Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:54, шпаргалка
Основные понятия маркетинга
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.
Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Обмен – это получение желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.
Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Обмен – это получение желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Товар – это все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку с целью привлечения к нему внимания и приобретения.
Маркетинговая сделка – это обмен ценностями между двумя сторонами.
Условия заключения сделок:
Рынок – это совокупность всех существующих и потенциальных покупателей.
Этапы становления централизованного рынка:
Маркетинг – это трансформация запросов потребителя в реальные товары. Маркетинг – это вид предпринимательской деятельности, нацеленной на заключение сделок посредством разработки нового товара, его подготовки и последующего потребления. Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленная на совершение обменов, цель которых – удовлетворение потребностей и получение прибыли.
Цели маркетинга:
1. Формирование и стимулирование спроса.
2. Обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы.
3. Расширение объёма продаж, рыночной доли и прибыли.
Лозунг маркетинга: производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.
Маркетинг как система из трёх элементов:
1) особый способ
мышления, новая философия
2) набор конкретных
инструментов и механизмов
3) учебная
дисциплина, позволяющая подготовить
новое поколение
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
Нужда – чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.
Нужды бывают: физиологические (еда, одежда, дом), социальные (общение), духовные (образование, самосовершенствование). Одна и та же нужда у разных людей приобретает форму различных потребностей.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности у людей безграничны, а ресурсы для их удовлетворения всегда ограничены, поэтому человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос – потребность, подкреплённая покупательской способностью.
Если существуют нужды, потребности, запросы, то производителю следует отвечать на них товарами или услугами, способными их удовлетворить.
Товар – всё то, что может удовлетворить потребность или нужду человека, и за что человек готов платить деньги.
Концепции маркетинга -
это наиболее общие подходы к решению
задач достижения желаемого уровня сбыта
на разных рынках, принципы их решения,
которые являются основой управления
маркетингом.
Существует пять подходов, на основе
которых организации ведут маркетинговую
деятельность:
Управление маркетингом (
Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов:
1. Анализ рыночных возможностей (
Выявление новых рынков:
- более глубокое
внедрение на рынок (
- расширение
границ рынка (существующий
- разработка товара (новый товар – существующий рынок);
- диверсификация (новый товар – новый рынок).
Маркетинговые
возможности фирмы (привлекательные
направления маркетинговых
2. Отбор целевых рынков. Фирма должна установить хорошие отношения с поставщиками, иметь прочные связи с маркетинговыми посредниками, иметь привлекательные отличия своего товара от товаров конкурентов и не вызывать раздражения контактных аудиторий.
Каждую возможность необходимо изучить с точки зрения величины и характера рынка. Этот процесс состоит из четырех этапов:
1) замеры и прогнозирование спроса;
2) сегментирование рынка;
3) отбор целевых сегментов рынка;
4) позиционирование товара на рынке.
3. Разработка комплекса
4. Претворения в жизнь
Стратегия маркетинга – это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках. Она включает главные направления маркетинговой деятельности фирмы и инструментарий комплекса маркетинга (маркетинг-микс), с помощью которого разрабатывают и осуществляют маркетинговые мероприятия для достижения поставленных целей. Для каждого сегмента целевого рынка определяют стратегию товарной, ценовой, распределительной и сбытовой политики фирмы. Стратегия маркетинга показывает, с каким продуктом, на какие рынки, с каким объемом продукции следует выходить для достижения поставленных целей.
Планирование маркетинга основы
Организация маркетинговой деятельности. Фирма должна разработать такую структуру службы маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование, и привести фирму к достижению поставленных перед ней целей.
Мотивация работников маркетинговой службы представляет собой процесс интенсификации их мотивов с целью активизации действий по принятию решения об удовлетворении потребностей покупателей. Мотивация может осуществляться материальными и нематериальными методами.
Контроль претворения в жизнь плана маркетинга. Фирме нужно контролировать проводимые ею мероприятия, чтобы быть уверенной в конечном достижении целей маркетинга. Различают: контроль за исполнением годовых планов, контроль прибыльности и контроль за исполнением стратегических установок.
Сегментация рынка - разбиение рынка на группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинга.
Сегментация необходима, если:
· Имеются существенные различия между различными группами потребителей в их предпочтениях.
· В каждом сегменте имеется определенное сходство построения предпочтений, что обеспечивает единый для сегмента подход к формированию маркетинговой программы.
· Сегмент рынка имеет достаточные размеры для покрытия расходов и получения прибыли.
Выбор целевых сегментов рынка - это оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.
Критерии выбора:
Количественные параметры сегмента; Доступность сегмента для фирмы (возможность получить каналы распространения и сбыта, а также условия транспортировки и хранения); Существенность сегмента (насколько реально рассматривать определенную группу покупателей как сегмент рынка, и насколько такая группа устойчива);
Прибыльность сегмента (норма прибыли);
Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов;
Эффективность работы на выбранный сегмент (опыт и готовность предприятия к продвижению продукции и конкурентной борьбе);
Защищенность выбранного сегмента от конкуренции;
При выборе сегмента и разработке программы действия используют следующие виды маркетинговых стратегий:
Позиционирование товара - нахождение конкурентоспособной позиции товара на рынке на основе оценка возможных вариантов положения нового товара относительно товаров - конкурентов уже имеющихся на рынке.
Позиционирование
товара может состоять в том, что
товар фирмы помещается в некоторую
позицию на рынке рядом с товаром
конкурентом и начинается борьба
за долю на рынке. Другой вариант позиционирования
заключается в том, что разрабатывается
товар с улучшенными
Наиболее
распространенными принципами сегментирования
на потребительском рынке
Географический принцип основан на том, что фирма выбирает для своей деятельности один или несколько регионов, где для нее складываются наиболее благоприятные условия. На выбор региона влияет ряд факторов: наличие конкуренции и развитой инфраструктуры; расстояние от места производства или складирования товаров; объем и структура спроса; уровень цен и инфляции; плотность населения; природно-климатические условия и т. д.
Демографический принцип основан на сегментировании рынка по определенным половозрастным и социальным группам населения, на которые фирма предполагает ориентироваться (мужчины или женщины, их возраст, состав семьи, уровень доходов, некоторые миграционные процессы, жилищные условия и т. д.).
Психографический принцип предполагает, что потребители группируются: по принадлежности к определенной социальной группе (классу), типу личности, образу жизни, моральным принципам и т. п. Например, у предпринимателей и менеджеров первоочередное место занимают те товары и услуги, которые связаны с престижем, социальным статусом, комфортными условиями работы и т. п.
Поведенческий принцип основан на том, что среди потребителей выделяют группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Для выявления подобных групп проводятся специальные выборочные обследования и опросы.
Комбинированное сегментирование предполагает сочетание подразделения рынка по различным указанным выше принципам. Например, подразделение рынка по географическому принципу может сочетаться с демографическим, а в каждом таком субсегменте можно выделять группы по поведенческому и психографическому принципам.
Рынок состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может быть все, потребности, географическое положение, ресурсы, покупательские отношения привычки в конце концов. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.