстрого пополнения денежных средств.

Отказ от производства товара и продажа освободившихся основных средств с наибольшей выгодой.

 
     

Необходимо отметить, что выживание  многих организаций зависит от способности  создавать и успешно продвигать на рынке новые товары, контролируя  их в течение всего жизненного цикла.

1.3.5 Анализ модели Портера

Система пяти составляющих конкурентной ситуации, предложенная гарвардским  экономистом Майклом Портером, является полезным инструментом для разработки маркетинговых стратегий. Суть концепции  заключается в определении степени  зависимости фирмы от этих составляющих, а также превосходства фирмы.

Выбираемые маркетинговые стратегии  будут различаться в зависимости  от конкурентного преимущества, которое  имеет фирма. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2004. - Стр. 60.

Рис. 4. Пять конкурентных составляющих Портера как критерий выбора маркетинговых  стратегий

Модель М. Портера выделяет следующие  базовые стратегии:

- массового маркетинга;

- дифференцированного маркетинга;

- концентрированного маркетинга.

Необходимо проанализировать ситуацию, учитывая пять конкурентных составляющих, и сформировать маркетинговые стратегии, изменяющие их влияние на фирму.

1.3.6 Анализ матрицы «роста - рыночной  доли» (БКГ)

Матрица «роста - рыночной доли» разработана  Бостонской консультационной группой  из штата Массачусетс. Она позволяет  предприятию классифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов  и темпов роста продаж. Товары, занимающие в матрице схожее исходное стратегическое положение, объединяются в однородные совокупности. Для них можно определить базисные образцы действий, или так  называемые нормативные стратегии.

Матрица образована двумя показателями:

1) рост объема продаж, который  рассчитывается как индекс физического  объема продаж товаров всех  фирм работающих на рынке;

2) относительная доля рынка,  занимаемая фирмой, исчисляется  как отношение ее объема продажи  к общему объему. Чаще всего  применяется относительная оценка  отношения доли, занимаемой фирмой, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше  единицы, то доля фирмы считается  высокой, если меньше то низкой.

 

Таким образом, применение в стратегическом планировании маркетинга современных  методов анализа позволяет эффективно управлять продуктовым портфелем  предприятия, вырабатывать соответствующие  маркетинговые стратегии для  достижения целей организации в  целом.

 

  1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
    1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 

 

Дорогу осилит идущий – эту известное правило на все 100% можно применить к истории красноярской компании ИНТЕК. Это название сейчас хорошо знакомо всем, кто профессионально занимается строительством, монтажом крупногабаритных сооружений, нефтяникам, золотарям, инженерам карьеров.

Основатель фирмы, Жданов Андрей Николаевич, начинал в далеком 1995-м с работы на автокране МАЗ  «Ивановец» грузоподъемностью 14 тонн. Работа спорилась, список клиентов расширялся – люди ценили обязательность и качество исполнения. Очень скоро стало понятно, что обслужить всех в одиночку просто невозможно. В 2002-м году на заработанные деньги приобрели еще пару автокранов – на 16 и 25 тонн.

Бизнес развивался стремительно, каждый год автопарк прибавлял по нескольку единиц техники – разного  ассортимента и функционала. Основная масса заказов приходилась на монтаж рекламных щитов, установку  торговых  павильонов, строительство  гаражных массивов и т.п. В независимости  от сложности и стоимости работ, всегда соблюдался главный принцип  – услуги 24 часа в день, 7 дней в  неделю, 365 дней в году.  Авторитет  фирмы укреплялся, и встал вопрос о создании крупного юридического лица.

В 2007г. было зарегистрировано ООО «Сибтерра». Это была уже компания с развитой структурой управления: отдел кадров, отдел продаж, ремонтная служба, бухгалтерия.  Грамотный менеджмент позволил значительно расширить присутствие компании на строительном рынке Красноярского края. Круг оказываемых услуг сильно расширился - появились такие виды техники, как полуприцепы (КамАЗ), тралы грузоподъемностью 45, 52, 90 тонн, мощные тягачи ФРЭД и полноприводные грузовики Iveco. Расширилась линейка автокранов, появились модели от 3 тонн до 70-ти. Компания приобрела экскаваторы Hyundai  с различной кубатурой ковша (от 0,8 до 1,4 куб.м) и навесным  оборудованием (гидромолоты).

Развитая инфраструктура компании, мощный парк техники  и  положительная репутация позволили  привлечь солидных клиентов, в том  числе из числа муниципальных  заказчиков. ООО «Сибтерра» принимало участие во всех значимых стройках и проектах Красноярска и Красноярского края, на нефтяных разработках Иркутской области (Ярактинское месторождение, Юрубчино-Тахомское месторождение, нефтепровод Куюмба). Тралы компании доставляли туда различную спецтехнику: экскаваторы, сваевдавливающие машины, бульдозеры, дробилки и многое другое. Экскаваторы и автокраны под эмблемой компании работали и продолжают работать на золотоносных месторождениях в Бодайбо. Несмотря на жесткие погодные условия, настоящие полярные морозы и напряженный график работ, техника успешно выполняет поставленные задачи.

В 2010 году компания взялась  за серьезный проект – перевозка  шунтирующих реакторов со станции  Карабула-Таежная в Кодинск, на Богучанскую ГЭС. Потом было строительство жилого сектора для работников ГЭС (как субподрядчики) в г. Кодинск, совместно со строительной компанией ООО “Сибстройком”. Спецтехника компании  привлекалась для восстановления аварийной Саяно-Шушенской ГЭС. Везде  «Сибтерра»  была в числе лучших и заслужила благодарные отзывы заказчиков.

К 2011 году, с образованием компании ИНТЕК, деятельность сосредоточилась  на реализации крупных проектов городского и краевого масштаба, промышленных стройках, требующих максимальной квалификации исполнителей. Одна из последних ответственных  задач  – это перевозка трансформаторов  весом 84 тонны  на Богучанский алюминиевый завод. В строительстве этого предприятия участвуют также 25-тонные автокраны компании. Кроме того, на Манском и Крольском туннеле ИНТЕК перевозит туннелепроходческие  комплексы с привлечением тяжелых кранов Tadano 55 и 70 тонн, а также трала грузоподъемностью 90 тонн.

Перевозка трансформаторов. Богучанская ГЭС.

Компания ИНТЕК активно  участвует в культурной жизни  Красноярска.

В 2010 году в День города компания ИНТЕК выступила спонсором по  установлению рекорда России по силовому экстриму. Саратовский атлет Вячеслав Максюта и красноярец Сергей Суров протащили пятидесятитонный автокран TADANO, предоставленный компанией ИНТЕК.

Если же вспоминать городские  проекты, легко назвать значимые культурные объекты – такие, как  ТРЦ «Планета», «Июнь», «Огни» и многие другие. Даже самая высокая в стране новогодняя елка, радующая красноярцев  каждый год на площади перед  Театром  оперы и балета, тоже не обходится  без участия ИНТЕК!

Впрочем, компания не собирается останавливаться на достигнутом. В планах ближайшего будущего ИНТЕК – дальнейшее развитие качества работы с клиентами и комплексное обновление автопарка. В 2012-2013 году будут выведены из эксплуатации устаревшие автокраны 16 тонн  и сокращен автопарк техники грузоподъемностью 25 тонн. В строй будут введены современные автокраны 90 тонн и мощные тралы, которые дадут возможность уверенно выполнять заказы от крупнейших строительных организаций края.

Стартовав более 17 лет назад, компания ИНТЕК неуклонно следовала  принципам оперативного и ответственного выполнения  задач, поставленных заказчиками. Спецтехника ИНТЕК работает в  любую погоду, на любых тяжелых  стройках и в любых регионах края. Опираясь на огромный опыт работы и  парк современной высокопроизводительной техники, компания ИНТЕК давно научилась  правильно прилагать усилие. А  значит, способна справиться с любой нагрузкой!

Сформируем миссию предприятия.

Таблица 1. Миссия предприятия

Стратегическое видение  предприятия

Миссия предприятия при  комбинированном подходе

Окончательная формулировка миссии

1

2

3

Стать бесспорным лидером  в области оказания услуг по перевозке.

Выполнять работу без нареканий  с высокой точностью, набор высококвалифицированного персонала, выполнение работ 24 часа в  сутки.

Возможность выполнять  работу, которую не каждому предприятию под силу выполнить, в любое время и любые погодные условия.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия