Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Цели исследования:
• дать определение сегментированию рынка, выявить его основные признаки и критерии;
• охарактеризовать основные методы рыночной сегментации;
• показать процесс сегментирования рынка на примере:
o сегментирование рынка фаст-фуда по потребителю;
o составление портрета потребителя рынка фаст-фуда;
o идентификация целевого сегмента потребителей и разработка маркетинговой программы для целевого сегмента.
Задачи исследования:
• рассмотрение методов сегментации;
• описание критериев сегментации;
• составление краткого обзора рынка общественного питания Санкт-Петербурга;
• анкетирование потребителей;
• выявление потребителя рынка фастфуд;
• представление картины сегментов рынка;
• определение целевого сегмента потребителей;
• идентификация критериев выбора ресторана быстрого питания;
• анализ отношения потребителей к различным сетям ресторанов быстрого питания
Введение 3
1 Сегментирование рынка и выбор целевых рынков 5
1.1 Понятие, принципы, методы, критерии и цели сегментации рынка 5
1.2 Выбор целевых сегментов рынка 12
2 Позиционирование 15
3 Сегментирование рынка, выбор целевого сегмента и позиционирование услуги 20
3.1 Информация о рынке общественного питания Санкт-Петербурга 20
3.2 Сегментирование рынка фаст-фуд 22
3.3 Позиционирование на рыночный сегмент 34
Заключение
Список использованных источников
Приложение
4 кластер – Юные гедонистки. В большинстве своём это девушки, которые происходят из семей с доходом выше среднего, ведущие активный образ жизни. Их можно застать в пиццерии, суши-баре, кофейне и – чаще других – в заведении быстрого питания. Спонтанны, склонны к импульсивным решениям, любят пробовать новые блюда; в большинстве случаев руководствуются не приверженностью определённому бренду заведения, а удобством его расположения или желанием попробовать что-нибудь новенькое. Менее, чем остальные группы потребителей, склонны обедать в одиночку (так поступает лишь 12,2% кластера). Предпочитают европейскую и японскую кухню. От посещения фаст-фуда их отклоняет не столько недовольство качеством продукции, сколько некомфортность самой обстановки (отсутствие свободных мест и необходимость быстро освободить столик). За обед в заведении быстрого питания готовы заплатить 250-400 рублей. Наиболее эффективной считают рекламу в сети Интернет, на втором месте – реклама непосредственно на витрине кафе. Самые популярные сети фаст-фуд в этой группе потребителей – «Subway», «Carl’s Junior» и «Sbarro».
5 кластер – Бережливые консерваторы. Это люди из семей с невысоким уровнем дохода (62,5% кластера имеет среднемесячный доход в расчёте на одного человека менее 25 тысяч рублей). Сравнительно нечасто перекусывают вне дома, и предпочитают еду, приготовленную своими руками. В основном посещают знакомые заведения, стараясь экономить, приобретая питание по спецпредложениям или комбо-обеды. Их можно встретить у стрит-фуда или в фаст-фуде. Предпочитают русскую и европейскую кухню. Из экономии обедают в столовой в университете или на работе, или покупают еду в магазине. Хотели бы видеть в фаст-фудах большее количество свободных мест и высокое качество продуктов, из которых изготавливаются блюда. Готовы заплатить за обед в фаст- фуде 150-250 рублей. Наиболее эффективно рекламировать заведение общественного питания для этой группы потребителей – размещать рекламу на витрине заведения общественного питания или на телевидении. Предпочитают сети «Чайная ложка», «McDonalds» и «Теремок».
6 кластер – Ценители комфорта. Это состоявшиеся люди в возрасте от 36 лет с высоким уровнем дохода. Любят блюда итальянской и смешанной кухни. Не склонны к импульсивным покупкам, спонтанности; привычны к определённым заведениям. Следят за своим здоровьем. Готовы заплатить от 400 рублей за фаст-фуд, приготовленный из качественных продуктов, однако, посещают такие заведения лишь несколько раз в год. Если они и заглянут в подобное заведение, то это, скорее всего, будет «Pizza Hut» или «Subway». Отдают предпочтение ресторанам, кофейням и суши-барам. В большинстве случаев обедают вдвоём – с супругами или деловыми партнерами. Доверяют рекламе в печатных изданиях.
Итак, обратим внимание на требования, которые потребители предъявляют к заведению быстрого питания, иначе говоря, насколько для них важны следующие факторы: расположение заведения, интерьер, удобство мебели, отсутствие шума, комфортность обстановки, качество продуктов, широкий ассортимент, ценовая политика заведения, быстрота обслуживания, вежливость сотрудников и наличие сети Wi-Fi.
Для быстроты анализа воспользуемся программой Microsoft Excel. На рисунке 1 столбцу A соответствует столбец таблицы 10 «совершенно не важно», столбцу B – «относительно важно», С – «достаточно важно», D – «очень важно», cтолбец E отражает количество респондентов в каждом кластере, а столбец F показывает результирующий показатель. Согласно формуле в строке формул на рисунке 1, мы умножаем количество респондентов, отметивших в анкете «совершенно не важно» на (-1), количество респондентов, отметивших в анкете «относительно важно» на (1), количество опрошенных, признавших фактор достаточно важным – на (2), количество респондентов, ответивших «очень важно» - на (3), и делим на количество респондентов в кластере, чтобы выровнять численное различие между кластерами.
Рисунок 1. Расчет коэффициента значимости показателя для Таблицы 10
Таблица 5. Таблица сопряженности между кластерами и расположением заведения | |||||
Расположение |
Итого | ||||
относительно важно |
достаточно важно |
очень важно | |||
1 кластер |
10 |
12 |
3 |
25 | |
2 кластер |
3 |
15 |
6 |
24 | |
3 кластер |
7 |
18 |
3 |
28 | |
4 кластер |
9 |
12 |
20 |
41 | |
5 кластер |
15 |
16 |
9 |
40 | |
6 кластер |
9 |
10 |
7 |
26 | |
Итого |
53 |
83 |
48 |
184 |
Следует отметить, что расположение
заведения общественного
Таблица 6. Таблица сопряжённости между кластерами и интерьером | |||||||
Интерьер |
Итого | ||||||
совершенно не важно |
относительно важно |
достаточно важно |
очень важно | ||||
1 кластер |
8 |
8 |
6 |
3 |
25 | ||
2 кластер |
3 |
9 |
12 |
0 |
24 | ||
3 кластер |
0 |
16 |
12 |
0 |
28 | ||
4 кластер |
6 |
14 |
18 |
3 |
41 | ||
5 кластер |
10 |
24 |
3 |
3 |
40 | ||
6 кластер |
0 |
11 |
9 |
6 |
26 | ||
Итого |
27 |
82 |
60 |
15 |
184 |
Интерьер не имеет большого значения для респондентов: 45% респондентов считают интерьер относительно важным фактором, 32% – достаточно важным, 14% – незначительным и лишь для 8% интерьер играет большую роль. При этом можно назвать ценителями интерьера представителей 6 кластера, а также потребителей из 3 кластера.
Таблица 7. Таблица сопряженности между кластерами и эргономичностью мебели | |||||||
Эргономичность мебели |
Итого | ||||||
совершенно не важно |
относительно важно |
достаточно важно |
очень важно | ||||
1 кластер |
2 |
7 |
10 |
6 |
25 | ||
2 кластер |
9 |
9 |
6 |
0 |
24 | ||
3 кластер |
3 |
18 |
7 |
0 |
28 | ||
4 кластер |
12 |
11 |
12 |
6 |
41 | ||
5 кластер |
10 |
6 |
21 |
3 |
40 | ||
6 кластер |
0 |
11 |
3 |
12 |
26 | ||
Итого |
36 |
62 |
59 |
27 |
184 |
Эргономичность мебели важна для 58% 6 кластера, 60% 5 кластера и 64% 1 кластера . Наиболее непритязательным по данному критерию является 2 кластер.
Таблица 8. Таблица сопряженности между кластерами и уровнем шума в заведении | |||||||
Отсутствие шума |
Итого | ||||||
совершенно не важно |
относительно важно |
достаточно важно |
очень важно | ||||
1 кластер |
2 |
14 |
6 |
3 |
25 | ||
2 кластер |
3 |
15 |
6 |
0 |
24 | ||
3 кластер |
4 |
6 |
12 |
6 |
28 | ||
4 кластер |
12 |
12 |
6 |
11 |
41 | ||
5 кластер |
13 |
9 |
12 |
6 |
40 | ||
6 кластер |
3 |
4 |
9 |
10 |
26 | ||
Итого |
37 |
60 |
51 |
36 |
184 |
Отсутствие шума играет наименьшую роль для представителей 5 кластера и 2 кластера. Наиболее важно как для истинных ценителей комфорта для потребителей из 6 кластера, на втором месте – третий кластер.
Таблица 9. Таблица сопряженности между кластерами и обстановкой | |||||||
Обстановка |
Итого | ||||||
совершенно не важно |
относительно важно |
достаточно важно |
очень важно | ||||
1 кластер |
0 |
13 |
9 |
3 |
25 | ||
2 кластер |
0 |
9 |
12 |
3 |
24 | ||
3 кластер |
0 |
6 |
19 |
3 |
28 | ||
4 кластер |
3 |
6 |
20 |
12 |
41 | ||
5 кластер |
6 |
19 |
6 |
9 |
40 | ||
6 кластер |
0 |
4 |
13 |
9 |
26 | ||
Итого |
9 |
57 |
79 |
39 |
184 |
Обстановка в кафе наиболее важна для представителей 6 кластера, вторую позицию по данному показателю занимает 4 кластер, третью – 3 кластер. В целом обстановка в заведении общественного питания достаточно важна для респондентов: лишь 5% опрошенных отметили, что обстановка в кафе для них совершенно не важна, и 31% признал, что обстановка является относительно важной.
Таблица 10. Таблица сопряженности между кластерами и качеством продуктов | |||||||
Качество продуктов |
Итого | ||||||
совершенно не важно |
относительно важно |
достаточно важно |
очень важно | ||||
1 кластер |
0 |
0 |
8 |
17 |
25 | ||
2 кластер |
0 |
0 |
18 |
6 |
24 | ||
3 кластер |
0 |
0 |
7 |
21 |
28 | ||
4 кластер |
0 |
0 |
12 |
29 |
41 | ||
5 кластер |
3 |
3 |
10 |
24 |
40 | ||
6 кластер |
0 |
0 |
3 |
23 |
26 | ||
Итого |
3 |
3 |
58 |
120 |
184 |
Качество продуктов, из которых
изготавливаются блюда –
Таблица 11. Таблица сопряженности между кластерами и ассортиментом | ||||||
Ассортимент |
Итого | |||||
совершенно не важно |
относительно важно |
достаточно важно |
очень важно | |||
1 кластер |
6 |
9 |
7 |
3 |
25 | |
2 кластер |
6 |
6 |
9 |
3 |
24 | |
3 кластер |
0 |
13 |
9 |
6 |
28 | |
4 кластер |
8 |
9 |
12 |
12 |
41 | |
5 кластер |
12 |
16 |
6 |
6 |
40 | |
6 кластер |
4 |
12 |
4 |
6 |
26 | |
Итого |
36 |
65 |
47 |
36 |
184 |
Информация о работе Сегметирование рынка фаст-фуд по потребителям