Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:54, шпаргалка
Основные понятия маркетинга
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.
Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Обмен – это получение желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Факторы личного порядка.
ВОЗРАСТ И ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг.
РОД ЗАНЯТИЙ. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Например: Рабочий может покупать рабочую одежду, рабочую обувь, коробки для завтрака, принадлежности для игры в кегли и т.д.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению.
ОБРАЗ ЖИЗНИ. Лица, принадлежащие к одной и той же субкультуре, одному и тому же общественному классу и даже одному и тому же роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.
ТИП ЛИЧНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОМ СЕБЕ. Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Тип личности обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт, как: уверенность в себе, влиятельность, независимость и т.д.
Психологические факторы:
УСВОЕНИЕ. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным, т. е. усвоенным. Теоретики считают усвоение результатом взаимодействия побуждений, сильных и слабых раздражителей, ответных реакций и подкрепления.
УБЕЖДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение. Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо.
Культурные факторы.
Культура - определяющий фактор потребностей и поведения человека, который с детства усваивает в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения.
Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, религиозной, расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.
Социальные классы - построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.
Представители
различных социальных классов различаются
стилем одежды, речью, организацией отдыха
и многими другими
К отличительным признакам социального класса относят:
· склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению;
· наличие
определенного социального
· образование, род деятельности и уровень доходов;
· возможность перехода из класса в класс.
Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, используя данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса.
Социальные факторы.
Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.
Референтные группы - группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему (кому) - либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами членства. Группы членства могут быть первичными (семья, друзья, соседи, все те общности, взаимодействие с членами которых носит постоянный и неформальный характер) и вторичными группами (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения, построенные скорее на формальной основе, общение с членами которых носит периодический характер). Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.
Семья - важнейшее социальное объединение потребителей-покупателей. Члены семьи составляют самую влиятельную первостепенную референтную группу.
Личные факторы: решения покупателя влияют также личностные характеристики, такие как возраст покупателя и жизненного цикла этапе, род занятий, экономическое положение, стиль жизни и личности, а самооценка.
Возраст и жизненным циклом государства - люди меняют товары и услуги, купить за годы их жизни. Покупка также определяется этап жизненного цикла семьи-этапы, через которые семьи могут пройти по мере взросления с течением времени.
Род занятий - занятие человека влияет на товары и услуги, приобретаемые. Маркетологи пытаются определить профессиональные группы, которые выше среднего интерес к их продукции и услуг. Компания может даже специализироваться на производстве изделий необходимы данной профессиональной группы.
Экономическая ситуация - экономическое положение человека в значительной степени влияет на выбор товаров заказать кавер группу на праздник.
Стиль жизни - выходцы из одной субкультуры, социальный класс, и даже оккупации может иметь совершенно разный образ жизни. Стиль жизни является модель человека жизни, выраженной в его или ее деятельности, интересов и мнений.
Личность и Self-Concept - отдельные личности каждый человек будет влиять на его или ее покупательское поведение. Личность относится к уникальным психологических характеристик, которые приводят к относительно стабильным и прочного ответы в свою среду.
Психологические факторы: покупка лица выбор также влияют четыре основные психологические факторы - мотивация, восприятие, обучение и убеждений и взглядов.
Мотивация - лицо многие потребности в любой момент времени. Потребность становится мотивом, когда он вызвал в достаточной рычаг интенсивности. Мотив необходимости, достаточно нажать, чтобы направить лицу искать удовлетворения.
Восприятие - мотивированный человек готов к действию.
Обучение - когда люди действуют, они учатся. Обучение описывает изменения в поведении человека, вытекающих из опыта.
Убеждения и отношения - через действия и обучения, люди приобретают их убеждений и взглядов. Это, в свою очередь влияют на их покупательское поведение. Убеждений является описательным мысли, что человек о чем-то.
Спрос можно подразделить на:
В зависимости от характера спроса используют соответствующий вид маркетинга.
Пять этапов процесса принятия решения о покупке:
Источниками данной информации могут быть:
Степень влияния этих источников зависит от товара и покупателя. Как правило, большую часть информации покупатель получает из коммерческих источников. Однако самыми эффективными являются личные. Коммерческие источники информируют покупателя, а личные придают необходимый вес и дают оценку информации. По мере накопления информации растет осведомленность покупателя о наличии товаров и их особенностях.
Приобретению товара может помещать лишь отношение других людей (супруг против покупки дорогих товаров) или непредвиденные обстоятельства (потеря работы, снижение цен на товары конкурентов)
Условно выделяют три основных метода: 1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) опрос.
Фокус-группа – метод сбора и анализа информации, который позволяет с высочайшей степенью достоверности оценить эффективность рекламной продукции на любом этапе ее создания: от возникновения рекламной идеи, до конкретного рекламного продукта.
Фокус-группы имеют три существенных отличия :
Отличие первое: фокус группа является не количественным методом исследования(как, например, социологический опрос), который дает ответ на вопросы "КТО" и "СКОЛЬКО", а качественным и дает ответ на вопросы "КАК ИМЕННО" и "ПОЧЕМУ".
Отличие второе: способ формирования выборки и методы сбора информации.
В фокус-группе (качественном) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие "вытащить" из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к товару, имиджу, позиции на рынке, протестировать новую идею товара или его рекламы, либо выяснить воздействие конкретной рекламы на потребителя.
Отличие третье: фокус-группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Смысл этого метода в том, что в групповом обсуждении потребитель включен в общение с себе подобными. Поэтому психологические барьеры, разделяющие интервьюера и интервьюируемого в социологическом опросе, снимаются намного эффективнее, и эмоциональные реакции (очень влияющие на поведение любого потребителя в повседневной жизни) намного ярче. Участников фокус-группы "фокусируют" на вопросах, интересующих исследователя, с целью получить скрытую информацию.
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД — один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.
Основной инструмент (стимульный материал).
Различают следующие группы таких тестов:
1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха);
2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (напр., тест Мира);
3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тематический апперцепционный тест);
4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама);
5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом —дерево —человек»);