Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:54, шпаргалка
Основные понятия маркетинга
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.
Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Обмен – это получение желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера);
7) аддитивные —завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения). П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов). Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным.
Mix-методики - смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.
Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.
Hall-test - метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
Технология
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение, оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу.
Выделяют следующие типы тестирования:
Применение
Данный метод применяется:
Достоинства и недостатки
Среди недостатков можно упомянуть трудоемкость организации тестирования. Преимуществом методики является возможность предъявления и оценки не только визуальной информации, но и аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной, вкусовой, а также их комбинаций.
Home-test - аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.
Отличия
Home-test во многом схож с hall-тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товара (в течение нескольких дней).
Технология
Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.
Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда по сравнению с другими продуктами).
Применение
Метод home-тестов используется для:
Достоинства и недостатки
К недостаткам метода можно отнести сложность и дороговизну организации исследования. Преимуществом home-теста является то, что тестирование товаров происходит в тех же условиях, в которых они используются обычно.
Mystery Shopping - метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).
Оценка полезности
При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.).
Технология
Оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.
Разработка плана Mystery Shopping. Первым делом разрабатывается подробный план ? какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким критериям, на что нужно обратить особое внимание (если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей.
Проведение Mystery Shopping. Специально подготовленные люди, полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые точки (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через Internet.
Использование результатов. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т. п.).
Применение
Товар – основное средство удовлетворения потребностей за счет своих основных свойств.
1. Товары делятся на:
• потребительские товары и услуги (приобретаемые отдельными лицами или домохозяйствами для личного использования);
• товары и услуги производственного назначения (приобретаемые и используемые в производстве других товаров, предназначенных для конечных потребителей).
2. Товары:
• длительного пользования (обычно выдерживают многократное использование);
• кратковременного пользования (полностью потребляются за один или несколько циклов);
• услуги (объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворения).
3. Потребительские товары делятся на:
• товары повседневного спроса (потребитель покупает их часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их приобретение);
• товары предварительного выбора (потребитель сравнивает их между собой по показателям цены, качества или внешнего оформления);
• товары особого спроса (на их поиск и приобретение потребитель затрачивает значительные усилия);
• товары пассивного спроса (такие, о которых потребитель не знает, а если и знает, то в обычных условиях не думает об их приобретении).
4. Товары промышленного
• материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали);
• капитальное имущество (стационарные сооружения, оборудование);
• вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства).
Мультиатрибутивная модель товара - это модель, связывающая в единую систему суждения потребителей относительно различных атрибутов и свойств продукта.
Практическая полезность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных, неотъемлемых свойств).
По классификации Ф. Котлера товар воспринимается потребителем в трех измерениях (т. е. имеет три группы атрибутов):
• товар по замыслу (ядро товара) – набор функциональных характеристик товара или основная потребность, которая должна быть удовлетворена (например, посудомоечная машина должна мыть и сушить посуду);
• товар в реальном исполнении – внешний вид, материал, эстетические свойства (например, габариты, вес и внешний вид товара);
• товар с расширением – гарантии, сервис, доставка (сервисное обслуживание товара, бесплатная доставка и установка).
Модель Ж.-Ж.Ламбена:
Её цель: структурировать атрибуты таким образом, чтобы помочь маркетологам эффективнее совершенствовать и развивать товар, создавать конкурентное преимущество на рынке.
Модель П.Диксона:
Процесс, в ходе которого идеи рождаются, оцениваются и превращаются в продукты, называется разработкой нового продукта.
Процесс разработки нового продукта состоит из восьми этапов:
Методы выработки идей:
Метод коллективной генерации идей – это метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы.
В общем случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, что обусловило популярность коллективных методов опроса.
Коллективные методы экспертного опроса делятся на два класса: одни используют открытую дискуссию, другие опрос при помощи анкет.
Методы выработки идей: